Смекни!
smekni.com

Путь среди революций (Блок-лирик и его современники) (стр. 1 из 2)

Реферат:

«ПУТЬ СРЕДИ РЕВОЛЮЦИЙ»

(БЛОК-ЛИРИК И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ)

Выполнил: Матвеев Ф

Проверила: Понамарёва Т.И.

План:

1) Влияние рев. 1905 г. на творчество Блока.

2) Духовное развитие Блока.

3) Блоковедение 20-ых годов.

Цель реферата: Показать творчество Блока во время рев . 1905 г и после.

В общественном и духовном раз­витии Блока огромную роль сыграли революционные собы­тия 1905 г.; соответственно они имели необычайно важное значение в становлении и ут­верждении зрелой лирической системы поэта. Уже в со­ветскую пору, при подготовке нового собрания сочинений, осмысляя внутреннюю логику своей духовно-жизненной и художественной эволюции, Блок писал: «Если удастся издать — пусть будут все четыре томика — одной толщи­ны, и в них — одно лучше, другое хуже, а третье и вовсе без значения, без окружающего. Но какое освобождение и какая полнота жизни (насколько доступна была она): вот—я—до 1917 года, путь среди революций; верный путь» (дневниковая запись от 7 января 1919 г.). Наиболее емкой, точной и содержательной формулой единства творческой судьбы поэта в его собственном определении оказывается —«путь среди революций»;ощущение внутренней связи с революционным развитием общества дает максимальную духовную удовлетворен­ность —«освобождение»; в высшей степени характерно также для Блока, что это же ощущение является «полно­той жизни». Рубеж 1905 года был для Блока всегда глу­боко знаменательным поворотом. И в самую ту пору, и в особенности — когда события миновали, они всегда представлялись Блоку стихийным общественным взрывом, заново трагически определившим жизненную и твор­ческую судьбу: «...лиловые миры первой революции за­хватили нас и вовлекли в водоворот... За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой, таить в себе обещания ее. Таковы были междуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие душу и тело» (дневниковая запись от 15 августа 1917 г., 300). Вторым и еще более значи­мым, определяющим трагедийным взрывом, внутренне связанным с первым, оказываются события 1917 г.: «Те­перь—опять налетевший шквал...». Законо­мерность творческого движения устанавливается самим поэтом именно в органических соотношениях с этими двумя «шквалами», все определяющими.

Люди, хорошо знавшие Блока или постоянно с ним соприкасавшиеся, утверждали, что он несколько изме­нился и как человек во время самих событий 1905 г., иным стал его подход к жизни, к людям. Так, учившийся с Бло­ком на славяно-русском отделении филологического фа­культета Петербургского университета В. Е. Евгеньев-Максимов вспоминал в личных беседах о подчеркнутой отчужденности Блока-студента (в пору до 1905 г.) от студенческой среды. А М. А. Бекетова рассказывает о возникшем у Блока во время революции остром интересе к окружающему, к тому, что происходит в стране. Встречавшийся с Блоком в январские дни 1905 г. Андрей Белый в своих первых (относительно наиболее правдивых) воспоминаниях о поэте сообщает о столк­новениях Блока с отчимом — гвардейским офицером, вынужденным участвовать в действиях властей в это время. Обобщенно об изменениях, произошедших в Блоке-человеке, М. А. Бекетова писала так: «С этой зимы рав­нодушие Александра Александровича к окружающей жизни сменилось живым интересом ко всему происхо­дящему». Следует понимать, что под «окружающей жизнью» тут подразумеваются общественные, социальные события; личный и творческий интерес к жизни и людям у Блока — большого поэта и человека — был с первых шагов в искусстве.

Для верного понимания эволюции поэта важно не пу­тать эти две стороны блоковского отношения к действи­тельности. Само собой разумеется, реально они взаимо­связаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их соотношение. В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. «не знал жизни», а пос­ле революции вдруг «узнал» ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок выра­батывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения с эволюцией поэта пони­маемые суждения его на эти темы могут подать повод и для утверждений типа «не знал — узнал». Сравнивая подход живописца и современного писателя к своему жизненному материалу. Блок писал в статье 1905 г.:«Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться писателю» . Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе «красок и линий» над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, су­ществовавшая и ранее. То, что Блок сталкивает «схемы» с «красками и линиями»,— говорит о кризисе мировоз­зрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в этом: «Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов». Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности «схем и абст­ракций» для художественного обобщения эмоционально-жизненного материала—еще в 1902 г. он признавался: «Я уже никому не верю, ни Соловьеву, ни Мережков­скому». Суть у Блока— если воспринимать все это в единстве его эволюции — не в механическом противо­поставлении «природного» и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса.

Вульгарно-социологический подход возможную проппоречивость, кризисность решительно вменяет в вину самому художнику. Тем самым отстраняется вопрос и противоречиях действительности, о движении художника имеете с ними. Поэтому отпадает и проблема измене­ний, появления нового идейного качества в искусстве. Существенные изменения происходят и в мировоззрении, и it творчестве Блока непосредственно в месяцы и годы небывалых событий в стране. Духовному развитию Блока к тот период, несомненно, свойственна противоречивость. Наглядно ясно и неоспоримо то, что Блок выходит из своеобразного «лирического оцепенения», замкнутости в кругу философских созерцаний и лирических пережива­ний, в котором он пребывал до этих событий. Примеча­тельно, однако, то, что сами события общественно-поли­тического плана становятся предметом поэтических раз­думий и лирических переживаний — какова бы ни была мера понимания их. Подводя некоторый итог пережитому и эти бурные месяцы, в письме к отцу от 30 декабря 1905 г. Блок говорит, что его отношение к «освободительному движению» выражалось «одно время даже в сочувствии социал-демократам» ,— но тут же поясняет, что от подобных крайностей он все больше отходит и в плане непосредственно политическом готов одобрить деятельность «умеренных партий». Характерно блоковское пояснение к этому признанию: «умеренные партии», с точки зрения Блока, годятся «разумеется, не для жизни, и для «государственной думы» и т. п.». Ненависть к разного рода либеральным программам была од­ной из наиболее органических черт духовного облика Блока. Поэтому-то либеральные идеи совершенно не уст­раивают его «для жизни»— Блоку-человеку они абсо­лютно чужды. Гораздо притягательнее для него непо­средственная революционная действенность. В письме признается вместе с тем, что у него проходит и это, более ему по-человечески свойственное, непосредственное увле­чение революцией. Блок поясняет, что если он и отходит от прямого увлечения революцией, то не потому, что не видит смысла в революционной деятельности, «а просто по при­роде, качеству и теме душевных переживаний». Тут видны и слабые, и сильные стороны блоковской оценки для себя опыта общественных событий. Отстране­ние от себя и своих поэтических переживаний либераль­ных программ говорит о здоровых социальных влечениях художника; в попытке же расположить поэтические искания где-то рядом с общественными отношениями и их социально-ролитическими переломлениями, как-то разделить их,- сказывается мировоззренческая неясность, незрелость поэта.

Примечательно то, что в начальную пору советского блоковедения, в 20-е годы, когда вообще социальные ис­толкования искусства часто были несколько упрощенны­ми, все-таки исследователи не склонны были усматривать в стихах Блока о первой революции только лишь ошибки и заблуждения. Гражданский и поэтический подвиг Блока в эпоху новой революции еще был актуальной современ­ностью в 20-е годы; духовный опыт современников поэта не допускал возможностей видеть в его прежнем твор­честве специальные маскировочные действия по сокрытию буржуазной сущности автора. И. Машбиц-Веров в свое время писал: «...у Блока есть также исключительно цен­ные стихотворения, посвященные революции 1905 года. Первую революцию поэт приветствовал прекрасными и восторженными песнями. И зная эту раннюю револю­ционную поэзию Блока, по-иному воспринимаешь «Две­надцать» и «Скифы»: они оказываются органическим продолжением революционного творчества поэта». ' Ценно в такого рода суждениях стремление выделить по­ложительные начала в эволюции поэта; без этого невоз­можна научная постановка вопроса — одностороннее со­бирание промахов и ошибок писателя представляет собой «проработку». При «проработке» же исключается соотне­сение блоковского «пути среди революций» с русской действительностью, русской жизнью начала века. Видеть закономерность в пути поэта среди революций, само собой разумеется, не означает игнорирования противоречий этого пути: напротив, только так вопрос о противоречи­вости становится на реальную почву. Упрощенность ран­них трактовок поэзии Блока и состоит в некоторой пря­молинейности, недостаточности проникновения в специ­фические трудности блоковского развития, его противо­речия. Мы видели выше конкретное проявление общей идейно-творческой незрелости Блока — стремление отде­лить свои непосредственные интересы лирического поэта, от общественной жизни, ставя их рядом (но не противо­поставляя их!). Естественно, что такое разделение связано как с новыми идейно-духовными сложностями, встав­шими перед поэтом в новую эпоху, так и с ранним, доре­волюционным развитием Блока. Трудно думать, что по­добная идейно-художественная слабость могла бы разре­шаться помимо творчества, где-то сбоку, а не в самих стихах, в самой лирике.