Солженицын всегда был убежден, что линия борьбы между добром и злом не имеет очевидной, наглядной прямизны, что она часто лабиринтна, что революции и всякие реформы не спрямляют пути истории, а часто запутывают и усложняют их, что сама человеческая история уже обременительна, непосильна для природы, для человеческой души. Поэтому он и создает такие персонажи, на которых, в принципе, и должна держаться человеческая душа.
Давайте познакомимся с русской прозой в 50 – 90 годы 20-го века, на примере произведений одного из выдающихся писателей Василия Макаровича Шукшина.
4. Проблемы национального характера в творчестве В.М.Шукшина.
Как писатель, актер и режиссер Василий Шукшин нашел себя сразу: в литературе и кино он появился со своими темами, героями и стилем. Можно сразу заметить, что персонажи шукшинских произведений – какие-то необычные, «странные» люди: «чудики», «психопаты», «шизы».
Какое-то странное необъяснимое отклонение от нормы, от принятых стандартов поведения, желание подняться над унылой повседневностью, пусть даже путем самообмана.
Будучи погруженными в житейскую повседневность, в скучное однообразие будней, шукшинские персонажи отваживаются на какой-либо из ряда вон выходящий поступок, чтобы хоть на одно мгновение приподняться и над обыденностью, и над самим собой.
Василия Шукшина, прежде всего, интересовала душа человека в ее внезапном пробуждении, в моменты прозрения. Все, что предшествует этому мгновению, писателем опускается. Отсюда лаконизм его рассказов, сжатость материала, динамизм повествования.
Герои Шукшина часто принимают решения и совершают поступки, на первый взгляд, несоизмеримые с реальными причинами, вызвавшими их. Так в рассказе «Даешь сердце!» ветфельдшер Козулин салютует выстрелами из ружья, потрясенный известиями о первой пересадке сердца. Сашка Ермолаев, оскорбленный продавщицей (рассказ «Обида»), готов «проломиться с молотком» к правде. От обиды «сводит челюсти», Сашку «трясет» на нем «нет лица». Почему же такая бурная реакция? Грубость – обычное явление в нашей жизни и к ней уже привыкли? В том-то и дело, что «чудики» и «психопаты» привыкнуть не могут. Они психологически неустойчивы, «взрывоопасны», и причину их «странного» поведения автор усматривал в неустойчивости, неупорядоченности их жизни. (17)
Достаточно небольшого толчка извне, чтобы растерянность, душевная неустроенность, внутренний дискомфорт выплеснулись наружу взрывом ненависти, обиды и безрассудства. «Я вас всех ненавижу, гадов!» - заорал в сердцах герой рассказа «Змеиный яд», отчаявшись найти лекарство для своей матери. В этом крике сконцентрировалось все: и ощущение своего бессилия, неустроенность, и стремление пробить равнодушие в других, но главное – в нем выразилась боль, которая переполняла сердце героя и была так хорошо знакома самому автору-повествователю.
Поступки шукшинских героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, но они заставляют не только удивляться странностям человеческого характера (хотя это не главное), но уважать личность, считаться с нею. Истоки конфликта, на который так легко идут Сашка Ермолаев, Алеша Бесконвойный или Семка Рысь, не в склочности или привередливости их натур. Духовные запросы личности намного превышают то, что может дать человеку жизнь. И этот трудноразрешимый конфликт с действительностью становится драмой персонажей, которая нередко переходит в трагедию.
Шукшинский герой стремится заполнить внутреннюю пустоту: один пишет трактат о государстве, другой создает живописное полотно, третий сочиняет куплетики для эстрады.… Не выдерживает душа, не умеющая жить пустотой, требующая смысла, которого сразу не постичь: «Ну, живешь, ну детей народишь – а зачем? Обеспечили себя насущным, думали, что стали не хуже людей, а вышло – то…» «Родиться бы мне еще разок! А? Пусть это не считается – что прожил…» - рассуждает Максим Яриков, трудящийся, в рассказе «Верую!»
Произведения Шукшина проникнуты великой любовью к людям. Егор Прокудин в «Калине красной» - образ человека, глубоко переживающего. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Герой произведения «Живет такой парень…» поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то наивно «загнуть», но в душе он прекрасен.
Так, в многообразии типов персонажей шукшинских произведений представлен, по сути, национальный характер.
III. Заключение
Из всего вышесказанного следует, что русский характер многогранен и загадочен. Время проходит, меняются жизненные устои, меняется сама литература и литературная жизнь. Но характер человека практически не меняется, остаются старые проблемы, главной из которых является проблема изучения тайн человеческой души. Изменяется окружающий мир, меняется и литературный процесс.
Сделав выводы, мы понимаем, что русский характер противоречив. В человеке одновременно может сочетаться добро и зло, любовь и ненависть и др. Порой, мы сами не догадываемся, какие тайны прячет в себе человеческая душа, каждый человек индивидуален сам по себе, и нельзя судить характер других людей по своему. Русский характер непредсказуем, его невозможно понять умом, можно только удивляться, насколько он необычен.
Исходя из своей гипотезы, сделав необходимые наблюдения, я поняла, что проблемой национального характера занимается и занималось множество писателей. И все они по-своему видят и оценивают человеческую душу, ведь каждый смотрит на мир своими глазами, поэтому и все окружающее, в том числе и характер человека каждый писатель воспринимает по-разному.
Таким образом, понятие русского характера можно найти не только в справочных материалах, но также и во многих литературных источниках, в том числе и в художественной литературе, где можно выявить отражение русского характера через художественные образы.
На страницах книг русских писателей русский человек предстает загадочной личностью, немного неординарной, но в основном, писатели описывают такие черты человеческого характера, которыми можно гордиться, благодаря которым и держатся человеческие отношения, а может быть, даже и целая нация.
Сейчас возможен следующий шаг в поисках и обретении нового взгляда на «страны родной минувшую судьбу», и судьбу человеческого характера. Главное – в осознании художниками величайшей ответственности за воспитание человеческой личности, за возможность ее достойного бытия.
Библиография
Теоретическая литература:
1. Афанасьев В. Иван Бунин. Очерк творчества. – Москва, Просвещение, 1996
2. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Московский рабочий, 1969
3. Дмитриева Т.Г. Проблемы национального характера в прозе И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995;
4. Кунарев А.А.Русская литература 20-го века, практикум (11 класс) Москва, 2002
5. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - Москва: Современник, 1976;
6. Пронина Е.П. Русская литература 20-го века (в двух частях). - Москва: «Просвещение», 2002
7. Сигов В.К. Народный характер и судьба России в творчестве И.А. Бунина // И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М.: Наследие, 1995;
8. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – Москва: Просвещение, 1991.
9. Чалмаев В.А А.И.Солженицын. - Москва: Просвещение,1998
Художественная литература
11. Белов В. Повести. – Москва: Детская литература, 1998
12. Бунин И.А. Литературное наследство. – Москва, Т. 84. Кн. 2, 1973
13. Бунин И. Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. – М., Сантакс, 1994.
14. Солженицын А.И., «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ». – Ленинград: «Художественная литература», 1967
15. Шукшин В.М. , рассказы. – Москва: «Москва», 2002
16. Лесков Н.С., повести и рассказы. – Москва: Художественная литература, 1981
Журналы:
17. «Новый мир», 1998 №10, «Народ в произведениях В.М.Шукшина»
18. «Знак вопроса» 2003г. «Жить не по лжи» размышления над страницами книги А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
19. «Юность» 2002г. №6 «Проблемы нравственности в современной советской прозе» по произведениям В.Белова.
20. *** Четверикова О.А «К проблеме народного характера в прозе И.А.Бунина», www. Allsoch.ru
21. ***Философский Энциклопедический словарь – М.,: «Советская энциклопедия», 1983
22. ***Большой толковый психологический словарь – М.: «Вече-Аст»