РГПУ им. Есенина
Кафедра литературы
Тема:
"Причины появления лирики и ее
родовые особенности"
Выполнила
студентка 1 курса
отделения журналистики
Творогова Елена
Научный руководитель:
профессор
Мирошников В.М.
Рязань 2002 г.
Лирика – род литературы, где хорошо слышен голос поэта, передающего в небольших стихотворениях свои чувства и мысли. Таково хрестоматийное определение одного из древнейших литературных жанров, возникшего в Древней Греции много веков назад. Вторая половина ХХ в. внесла в понятие лирики существенные изменения: теперь это просто поэзия малых форм.
Термин "лирика" совершенно забыл о своем происхождении. А происходит он от греческого слова "лирикос", что значит "исполняемый на лире" или "поющий под лиру". Греки называли этим словом вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.
Появление произведений лирического жанра относят к VII-VI вв. до н.э. и обуславливают, прежде всего, значительными переменами, произошедшими в жизни большинства греческих общин.
Итак, обратимся к античной истории. В VIII-VII вв. до н.э. на территории общин возникают города, в которые устремляется множество торговцев и ремесленников. В VII в. до н.э. появляются деньги, таким образом, в руках торговцев и промышленников начинают скапливаться богатства. Представители родовой знати, аристократы – крупные землевладельцы, считавшие себя потомками богов, требуют признания наследственной преемственности своих прав, называют себя единственными хранителями родовых традиций общины.
Таким образом, господство аристократов тяжелым бременем легло на плечи малоимущих земледельцев. Многие из них разорились, лишились средств к существованию, поэтому шли в кабалу к аристократам или пополняли ряды городской бедноты.
Торговцы и ремесленники стремились к политической власти, а земледельцы и городская беднота видели в них наряду с аристократами виновников своего разорения.
В результате этих социальных противоречий в течение VII и VI вв. до н.э. в Греции повсеместно совершаются перевороты, которые привели к потере аристократией своих былых привилегий, к отмене долговой кабалы, к установлению писаных законов.
Перевороты положили конец греческому родовому обществу и завершили формирование классового рабовладельческого общества. В Афинах, Коринфе, Сикионе и др. греческих городах устанавливается тирания – порядок при котором власть сосредотачивается в руках тирана, предводителя масс, выдвигающегося из среды аристократов в борьбе малоимущих земледельцев с земельной знатью. Тирания была, однако, явлением временным. (В Афинах власть тиранов была свергнута в конце VI вв. до н.э., на смену ей пришла демократия)
Подводя итоги социально-экономическому развитию Древней Греции VII-VI вв. до н.э. Отметим обострившиеся в связи с идеологической борьбой противоречия между коллективом и личностью. Именно они привели к появлению такого жанра, который предоставлял возможность самовыражению личности. Такую возможность древнегреческим авторам дала лирика.
Как было выше сказано, термин "лирика" происходит от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой исполнялись произведения лирического жанра. Он введен александрийскими учеными, которые основывали свои определения на формальных признаках (в данном случае на характере аккомпанемента). В новое время этим термином называли поэтический жанр, сложившийся в Греции в VII-VI вв. до н.э. Поэтому лирическими сейчас называют стихотворения, передающие мысли и чувства автора, его настроения, мгновенные душевные движения.
Греческую лирику принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры: для элегии и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы сопровождались звуками флейты, а мелические произведения могли исполнятся под звуки как лиры, так и флейты.
В основе лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым видом лирики, как и за всяким жанром греческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.
Рассмотрим подробнее каждый из лирических жанров.
Для элегии, развившейся согласно античной традиции из обрядовой заплачки, причитания, характерен определенный размер – элегический дистих (чередование древнегреческих стихотворных размеров гексаметра и пентаметра). Вот как он звучит на русском языке:
Между дурными людьми никогда не ищи себе друга.
Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй.
(Феогнид; перевод В.В. Вересаева)
Элегия – это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: нам известны военные, политические и любовные элегии.
Как и все другие виды лирики Древней Греции, элегии большинства поэтов того времени сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связанные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Только творчество Феогнида (политическая элегия) представлена объемным сборником.
В поэзии Тиртея, спартанского поэта второй половины VII в. до н.э., мы находим патриотические призывы:
Да, хорошо умереть для того, кто за землю родную
Бьется и в первых рядах падает, доблести полон.
(перевод Г.Ф. Церетели)
Тиртей писал также маршевые песни, с которыми спартанцы шли в бой. В походах его элегии читались во время общих обедов, после молитвы богам, в мирной жизни использовались для воспитания юношества.
Любовь в творчестве большинства древнегреческих лириков изображается как чувство легковесное, не предполагающее ни глубокой привязанности к своему объекту, ни уважения к нему. В нем преобладает чувственность, поэтому Мимнерма, поэта второй половины VII в. до н.э., правильнее называть зачинателем не любовной, а эротической поэзии. Правда, он написал "Смирнеиду", военно-историческую поэму, и обрабатывал миф о походе аргонавтов, но преобладающей темой в его творчестве является любовь.
Главная идея Мимнерма заключается в том, что любовь – единственная радость в жизни. Это подтверждают его следующие строки:
Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость?
Я бы хотел умереть, раз перестанут манить
Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе.
(перевод В.В. Вересаева)
Настроение Мимнерма постоянно омрачено думами о старости, которая влечет за собой только болезни, тяжкие заботы, иногда нищету.
Солон (VII – VI вв. до н.э.) в противоположность Мимнерму не боится старости, так как видит смысл жизни в накоплении знаний и служении людям.
Будучи не только поэтом, но и политическим деятелем, Солон видит смысл своего поэтического творчества в воздействии на граждан. В своих наставительных элегиях автор призывает к честному труду, стремлению к добродетели.
Кроме того, в произведениях Солона одно из ведущих мест занимают политические мотивы. Например, он писал о правильном устройстве полиса:
Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье, -
Что беззаконье грозит городу тучей бед,
Благозаконье же всюду являет порядок и стройность.
(перевод В.В. Вересаева)
Феогнид (поэт-аристократ, живший в VI в. до н.э.), как и Солон, был автором нравоучительных политических элегий. Но мировоззрение его отличают культ родовой доблести, ненависть к победоносной "черни", зависть к новоиспеченным богачам, в руках которых оказалась власть. (Во время демократического переворота в Мегарах, где поэт родился, он лишился имущества и не получил его назад, когда политические страсти утихли.) Эту зависть он вуалирует такими рассуждениями:
Лучше прожить с невеликим богатством, блюдя благочестье,
Чем достояньем большим несправедливо владеть.
(перевод В.В. Вересаева)
До наш дошел большой сборник элегий Феогнида (около 1400 стихов), основная часть которых – наставления любимцу поэта, мальчику Кирну. Он старается развить в Кирне осторожность и недоверие к людям.
Поэзию свою Феогнид ставил очень высоко, считая, что потомки оценят ее. Этот мотив бессмертия поэта был впоследствии заимствован Горацием, автором стихотворения, послужившего образцом "Памятнику" Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, В. Брюсова.
Второй лирический жанр, ямбы, коренным образом отличается от элегии, носившей преимущественно наставительный характер, содержащей патриотический призыв или иного рода размышление автора. Ямбы – это такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Ямбография – один из древнейших видов древнегреческой поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Для праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых, обличительных песен.
Архилох (VII в. до н.э.) – крупнейший представитель жанра ямбов, писал двухсложным стихотворным размером, близким к разговорной речи. Этот размер мы теперь называем ямбом.
Архилоху пришлось пережить много невзгод и неудач: отец его был паросским гражданином, мать – рабыней. Очевидно, что низкое происхождение повлияло на его судьбу; нам известно, что Архилох вел суровую жизнь наемного воина, много скитался, зарабатывая свой скудный хлеб. Все это ожесточило его: он беспощаден к своим личным и политическим противникам, он издевается и над собственными неудачами, сопровождавшими его всю жизнь. Язвительные насмешки, циничная откровенность, грубая брань – вот главные черты творчества Архилоха. Демонстративно пренебрегая общественным мнением, он рассказывает, как бросил во время боя щит, что считалось в Греции величайшим позором.