Смекни!
smekni.com

Поэзия природы: средства изобразительности и функции (стр. 7 из 7)

Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и ее историческое движение.

Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж. Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим. Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным (светлым, мирным) и бурным пейзажем.

Пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.

Итак, в лирической композиции Пушкина – как и в любом средстве любого великого поэта – видна вся его личность, все его художественное мировоззрение, стилевая индивидуальность; и мы видим, что эта индивидуальность прямо связана со стройным, гармоническим началом в художественном стиле, но что сама эта гармония внутренне сложна, патетична, диалектически напряжена. Вот почему опыт Пушкина вновь и вновь отсылает нас к самой категории «стиль»: требует динамики и ответственности во внутреннем толковании этой категории.

Список литературы

  1. Н.Н. Скатов «Русские поэты природы». Очерки. М., 1991
  2. М. Эпштейн «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990
  3. В. В. Кожинов «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра». М., 1978
  4. В.И. Сахаров «Под сенью дружных муз: о русских писателях-романтиках». М., 1984
  5. А. С. Пушкин «Собрание сочинений в восьми томах». Том 1, 2, 3, М., 1976
  6. Д. С. Лихачев «Литература – Реальность – Литература». М., 1981
  7. В. Гусев Пушкин: уроки стиля // Гусев В. «Рождение стиля», М., 1980
  8. М. Г. Искричин У лукоморья дуб зеленый // «Лес и человек», М., 1986
  9. «История русской поэзии»в 2х тт. Л., 1959