Смекни!
smekni.com

Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского (стр. 2 из 5)

Герои Достоевского не ищут и не находят связи с действительной жизнью; в этом их особенность. Они вовсе не стремятся к реальности, а сразу же выходят за её границы, в беспредельность. Их судьба сосредоточена для них не вовне, а внутри. Все мнимые виды ценности – положение в обществе, власть и деньги – все материальные блага в их глазах не имеют цены. И тут мне пришло на ум, что Достоевский не приземляет своего Мышкина, он исключает то, что его герой зарабатывает деньги, он просто неожиданно получает наследство. «Благодаря бездеятельности натуры на первый взгляд на первый взгляд они кажутся праздными мечтателями и фантазёрами, но их взор только кажется пустым, ибо он обращён не на внешнее, а жгуче и пламенно устремлён в себя, на собственное существо».1

Достоевский постоянно подмечает всякие мелочи, чтобы до галлюцинации конкретизировать свою жизнь. Они ему нужны, эти мелочи, чтобы смаковать их как подлинную внутреннюю жизнь.

В письме к своему брату, после того, как он начал «Село Степанчиково и его обитатели», он пишет: «Начал писать комедию, дело продвигается, но бросил форму комедии, -хочется подольше пожить с моими героями, побольше о них рассказать, и выходит повесть». Достоевский не может писать кратко. Он намеренно затягивает свои произведения, потому что, создавая своих героев, он живёт с ними одной жизнью. При этом Достоевскому не важно, что его герой делает. Ему важно, что он думает и говорит. Достоевский – страстный разговорщик. В его произведениях постоянно идут длиннейшие монологи и диалоги. Но именно этим он заставляет нас подойти вплотную к человеческой душе, заглянуть на самое дно её и посмотреть, что там делается. С другой стороны Достоевский не только психолог, изображающий душевные переживания людей, сколько в его произведениях можно найти материал для психологии, учитывая то, что под психологом я понимаю не только умение анализировать человеческую душу, но и выводить из этого анализа какие-то психологические законы.

Какими же приёмами психологического анализа пользуется Достоевский в своих романах?

Начать я думаю, следует с самого элементарного .Прежде всего, я думаю надо обратить внимание на то, что Достоевский, как никто другой использует говорящие имена. Первое впечатление читатель получает, когда узнаёт имя героя, и каким нужно обладать даром, чтобы, через имя уже дать понять читателю кто передним, донести до него сущность героя. С. В. Белов, признанный знаток и ценитель творчества Достоевского, пишет: «В библиотеке у Достоевского был такой календарь, в котором давался «Алфавитный список святых с указанием чисел празднования их памяти и значение имён в переводе на русский язык».1 Несомненно, что Достоевский неоднократно заглядывал в этот «список», давая символические имена своим героям. Кто из персонажей романа вызывает наш особый интерес с этой точки зрения? Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли возможно. Достоевский очень тщательно подходил к подбору имён и фамилий для своих героев: он старался максимально точно выверить их стилистически, дать большую функциональную нагрузку. Не случайно, что в своём комментарии к роману С.В.Белов высказывается на этот счёт очень определённо: «Имена, отчества и фамилии у Достоевского всегда полны глубочайшего смысла».

Особый интерес и литературоведов, и читателей вызывают, разумеется, имя и фамилия ( в определённой степени даже и отчества) главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова. Ведь именно через его образ Достоевский совершает казнь идеи отрицания неприкосновенности, высшей ценности и святости человеческой личности, жизни самого человеческого существа.

Исследовав литературную критику, я пришла к выводу, что литературоведы на эту тему продолжают спорить, высказывать разные мнения относительно той идею, которую Ф.Д. Достоевский мог вложить в фамилию Раскольников. Наиболее распространённая версия связывает фамилию главного героя романа со словом раскол - старообрядчество, со словом раскольник. Как известно, расколом именуется религиозное общественное движение в Росси, возникшее в XVII веке и направление против официальный церкви: это выразилось в форме отделения от русской православной церкви части верующих, н признавших церковный реформы Никона 1653-1656г.г. Совокупность религиозных групп и церквей Росси, не принявших церковных реформ XVII века и ставших оппозиционными или даже враждебными официальной православной церкви, называли ещё старообрядчеством, а официальным названием сторонников старообрядчества было раскольники.

Многие исследователя указывают на связь, ассоциации, которые могли сложиться у автора романа (в его сознании – между страстной любовью Родиона Раскольникова к людям, его огромным желанием принимать участие в судьбе людей вопреки личным интересам и фанатизмом в отстаивании своей «идеи») с расколом как определённой стороной исторического самосознания русских народных масс. С.В. Белов напоминает, что ещё в 1862 году Достоевский в статье «Два лагеря теоретиков» признал русский раскол «крупнейшим явлением в нашей исторической жизни».

На возможность подобных ассоциаций фамилии Раскольникова указывает ещё и факты, обнаруживаемые в тексте самого романа. В его начальных вариантов писатель как бы делал намёк на историческое происхождение фамилии Раскольников устами матери Родиона, которая говорила: «Раскольниковы хорошей фамилии… Раскольниковы двести лет известны» - как намёк на конкретный исторический период начала раскола, когда фамилия такая могла появиться. И, кстати, появиться именно в среде старообрядцев. На второй факт – факт своеобразного созвучия и в то же время антитезы фамилии Раскольникова и религиозных убеждений старообрядцев Миколы, который берёт на себя на себя грех Раскольникова ( в шестой заключительной части Порфирий Петрович говорит Родиону: «А известно ли вам, что он ( Миколка.-М.Г.) из раскольников, да и не то чтоб из раскольников, а просто сектант; у него в роде бегуны бывали, и он сам ещё недавно целых два года в деревне у некоего старца под духовным началом был»), указывает М.С. Альтман, внимательно исследовавший в своих трудах, в частности, и фамилию главного героя романа. М.С. Альтман замечает: «Петра Великого Достоевский считал первым русским нигилистом, и от Петра же, считал он, находится русская церковь в параличе. Реформы Петра привели к нигилизму в интеллигенции, к расколу в народе. В аспекте этих «двух расколов» приобретает исключительное значение то, что преступление нигилиста Раскольникова принимает на себя один из «раскольников»».

К вере Достоевского я отношусь тоже по-особому. Дело в том, что я не считаю, что в произведениях Достоевского главенствующее место занимает его вера, а его жизненные идеалы связаны с образом Христа. Каждый имеет право на своё мнение, на «своего» Достоевского. Приходя для себя к такому выводу, я прежде всего руководствовалась его биографией. Так как поистине верующим он стал после каторги. Каторга унизила Достоевского, стремление страдать, наслаждаться в страдании, смирятся в страдании- выросла у Достоевского под влиянием гнёта самодержавия. Самодержавие послало Достоевского на каторгу и преступление его заключается далеко не в том, что подорвана, была внешняя жизнь писателя, что ему были причинены нравственные великие физические муки, оно ещё более ужасно, потому что загнало внутрь великую душу Достоевского, его гордые порывы, его человечное, и просто на просто заставило его душу искать для себя другого, в сущности искажённого, русла. Таким руслом не только для него, но и для искалеченных тем же самым самодержавием великих душ, вроде Гоголя и Толстого , оказывалась религия. Поток духа Достоевского впал в это русло, так сказать, минуя и огибая «кряжистое самодержавие» Религия не сопровождала его всю жизнь, следовательно, она не может быть основной темой его романов.

Мне же ближе толкование А.Л.Бема.1 Так как при встрече с этим именем я в первую очередь подумала о том, что передо мной натура противоречивая, образно выражаясь- расколотая на две половинки. А.Л.Бем считает, что первое токование фамилии связано с со смыслом слова раскол – раздвоение, а другое ищет связь её со словом раскол, раскольничество как символ фанатизма, упрямства, одержимостью одной мыслью, но при этом, по мнению Л.А. Бема, оба толкования вполне законны, поскольку в таких случаях возможно самое разнообразное использование звуковых сочетаний в целях оживления известного представления. Каждая теория имеет право на существование, ведь мы можем только догадываться и предполагать, что именно хотел донести до нас Достоевский, что он вкладывал в это имя.

Конечно, не следует забывать и об особом звучании, о звуковых повторах в имени, отчестве и фамилии героя. Вполне очевидно, что звуковой упор в сочетании этих трёх слов делается на Р, причём такой упор, который создаёт впечатление рокочущего звука: РА-РА-РА-Родион Романович Раскольников.

Ещё одна очень интересная, на мой взгляд, версия была высказана С.В. Беловым, который являлся признанным знатоком творчества Достоевского. Эта версия состоит в том, что за именем, фамилией и отчеством главного героя романа «Преступление и наказание» можно увидеть другие, более глубокие ассоциации, другой более глубокий смысл, который писатель заложил в эти слова-имена. По мнению СВ. Белова, имя героя - Родион - можно связать с идеей родины, матери земли, которая его породила и которую он «раскалывает», а если брать отчество – Романович, - то «вполне возможно прямое толкование: раскол родины Романовых..»