СОДЕРЖАНИЕ.
1. Вступление. – стр. 2
2. Дом искусств. – стр. 3
3. А.А. Блок. – стр. 4 -5
4. «Ахматовский Петербург». – стр. 6
5. «Бродячая собака». – стр. 7
6. Н.С. Гумилев. – стр. 8
7. О.Э. Мандельштам. – стр. 8-9
8. А.М. Горький. – стр. 10-12
9. В.В. Маяковский. – стр. 12-14
10. Заключение. – стр. 15
11. Библиография. – стр. 16
12. Приложения
ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
(Анна Ахматова)
В век ХХ Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными или мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение:
Красуйся, град Петров, и стой
В литературе начала века господствовали иные настроения. Александр Куприн называет свой рассказ о городе «Черный туман». Герой его – молодой провинциал – приехал, чтобы завоевать столицу. И по началу ему сопутствовал успех: трудолюбивый, добродушный, одаренный музыкант, он был неотразим, все удавалось ему «шутя, словно мимоходом». Но вскоре он затосковал. И город расправился с жизнерадостным и наивным провинциалом: черный туман одарил его чахоткой, «убил в нем что-то главное, дающее жизнь и дыхание жизни»
Этот мотив рассказа не нов: он встречается в гоголевском «Невском проспекте», в некрасовском цикле «о погоде», в «Преступлении и наказании» Достоевского. Но в начале ХХ в. ощущение обреченности города доходит до крайности, становится невыносимым. Образ города в зеркале «серебряного века» мрачен и тревожен.
В ушах обрывки теплого бала,
а с севера – снега седей –
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
(В. Маяковский)
Во всей лирике начала века, в особенности той ее части, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даже необходимой катастрофы. Но действительность оказалась бесконечно страшней того, чего ждали и жаждали едва ли не все русские поэты на переломе веков. В годы революций и войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с 1924 по 1991гг. – Ленинград) при каждом новом подъеме репрессий оказывался объектом главного удара.
С 1914 г. (по 1969) Корней Иванович Чуковский начинает вести рукописный альманах «Чукоккала». Название происходит от фамилии писателя – Чуковский, и от названия поселка на Карельском перешейке, где родилась эта необычная книга, - Куоккала (с 1948 г. – Репино). В альманахе оставляли свои записи и рисунки, чаще всего шуточные, самые замечательные деятели русской культуры. В книге множество эпизодов характеризующих петербургскую культуру послереволюционного десятилетия. Один из них относится к деятельности издательства «Всемирная литература», организованного в 1918 г. А.М. Горьким. В течение шести лет им было опубликовано более 200 первоклассных книг, которые и сегодня входят в «золотой фонд» зарубежной литературы, переведенной на русский язык.
«Чукоккала» позволяет увидеть в каких условиях это было сделано. Здесь помещен, например, автошарж Юрия Анненкова, художника издательства. Рядом – стихотворная переписка Чуковского и Блока (он занимался в издательстве германской словесностью).
Редакция с 1918 года размещалась на Невском пр., 64, с начала 1919 года – на Моховой ул., 36. В работе участвовало более 80 литераторов и ученых. Издательство имело самую богатую библиотеку иностранных книг.
ДОМ ИСКУССТВ
В 1919 году был образован «Дом искусств» (Мойка 59), родственный «Всемирной литературе». Он стал центром, объединяющим петроградскую интеллигенцию. Здесь было организовано общежитие для бездомных литераторов: в «отдельных комнатенках», как пишет Чуковский, жили Н.С. Гумилев, А.С. Грин, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштам и другие.
Здание, в котором расположился Дом искусств, построено еще в 1768 году для генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Автор проекта здания до сих пор не установлен. В облике здания преобладают черты раннего классицизма, но ощутимы и отзвуки барокко. В 1858 году дом был приобретен поставщиком императорского двора купцом Г.З. Елисеевым, одним из собственников Русского для внешней торговли банка. Также этот дом вошел в историю шахматного движения в России.
В 1860-х годах после царского манифеста 1861 года об освобождении крестьян Н.Г. Чернышевский и его сподвижники по революционно-демократическому подполью стремились как можно шире распространять идеи революционной борьбы. И у них возникла мысль создать легальное прикрытие подполья в виде шахматного клуба. 10 января 1862 года в доме Г.З.Елисеева открылся новый клуб «Общество любителей шахматной игры». В число почти двух сотен членов клуба входили известные писатели (Ф.М. Достоевский, братья Жемчужниковы, Н.А. Некрасов), поэты (А.Н. Апухтин) и многие другие деятели искусства XIX века. Клуб просуществовал менее полугода. Он был закрыт 7 июля 1862 года в результате доноса тайных агентов полиции. С 1917 года дом опустел, так как Елисеев уехал за границу, и с 1919 года Горький возглавил художественный совет нового культурного центра города – Дома искусств.
Но к 1920 году обитатели этого дома постепенно разъехались по квартирам, и в здании открылся Деловой клуб. Здесь для руководителей промышленных и торговых организаций практиковался обмен опытом, устраивались лекционные циклы и вечера отдыха.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
Поэт Александр Блок был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в старинном доме на берегу Невы рядом с главным зданием Петербургского университета – некогда петровскими Двенадцатью коллегиями. В прежнее время он назывался «ректорским домом», потому что в нем помещалась казенная квартира ректора. (Ныне это Университетская набережная, дом 9). Позже «ректорский дом» был перестроен внутри и местоположение комнат, где жил Блок, точно установить не представляется возможным.
В этом «старинном доме над Невой» (о нем рассказано в первой главе поэмы «Возмездие») Блок провел первые три года. А. Бекетов, ректор университета, дед Блока, в 1883 году за «либерализм» был отстранен от ректорства. Семья перебралась на Пантелеймоновскую улицу (ул. Пестеля)- дом 4 . Здесь Бекетовы жили недолго, осенью 1885 года они переехали на Ивановскую улицу (ныне Социалистическую), близ Загородного проспекта, где тоже прожили только одну зиму, а с осени 1886 года обосновались на Большой Московской улице, дом 9.
С 1990 года Блок поселился в казенной квартире своего отчима офицера лейб-гвардии гренадерского полка. Находилась квартира в здании полковых казарм, расположенных на Петроградской набережной Большой Невки, недалеко от Ботанического сада. Отсюда в 1891 – 1898 гг. Блок ходил во Введенскую (позже – имени Петра Великого) гимназию (Большой пр., дом 37/39), а в 1898 – 1906 гг. – в университет, где учился сперва на юридическом, а потом на филологическом факультете.
Здание С. –Петербургского Университета построено по проекту Доменико Трезини в 1722 –1742 гг., оно предназначалось для размещения Сената и коллегий – высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I. Огромнейшее трехэтажное здание расчленено на 12 тождественных по размерам и внешнему облику корпусов. В XVIII веке каждый корпус имел собственный отдельный вход. В 30-е годы по приказу императора Николая I в здании разместился университет. Само здание подверглось перестройке и реконструкции (арх. А.Ф. Щедрин).
В сентябре 1906 года Блок впервые поселился отдельно от матери – также на Петербургской стороне (Лахтинская, дом 3), а в 1907 году на Галерной улице, дом 41 (около площади Труда). Для Бока эти годы были временем писательского становления, больших творческих успехов и растущей известности. В его квартире на Галерной часто собирались писатели, актеры, художники.
С ноября 1910 года Блок жил на Петербургской стороне – на Малой Монетной улице, дом 9. А уже с 1912 года Блок живет на улице Декабристов, дом 57 (сейчас там расположен музей – квартира Блока). В этом доме поэт провел последние девять лет жизни.
В первое десятилетие ХХ века Блок часто посещал собрания литераторов и деятелей искусств у Мережковского и Вяч. Иванова на Таврической ул., дом 25. Квартира Вяч. Иванова была известна в культурной жизни Петербурга, как «башня».
Блок превосходно знал свой город. Он очень любил природу, любил окрестности Петербурга. В «городских» стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, но стихи изобилуют лирически воспринятыми образами петербургского пейзажа:
Город спит, окутан мглою,
Чуть мерцают фонари…
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари.
Это единственный случай в русской поэзии, когда образ города стал как бы равновелик образу поэта. Блок разрабатывал тему Петербурга не в узко эстетском плане, а, следуя в основном традиции Достоевского, раскрывал ее в историко-философском и социальном преломлениях.
В начале ХХ века началось возрождение интереса и любви к Петербургу как к великолепной Северной Пальмире. В 1902 году в журнале «Мир искусства» появилась программная в этом смысле статья «Живописный Петербург», принадлежавшая перу художника и искусствоведа А.Н. Бенуа. В ней утверждалась красота, значительность и неповторимость архитектурного облика Петербурга. Вслед за Бенуа И. Грабарь в своей «Истории русского искусства» раскрыл художественные богатства петербургской архитектуры.
« АХМАТОВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ»
Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.
Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году. Настоящая фамилия Горенко, псевдоним – фамилия бабушки. С 1890 года по 1916 жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге.