а принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть
Россию - может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она
Внутри - тот теряет её лишь вместе с жизнью.
Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела
звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева
написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптан-
ной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине
плач "гнева и любви", Марина теряла уже надежду - спасительную веру в
жизнь. Эти стихи её - как крик живой, но истерзанной души:
О, чёрная гора,
Затягившая весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.
Дальше осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.
Марину Цветаеву - поэта - не спутаешь ни с кем другим. Её
стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей
интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская
хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористи - ческой чёткости и завершённости. Подкупала также конкретность этой
лирики.
Марина Цветаева - большой поэт, и вклад её в культуру русского
стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.
Среди созданного ею, кроме лирики - 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -
Биографическая, мемуарная, историка - литературная проза.
Марину Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,
границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно -
охватимо и всегда стоит особняком.
"Цветаева - звезда первой величины. Кощунство кощунств отно -
8
ситься к звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных
ископаемых. Звёзды - это всколыхающая духовный мир человека тревога,
импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам
непостижима…" - так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии
О. Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и
позвало. Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь видно - в чём и насколько она была впереди.
9
Анализ стихотворения.
В стихотворении "Молитва", написанном в день семнадцатилетия
Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома ("Вечерний альбом")
уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного
сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.
Христос и бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
"Терпи, ещё не кончен срок".
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом
сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что "стихи Марины Цветаевой…
всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого". Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты жизни", предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность" и разменять свои темы на "малые пустяки": "Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим - ной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки".
10