Это высказывание С.Н.Сергеева-Ценского легло в основу моего анализа поэтики цвета в поэме «Движения».
Общее количество колоронимов в поэме – 313. По сравнению с «Печалью полей» в «Движениях» наблюдается увеличение процентного числа основных для этого произведения цветов: желтого, синего, зеленого (табл. 2).
Действие в поэме разворачивается на фоне имения, окруженного «иссиня-темнозеленой, густо пахнущей смолою, терпко хвойной тишиною»6. В одном единственном предложении автор соединяет воедино зрительные, слуховые и вкусовые впечатления от того места, в котором пребывает главный герой поэмы Антон Антонович. Этот приём используется писателем на протяжении всего произведения, во-первых, для усиления того или иного ощущения от передаваемой картины и, во-вторых, для раскрытия психологического состояния героя. Заканчивается поэма такой же зрительно-музыкальной фразой: «День был такой тихий, что падали снежинки – точно не падали, точно стояли плотно между землёй и небом, белые внизу, темные вверху, не падали, а просто повисали лениво; и ели, и сосны устойчиво молчали каждой иглой, опушённой синим инеем» (II, 126).
Этими двумя предложениями, начинающим и заканчивающим поэму, описывается имение Анненгоф. На протяжении всего текста его будут сопровождать холодные цвета такие, как зеленый и синий, и их оттенки – иссиня-темнозеленый, темносиний, иссиня-синий, густозеленый, зеленоватый.
Зелёный цвет получает у Сергеева-Ценского отрицательный смысл. И это значение оно удерживает на протяжении всей поэмы. На страницах произведения зеленый цвет употребляется в соседстве со словами, несущими впечатление затертости, старости, тишины, и в конце – смерти. «С горки за две версты вся на виду была его усадьба с садом, и Тростянка – село в двести чисто вымазанных белых хат, крытых очеретом, и церковь, тоже белая, с зелёненькими, выцветшими куполами» (II, 22).
«Он сидел ошеломлённый, уплывающий куда-то, лёгкий, с открытым от изумления ртом, и почему-то ясно чувствовал… от зеленых распластанных Лапчатых веток пахнет могильно мирной сосновой смолою» (II, 26).
Постепенно зеленый цвет вытесняется более холодным синим цветом. Это происходит в октябре, когда Антон Антонович возвращается в нелюбимое имение Анненгоф из родной Тростянки. «В синих парных туманах таяли колонны стволов». И ещё пока «достаивали в садах на мызах зимние яблоки, зелёные, как мертвецы, твердые, без запаха и вкуса, среди редких багровых листьев,.. и листья ждали уже малейшего ветра, чтобы оторваться и упасть… (II, 50).
И даже иллюзия родного имения, созданная «синими с белыми лилиями» занавесками на окнах не смогла уберечь героя от «пропитанной хвойной смолою тишины». И «густо-зелёный, почти синий лес» окружал его со всех сторон.
А далее: «Тишина – ноябрь. Тишина – декабрь» И вот уже «синее» полностью вступило в свои права. «Сумерки подсиневают окна. В комнатах повисает что-то вроде тонких серых паутинок» (II, 56). И в это холодное, спокойное, «синее» время года лишь теплица, в которой «цветут лимоны, азалии, герань и фукции»…, «поднялись зеленым пучком помидоры, обвились возле палок бобы… и арбуз распустил, как веер, первый сочный глубоко надрезанный лист…» (II, 60), создает иллюзию теплого лета, буйство красок которого пробуждает желание к жизни.
Но даже эта прекрасная теплица, присутствие трех любимых сыновей около Антона Антоныча и вино не помогло избавиться последнему от мыслей о поджоге.
Суд над Антоном Антонычем проходил весной. Старый уездный город встретил его «желтыми тополями с кустами густых белых акаций». «От тепла и солнца было весело и звонко в теле» (II, 69). Все это цвело и пахло до тех пор, пока не вынесли Антону Антонычу приговор за поджог своей соломы – 3 года и 8 месяцев. После кассации приговора он возвращается в Анненгоф, и леса уже не просто густозеленые, а индигово-синие. Частота употребления синего цвета увеличивается на последних страницах романа. Особенно ярка на этих страницах игра иначе борьба синего (смерти) и желтого (жизни) цветов. «Летом на лесных тропинках иногда стадами стоят в воздухе продомоватые желтые мухи, упрямо и просто стоят, как рыбы в воде в жаркий полдень» (II, 124).
«Все собирал концы вожжей Антон Антонычу, концы новых вожжей, плюшевых, желтых, с синими помпонами» (II, 124).
Видел [Антон Антоныч Е.Ш.] мух, вожжи, и потом, как с высокой горы, сыпались мелкие камешки, желтые и синие, как водяные струйки в водопаде…» (II, 125)..
Это сочетание желтого с синим цветов встречается очень часто на протяжении всего текста. То «желтый свет лампы борется с синим светом окон» (II, 60). То «от желтого пятна борется во все стороны по грязному снегу ползут синие полосы, и вот, – как-то странно, – желтое пятно вдруг начинает казаться Антону Антонычу голубым» (II, 79). Создается в целом впечатление борьбы света с мраком, жизни со смертью.
Желтый цвет – это цвет, присущий родному имению Антон Антоныча Тростянке. Желтый цвет выражается в основном имплицитно с помощью слов – пшеница, солома, стог сена и т.д. И именно здесь в Тростянке «Антон Антоныч пил что-то невиданное, что плавало над хлебами, что давно уже пил он, с детства, и от чего у него блаженно и радостно, изжелта-розово мутнело в голове, и вдруг, как марево, – сосны, на веки вечные крепко сработанные стены построек, смолистая, как похоронный ладан, тишина, и неловкость, точно сделано было все хорошо, и в высшей степени хорошо, но как-то неожиданно совсем не то» (II, 23). Так противопоставляются два имения – «желтая «Тростянка и «зелено-синий» Анненгоф. Здесь, уже с первых страниц поэмы происходит осмысление Антон Антонычем ненужности своей сделки.
И для характеристики солнечного дня в Тростянке используются эпитеты «золототканый», «ласковый», «теплый» отчего и земля становится «золотистой», горячей от спелых хлебов».
Значение голубого цвета – последнего, из выделенных Сергеевым-Ценским цветов – проясняется по ходу основного действия произведения.
Голубой – это цвет весеннего неба. «Пахло чем-то весенним в воздухе, и от этого всюду подымалось живое беспокойство: пели петухи, кудахтали куры, телились коровы, мокли и кисли дороги, голубело небо, расчирикались воробьи, у ребят заалели щеки…» (II, 69).
«От тепла и солнца было весело и звонко в теле» (II, 69) и на душе Антон Антоныча. «На суде Антон Антоныч замечал все, потому что все было ново, смешно и торжественно» (II, 72). После ареста и возвращения героя в Анненгоф душевное состояние его передается уж через другие краски природы. «Ели кажутся страшно глубокими, лохматыми, черными, а на другой стороне верхушки сосен, и узловатые стволы кое-где вырываются отчетливыми извивами, дожелта накаляются и горят». И «небо, влажно-лиловое от растрепанных толстых туч, никуда не уходит, собралось над головою и висит тяжело» (II, 82).
После суда произошел окончательный перелом в душе Антона Антоныча, и тогда впервые он задумался о боге. «Уже ясно кажется теперь Антону Антонычу, что у него глаза голубые, не серые, как он думал раньше, а голубые, как кусок неба. …Эти глаза – пустые, сквозные, смысла в них нет, они и не зоркие, как у живых, и видят они не потому, что хотят видеть, а только потому, что открыты, открыты были всегда и не закроются. …От них к нему лучится какая-то холодная оцепенелость, а в нем подымается ей странный такой, щетинистый, как ежик страх» (II, 86).
И вот уже представляется Антон Антонычу Веденяпин, сыгравший роковую роль в его жизни. «Все время, сколько уже лет, был ротмистр Веденяпин – желтоглазый, грузный, басистоголосый, что ни скажет слово – соврет, – до того земной, что теперь он был какой-то немой, уплывающий,.. и глаза голубые»
Так , голубой цвет развивает свое реальное значение (цвета неба) до символического (цвета глаз самого бога и цвета рока).
Цвета серый, черный, красный, белый, золотой, розовый, коричневый и лиловый употребляются в основном в реальном своем значении. Они используются, например, при описании внешности человека «… был Антон Антонович сероглаз, чернобород с проседью, краснощек..», «она сидела … вся тяжелая, с двойным белым подбородком, с лениво выпиравшими из-под тонкой ночной рубашки грудями…», «Дергузов смотрел на него… маленькими серыми глазами…», адвокат «молодой и бравый на вид с широким лбом… и широким золотым перстнем»; при описании природы «небо влажно-лиловое от растрепанных туч никуда не уходят», «и ели были как-то необыкновенно, черны и часты…», «разбежались ограды из-под стриженного бобриком боярышника – подцветили зеленые вишнево-красным».
Итак, движение трех цветов – голубого, зелёного и желтого составляет основу всей поэмы Сергеева-Ценского «Движения».
Они развивают своё реальное значение до символического. Действительно, значение зеленого цвета выявляется в такой последовательности хвойная зелень–тишина–холод–смерть. Значение желтого цвета представляет собой следующую цепочку теплота–сырость–мелькание–жизнь, а голубого РОК–БОГ–небо.
На страницах поэмы мы можем наблюдать игру этих трёх цветов, проявляющуюся в сочетаниях желтого и синего, желтого и голубого, переход зеленого в синий цвет. Гармоническое расположение цветов оставляет впечатление непрекращающегося движения на протяжении всего произведения Сергеева-Ценского.
Примечания
1 Сергеев-Ценский С.Н. Движения // Современный мир. – 1910. – № 1, 2, 3, 6.
2 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений. – М., 1981. – С. 226.
3 Там же.
4 Кранихфельд В.П. Поэт красочных пятен // Современный мир. – 1910. – № 7. – 109.
5 Сергеев-Ценский С.Н. Писатель, человек. – М., 1975. – 82.
6 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12 т. – М., 1967. – Т. 2. – С. 15. Далее цитируется по этому изданию с указанием тома римскими цифрами, страниц – арабскими.