Приложение
Спектр цветов в поэме «Печаль полей»
С.Н. Сергеева-Ценского
в процентном соотношении
Таблица 1
Ц В Е Т | % |
КРАСНЫЙ | 15,7 |
БЕЛЫЙ | 14,8 |
ЖЁЛТЫЙ | 12,5 |
СИНИЙ | 10,1 |
ЧЁРНЫЙ | 9,9 |
СЕРЫЙ | 9 |
ЗЕЛЁНЫЙ | 5,8 |
ЛИЛОВЫЙ | 4,3 |
РОЗОВЫЙ | 4,3 |
ЗОЛОТОЙ | 4,1 |
КОРИЧНЕВЫЙ | 2,9 |
ГОЛУБОЙ | 2,9 |
СЕРЕБРЯНЫЙ | 1,4 |
С.Н. Сергеева-Ценского
в процентном соотношении
Ц В Е Т | % |
ЖЁЛТЫЙ | 15,3 |
СЕРЫЙ | 14,4 |
ЧЁРНЫЙ | 13,7 |
КРАСНЫЙ | 13,4 |
СИНИЙ | 12,8 |
БЕЛЫЙ | 11,2 |
ЗЕЛЁНЫЙ | 6,7 |
ГОЛУБОЙ | 5,1 |
ЗОЛОТОЙ | 3,5 |
РОЗОВЫЙ | 1,9 |
КОРИЧНЕВЫЙ | 1,3 |
ЛИЛОВЫЙ | 0,6 |
«ПЕЧАЛЬ ПОЛЕЙ» И «ДВИЖЕНИЯ»
Ц В Е Т | О Т Т Е Н К И | |
«Печаль полей» (1909) | «Движения» (1910) | |
КРАСНЫЙ | Маково-красный, красно-ватый, вишневый, алый, рубиновый, червонный, красно-оранжевый, пунцовый | Пунцовый, вишневый, червонный, притушенно-красный, терракотовый |
СИНИЙ | Светлосиний, синенький, мутно-матово-синий, сине-ватый, синевато-белый, ва-сильковый, иссиня-темный | Иссиня-темнозеленый, темносиний, синенький, индигово-синий, синеватый, иссиня-серый |
ЖЁЛТЫЙ | Ржавый, рыжий, желтова-тый, изжелта-розово-голу-бой, палевый, оранжевый | Ржавый, рыжий, изжелта-розовый, медный, рыжева-тый, палевый, оранжевый |
ЗЕЛЁНЫЙ | Зеленоватый | Темнозеленый, зеленень-кий, густозеленый, зеленовато-золотистый, зеленоватый |
ГОЛУБОЙ | Голубенький | – |
СЕРЫЙ | Темносерый, сизый, се-ренький | Сизый, мышиный |
БЕЛЫЙ | Белесый, беленький | Беленький |
ЧЁРНЫЙ | Заплаканно-черный, черненький | Черненький, почернелый |
ЗОЛОТОЙ | Золотистый, позолоченный | Золототканый |
КОРИЧНЕВЫЙ | Карий, бурый, русый, кау-рый, коричнево-красный | Караковый, вороной |
РОЗОВЫЙ | Розово-желтый | Розово-синий |
ЛИЛОВЫЙ | Лилово-сизый, сиреневый, фиолетовый | Влажно-лиловый |
СЕРЕБРЯНЫЙ | Серебристый, пепельный, осеребренный | – |
С.Н. Сергеев-Ценский – классик русской литературы, посвятивший литературе около 60 лет. Широким кругам читателей он стал известен, как создатель многотомной эпопеи «Преображение России».
В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы.
Этот стиль вызвал разногласия среди литературных критиков того времени: одни считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, причем отрицательное влияние декадентства; другие находили, что он впадает в крайности натурализма; третьи полагали, что на его творчество оказало влияние творчество других писателей (Ф. Достоевского, Л. Андреева).
В послереволюционный период оценки творчества С.Н. Сергеева-Ценского менее разнообразны. Художественный метод писателя оценивается, как реалистический, а влияние символизма, как временное.
В конце 1980-х годов наметилась тенденция рассматривать метод С.Н. Сергеева-Ценского, как синтез реализма и символизма, т.е. как неореализм. В настоящее время интерес к произведениям этого писателя не угасает: проводятся конференции научных работников и молодых ученых, защищаются диссертации и дипломные работы, пишутся курсовые, посвященные его творчеству.
В своих произведениях Сергеев-Ценский выступал как мастер и художник словесных полотен. Известны слова М. Горького о нем: «Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа – живописцем каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш – великолепнейшая новость в русской литературе»1.
В своей работе я обратилась к поэтике цвета в прозе С.Н. Сергеева-Ценского 1910-х годов в поэме «Печаль полей» и повести «Движения». В них Сергеев-Ценский показал себя, как писал В. Кранихфельд, «сложившимся большим и оригинальным художником»2.
Вопрос о цвете интересовал ученых разных областей знаний.
При анализе цвета с точки зрения литературоведения необходимо помнить, что текст – художественное целое, и цвет является одним из элементов художественного единства, также рассматривать следует все способы выражения цвета (эксплицитные и имплицитные).
Применимы к художественному тексту и принципы организации цветового пространства в теории живописи, например, взаимоотношения красок.
Ключевым для анализа произведений Сергеева-Ценского представляется понятие Е.Н. Трубецкого «умозрение в красках», характерное для русского искусства 1910-х годов.
В своих произведениях художник выступает как краснописец [термин Сергеева-Ценского], т.е. художник, умеющий красиво писать. Общий характер сочетания цветов в многокрасочных произведениях Ценского можно охарактеризовать как яркий. Все цвета внутри произведений движутся и взаимодействуют.
Основными в поэме «Печаль полей» являются следующие цвета: красный, белый, желтый, синий, составляющие более 50% от всех колоронимов (всего выделяется 345 колоронимов). Реальное значение этих цветов расширяется до символического. например, на красный – цвет жизни – наслаивается символический смысл вещего, предупреждающего о смерти. Цветовой контраст с красным цветом составляет белый. Один присущ жизнерадостной Маше, другой – безжизненной Анне. Белый и черный, употребляясь часто в пределах одного предложения, выступают как антагонисты.
Белый противопоставляется черному, как Ознобишины и народ. Желтый, с одной стороны, – показатель болезненного состояния всего живого на земле, с другой – становится аккумулятором солнечной энергии. Синий цвет в поэме также имеет двоякое значение: в действительности это цвет неба, цвет «святой водицы». Связь синего с желтым приводит к обогащению первого символическим значением с отрицательным смыслом.
В «Движениях» желтый цвет и по статистике и по значимости перемещается на первое место. Яркие (красный, синий) уходят на второй план, происходит передвижение цветов. Но все же основную трехцветку составляют цвета – желтый (теплота–сырость–мелькание–жизнь), зеленый (хвойная зелень–тишина–холод–смерть) и голубой (рок–БОГ–небо).
Символический характер цветов завершает реально изображенные жизненные явления. Цвет также является одним из средств раскрытия душевного состояния героев – Ознобишиных в «Печали полей» и Антона Антоныча в «Движениях».
В этих двух произведениях С.Н. Сергеев-Ценский использует приемы цветового и графического контрастов, сочетания цветов, перехода одного цвета в другой. Они насыщены красочными эпитетами, индивидуальными метафорами и сравнениями.
В целом манеру письма С.Н. Сергеева-Ценского можно охарактеризовать как живопись с элементами цветописи.
1 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч: В 10 т. – М., 1958. – Т. 3. – С. 572.
2 Кранихфельд В. Поэт красочных пятен // Современный мир. – 1910. – № 7. – С. 108.
I.
1. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10 т. /Вступ. ст. В. Борисовой. – М., 1955. – Т. 3.
2. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве: Статьи и воспоминания. – Симферополь, 1956.
3. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12 т. /Вступ. ст. В. Козлова. – М., 1967. – Т. 1; 2.
4. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества: Статьи, воспоминания, письма. – Симферополь, 1969.
5. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно. – М.. 1975.
6. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений. – М., 1981.
II.
7. Бочачер М. Певец «обреченных» (О творчестве С. Сергеева-Ценского) // Русский язык в советской школе – 1931. – № 4. – С. 33–48.
8. Вайсерберг М., Тартаковская И. Сергеев-Ценский – художник. – Ташкент, 1977.
9. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценского // Кредо. – Тамбов, 1996. – № 6–7. – С. 9–17.
10. Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского // Русское богатство. – 1913. – № 12. – С. 121–152.
11. Гоффеншефер В. Движение на месте // Лит. критик. – 1933. – № 3. – С. 134–135.
12. Дробчик И. Мастер пейзажа // Русская речь. – 1978. – № 3. – С. 30–32.
13. Жиляев Г. Повесть С.Н. Сергеева-Ценского «Движения» и ее место в прозе 10-х годов // Материалы 3-й научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского. – Крым, 1968. – С. 55–61.
14. Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова // Дружба народов. – 1965. – № 6. – С. 90.
15. Зверева Е. Роман С.Н. Сергеева-Ценского «Обреченные на гибель»: Нравственно-философский и поэтический контекст /Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тамбов, 2000.
16. Зверева Л. Судьбы дворянской усадьбы в изображении С.Н. Сергеева-Ценского и А.Н. Толстого // Кредо: Тамбов, 1996. – № 6–7. – С. 17–28.
17. Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить // Заветы. – 1913. – № 9. – Отд. II. – С. 132–154.
18. Клейменова Г. Поэма С. Сергеева-Ценского «Печаль полей» // Труды Иркут. гос. ун-та: Серия литературоведения и критики. – Т. XXXIII. – Вып. 4. – С. 107–130.
19. Колтоновская Е. Из новейшей литературы // Русская мысль. – 1913. – № 12. – С. 95–110.
20. Кранихфельд В. Поэт красочных пятен // Современный мир. – 1910. – № 7. – С. 108–129.