Что касается Рогожина, то он неожиданно для себя совершенно откровенно рассказывает о том, что его волнует сейчас на самом деле: свою историю про бриллиантовые подвески, которые он купил для Настасьи Филипповны на деньги отца-скопидома и из-за которых едва не поплатился собственной жизнью. Недоверчивый и озлобленный Рогожин открывает первому встречному самые сокровенные свои переживания. Почему? Мне кажется, это происходит потому, что князь сам открыт, в его словах нет недомолвок, недоговорённости, он «не темнит». Рогожин представляется: «Рогожина знаете?» - «Нет, не знаю, совсем… Это вы Рогожин-то? Князь тем самым предлагает общаться прямо и первый это демонстрирует, как это можно сделать не оскорбляя собеседника.
И в финале этого разговора обнаруживает, что Рогожин, несмотря на его «сумрачное лицо», человек, способный на настоящие чувства. Человек по крайней мере есть две стороны: злобная, чёрная (подчёркивается такими эпитетами, как «черномазый», «черноволосый»), но так же и светлая, широкая: «Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил. Может, оттого, что в этакую минуту встретил, да вот и его встретил (Лебедева), а ведь не полюбил же его. Приходи ко мне, князь. Мы эти штиблетишки – то с тебя поснимаем, одену тебя в кунью шубу в первейшую, фрак тебе сошью первейший, жилетку белую али какую хошь, денег полны карманы набью, и …поедем к Настасье Филлиповне!» В «Идиоте» старый генерал, лжец идёт рядом с Мышкиным и делится с ним своими воспоминаниями , но вот он начинает лгать. Достоевский приводит только слова генерала. Но сама его манера говорить, все его паузы, беспокойство, его торопливость дорисовывает картину.. Мне бы ещё хотелось добавить, что уловить такие тонкости может только «понимающий читатель».
В диалогах, в разговорах Достоевский многое раскрывает о своих героях. Только в разговорах мы можем уловить всё таинственное. Достоевский как бы вынимает слово из души своих героев. «Символичен порядок слов, характерен строй предложений. Ничего не случайно: необходим каждый отдельный слог, каждый вырвавшийся звук, существенна каждая пауза, каждое повторение, каждое дыхание, каждая обмолвка; за высказанном словом всегда слышится подавленный резонанс: это бьют волны скрытого душевного прилива.»1
Я не могу обойти такое уникальное произведение Достоевского. Как « Бедные люди». Оно как- бы выходит за рамки его творчества. Во первых это произведение написано в письмах, но не смотря на это Достоевскому не чуть не хуже раскрыть своих героев. Мы воспринимаем Макара Девушкина, через его личное отношение к себе. Даже самую наружность бедного чиновника, Достоевский изображает , заставляя героя созерцать себя в зеркале, идя к генералу:
«Оторопел так, что и губы трясутся, и ноги трясутся. Да и было от чего, Маточка. Во-первых совестно, я взглянул направо в зеркало, так просто было от чего с ума сойти, от того что я увидел. Его превосходительство тот час обратило внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что Я видео в зеркале: я бросил ловить пуговки».
В этом романе Достоевский впервые на первое место ставит – любовь. Любовь, в изображении Достоевского другая, с которой я раньше я не встречалась. Эти любящие друг друга – Макар Девушкин и Варенька, живя рядом встречаются с чрезвычайной опаской, предпочитае видеться в церкви – месте общепристойном и сугубо серьёзном . Герой любит Вареньку так, что тратит на неё всё возможное и даже сверх возможного, но то, что ей важно и нужнее всего, и то, что ему не стоит ни каких затрат, он предложить ей не может. Ведь самая большая нужда Вареньки – нужда в родном человеке. И её постоянная, даже назойливая просьба зайти: « Экой вы нелюдим какой! (…) Я ведь вам почти родная. Не любите вы меня, а мне иногда одной очень грустно бывает.» А Девушкину оказывается важнее мнение и то, что подумают чужие люди, чем его родная Варенька. Таким образом, парадокс родственной дружески- любовной ситуации, изображённой в романе заканчивается в конце концов в тем, при отношениях когда один любит и благодействует, другой благодарит и любит, нет и не может быть любви. Любовь не только роднит, но и ровняет: здесь у одного ничуть не больше оснований благодарить, чем у другого. А при неравенстве и нет любви. До тех пор, пока один благодействует, а другой благодарит, герои остаютя чуждыми друг другу. Таков исход этой дружественно- любовной истории.
А какая же любовь у Настасьи Филипповной? Здесь присутствует феномен двойственной любви, один из самых сложных у других писателей. Здесь совершенно естественен для Достоевского. Настасья Филипповна любит своим духовным существом Мышкина, кроткого ангела, и любит плотской страстью Рогожина. На пороге церкви она покидает князя и бросается в постель к другому, от пирушки пьяницы возвращается к своему спасителю Её дух, как бы испуганно сморит на то, что творит её тело. Честно говоря, любовь, та, которую изображает Достоевский мне не совсем понятна, наверное поэтому-то так мы, читатели стремимся разгадать тайну Достоевского, слишком много в его романах непонятного.
О романах Достоевского надо писать, чтобы наши потомки могли судить о нашем духовном состоянии (если они будут в состоянии о чём либо судить!!!!!!!!)
Копейкина Светлана Сергеевна .
1 Стефан Цвейг. «Достоевский»
2 Иосиф Бродский « О Достоевском»
3 Иосиф Бродский « О Достоевском»
1 Выготский Л.С. «Психология искусства»
2 Стефан Цвейг «Достоевский»
2 Стефан Цвейг «Достоевский»
1 А. Луначарский. «Достоевский, как художник и мыслитель»
1 Стефан Цвейг. «Достоевский»
1 С. В. Белов «Комментарии к роману «Преступление и наказание»»
1 А..Л.Бем. «Личные имена у Достоевского»
1 Г.Ф.Коган статья « «Загадочное имя Свидригайлова…»
2 Иннокентий Фёдорович Анненский. «Достоевский»
[1] роман «Преступление и наказание» часть шестая, глава VI
1 Роман «Преступление и наказание» Эпилог
2 Роман «Идиот» часть первая, глава X
1 роман « Преступление и наказание» часть первая, главаV
2 роман «Преступление и наказание» часть первая, глава V
3 роман «Преступление и наказание» часть первая, глава IV
1 Борис Парамонов « О неудаче Достоевского: «Идиот»
1 Стефан Цвейг «Достоевский»
1 Стефан Цвейг «Достоевский»