Кроткому, поистине национальному образу Катерины, сопутствует образ мужа. Простой, бесхитростный, прошедший рядовым солдатом через Великую Отечественную войну, он в жизненно важные моменты может быть упрям, крут с окружающими, может отстоять свое мнение. Как и бунинский Захар Воробьев, Иван Африканович не может найти приложение своей силе, не может реализовать себя, находясь в постоянном поиске, пытаясь осознать жизнь. Но нельзя найти полной аналогии между этими героями, так как они принадлежат разным историческим эпохам.
Многое в жизни Ивана Дрынова меняется после смерти жены. В сценах, следующих за возвращением Ивана Африкановича в деревню, В.Белов выступает как философ. Автор заставляет главного героя проанализировать свою жизнь, поразмышлять о значении жизни и смерти. Иван Дрынов задумывается о том, что остается после человека, и его поражает простая мысль: "Вот, родился для чего-то он, Иван Африканович, а ведь до этого-то его тоже не было... И лес был, и мох, а его не было, ни разу не было, никогда, совсем не было, так не все ли равно, ежели и опять не будет? ... Ну, а другие-то, живые-то люди? ... Ведь они-то будут, они-то останутся? И озеро, и этот проклятый лес останется, и косить опять будут. Тут-то как? Выходит жизнь-то все равно не остановится и пойдет как раньше, пусть без него, без Ивана Африкановича. Выходит все-таки, что надо было родиться, чем не родиться..." (11)
Образ Ивана Африкановича наполняется философским смыслом. В.Белов показывает духовный мир героя, процесс осознания им красоты жизни, рождение в результате душевных переживаний жизнеутверждающей философии.
Представителем другого типа народного характера, соответствующего бунинскому определению "Чудь", является шурин И. Дрынова Митька, который с его погоней за рублем противопоставлен героям, в чьих характерах доминируют трудолюбие, выдержка, цельность и любовь.
Характеры-антиподы даны В. Беловым и в повести "Плотницкие рассказы". Олеша Смолин во многом близок Ивану Дрынову. Он трудолюбив, может понять и простить других людей, тяготы крестьянской жизни не ожесточили его сердце.
Антагонистом Олеши является Авинер Козонков - тунеядец, приспособленец. В годы коллективизации он принес односельчанам много неприятностей. Образ Козонкова необходим для того, чтобы лучше определить особенности народной психологии, сформированной социальными условиями жизни.
Единомышленником О. Смолина выступает К. Зорин, человек нового поколения. Если характер Смолина сформирован многовековым крестьянским укладом, то характер Зорина находится в процессе становления. Жизненная цель Зорина - перенять народные традиции и нравы и совершенствовать их в современных условиях.
О. Смолина и А Козонкова связывает многолетняя дружба-вражда. Козонков, постоянно наносящий обиды своему товарищу, не понимает причин возмущения Смолина, так как у каждого из них своя правда.
Последний их конфликт, который происходит в доме Зорина, должен, кажется, довести отношения героев до логического конца. Но предложение К. Зорина разобраться, кто прав, кто виноват, заканчивается дракой.
Жизненные позиции героев настолько различны, что, казалось бы, примирение невозможно. Но, тем не менее, на следующий день после драки: "... За столом сидели и мирно, как старые ветераны, беседовали и Авинер и Олеша. Не было ни крику, ни шуму. Бутылка зеленела между чайных приборов, на столе остывал самовар".
Главная идея этого заключительного отрывка - идея смирения и всепрощения в духе христианской философии, что является исконной чертой национального русского характера.
Таким образом, рассмотренные нами произведения Ив. Бунина и В.Белова можно объединить не только тематическим обращением к насущным проблемам русской деревни, но и изображением сокровенных черт народного характера. Здесь В. Белов является наследником и продолжателем традиций Ив. Бунина. Писателей волнуют духовные основы русского человека, обусловленные психологическими и социальными факторами.
Ив. Бунин и В. Белов заставляют задуматься не только над горькой судьбой русского мужика, но и над трагической участью всей России, связывая судьбу Родины с судьбой ее народа.
Давайте ознакомимся с национальным характером человека, развивающимся в военное время, время лагерей. И здесь самым ярким представителем является Александр Исаевич Солженицын.
3. Отражение национального характера в произведениях А.И.Солженицына.
В русской прозе 1970-90-х годов значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа.
Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они или уничтожены, или не доступны до сих пор), сколько на мемуары, собственный опыт, - такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958-68 годы.
«Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. В ней есть образы, поданные писателем крупно, масштабно. Не мало людей, затронутых эскизно, мимоходом. Но более всего – молчаливых, нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российский народ.
В книге перед нами встает действительно особая общность людей, живущих по собственным законам, обладающих своей территорией и даже своим лагерным языком. Каторжный труд, изнуряющий арестантов, оказывается несовместимым с настоящей работой, он нерезультативен потому, что принудителен. Кроме того, заключенные понимают, что хорошо работать – значит поддерживать тоталитарную систему, то есть работать против себя и себе подобных.
Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси».
Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью».
«Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока» - так символично названа одна из глав книги.
Мыслью о величии духа человеческого автор «Архипелага ГУЛАГа» бросает вызов самим основам тоталитаризма. «Противостояние души и решетки» нередко заканчивалось моральной победой бессильного зэка-одиночки над всесильным режимом.
Для некоторых узников, к которым, прежде всего, относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.
Солженицын убежден: в тоталитарном государстве многие представления об истории, добре и зле фальшивы. Поэтому он призывает всех и каждого «жить не по лжи». Все, что выходит из-под пера писателя, включая и его публицистику, и многочисленные выступления перед аудиторией, значительны тем, что заставляют задуматься о сегодняшнем дне, о нравственных высших ориентирах, которые во все времена были путеводными звездами для честно мыслящих и бесстрашных людей.
Этим произведением автор показывает: с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью. С другой стороны, показываются такие качества русского человека как долготерпение, твердость духа, умение выживать. Тем самым, Солженицын пытается разгадать загадки русской души.
В разных жизненных ситуациях мы наблюдаем поведение героя: и в мирной жизни, где не требуется каких-то серьезных подвигов, а также в ситуациях, имеющих сложный характер, где от героя требуется максимальная отдача, например, сил, где проверяется человеческая выдержка.
Рассмотрим произведение Солженицына «Матренин двор», написанное немного позже. Главной героиней этого произведения является Матрена.
Что представляет собой характер одинокой безгрешной крестьянки-праведницы Матрены из села Тальнова?
Сейчас, когда стали очевидны теоретические, философские предпосылки этого характера, стало ясно, как много думал писатель о проблеме зла и добра в жизни, о том, когда свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника.
Матрена ничего не может возвести в собственные заслуги. Этот ангел небесный всю жизнь опаздывал к любому дележу благ земных. Она прожила жизнь как дочиновный, досословный человек, вне всякой карьеры, послужных списков. В итоге ее как бы и нет для чиновников, она нигде не учтена, ни на что не может претендовать. Фактически Матрена – вне закона, вне подданства, как зверушка лесная:
«…Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже, и сколько он там получал». (14)
Но героиня погибла, и оказалось, что осиротели все, что, рухнула моральная опора села. В ней был запас сострадания к людям, доброты и достоинства, которые исчезают в мире. Так, возрождая многие забытые традиции русской классической литературы и, прежде всего интерес к типу жалостливого, бескорыстного, совестливого страдальца за грехи всех, за неправедность многих душ, праведника и даже юродивого с его немой молитвой, Солженицын создал характер крестьянки Матрены. Он напомнил читателю, что эти слабые, беззащитные, наделенные даром молитвы люди играли исцеляющую, «санитарную» роль, вбирали в свои души грубость, жестокость, грязь и бездушие мира. Так Солженицын изобразил народный характер человека через линию добра и зла, отображая в героях своего рода подвижнический характер.