Смекни!
smekni.com

Рассказ М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (стр. 1 из 4)

Реферат

РассказМ.Ю.Лермонтова

Герой нашего времени

ученика 9-А класа

средней школы № 281

Мягкова А.С.

Киев 2002

ПЛАН:

1.ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН - АВТОР И ГЕРОЙ.....................................................................1

2.История изучения романа М.Ю Лермонтова.......................................................2

3.художественные особенности”Героя нашего времени''................................3

ЛЕРМОНТОВ И ПЕЧОРИН - АВТОР И ГЕРОЙ.

Вступление к теме другими словами можно назвать предисловием.По замечанию Лермонтова, предисловие является в книге как первой,так и последней вещью.Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что авторсвязан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными,необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним.

Рассматривать связь автора с героем можно в двух планах: первый - слияние автора с героем; второй - взгляд автора на героя издалека,с позиций осуждения его пороков, его высмеивания. Иногда этивзгляды могут сочетаться. В предисловии к "Герою нашего времени"Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного

человека, какого он слишком часто встречал:"Автор этой книги... Ему просто весело было рисоватьсовременного человека, каким он его понимает и,.. к несчастью,

слишком часто встречал."Чем же Григорий Александрович Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова?

Каковы эти признаки, черты, которыми обладали и тот и другой,как представители эпохи 3О- х годов девятнадцатого столетия?Во-первых, Печорин - человек армейский, он военный, что былотипично для дворянства 19 века. Он офицер и этим они с Лермон-

товым схожи.Во-вторых, он участвовал в дуэли, как многие тысячи в то время.

Дуэль Печорина с Грушницким типична для манеры поведения многихлюдей того времени. И для самого Лермонтова тоже.В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено средилюдей во все века, начиная с библейских времён. Печорин любит

Веру и она любит его, даже, может быть, ещё больше, ещё сильнее,чем он её и хромой старичок, Верин муж, узнав об этом, называетсвою жену ужасным словом и увозит её из Пятигорска. По современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самогоЛермонтова и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярииБенкендорфа.

В-четвёртых, он человек, щепетильно относящийся к вопросамчести, он что называется, светский человек, раб светских правили предрассудков, он вступается за честь княжны Мери Лиговской,на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру интимноеночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловит

выпрыгнувшего из окна Печорина. Лермонтов в своих жизненныхотношениях с Николаем Мартыновым также не избежал мелких вопросовчести, когда с гостиной генеральши Верзилиных был вызван на дуэль,за то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как "горца сдлинным кинжалом".

Печорин - разочарованный во всём меланхолик, что свойственноромантическому веянию того времени в литературе, включая Байрона,и из литературы перенесённому в жизненную манеру поведения, в тон,свойственный личности, в моду. "Авось умру где-нибудь по дороге",имеется в виду по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей.Так может говорить лишь тот, кто разочаровался в жизни, ничегобольше от неё не хочет и не ждёт. Сплин, тоска, были модны в товремя и многие юноши надевали на себя эту маску, которая иногдаприрастала к лицу.

Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как "Нет, я неБайрон, я другой..." звучит та же тема разочарования и смерти:

"Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум не много совершит.

В моей душе, как в океане

Надежд разбитых груз лежит".

Печорину присущ демонизм, что так же было свойственно многимгероям начала 19 века, вспомнить хотя бы стихотворение Пушкина"Демон", посвященное Раевскому. Лермонтов тоже погружался вразмышления о демоне, создав даже гениальную поэму "Демон".

Печорин - убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так жеявляется типическим явлением России и Европейского Запада. По статистике на дуэлях погибало огромное число дворян.Лермонтов не мог стать убийцей, это главное различие его и

Печорина, он не мог стать убийцей так сказать по определению.Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел,потому что по определению Пушкина: "Гений и злодейство - две вещинесовместные". А Лермонтов гений.Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано впредисловии, где он называет его безнравственным человеком, порочным,выразителем болезни общества: "Иные ужасно обиделись, и не шутя, чтоим ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой НашегоВремени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал

свой портрет..." На самом деле такое высказанное Лермонтовым отношение к герою - есть конечно поза. Его отношение на самом деле оченьнеоднозначно, таинственно, оно не укладывается в эстетическиекатегории добра и зла, в этические нормы "хорошо" или "плохо", этоотношение пульсирующее, шевелящееся, неодномерное, как само искусство,как связь художника, который черпает психологические переживанияописываемого героя из своего жизненного опыта, преломляя его, конечно,

сквозь магический кристалл творческого озарения.Дело в том, что Печорина все любили: женщины - Бела, Мэри, Вера,его любил Максим Максимович, его скрытно любил и одновременно завидовал ему Грушницкий. Они любили его за волю, за силу, за то, что онмог то, чего никто не мог: ведь даже никто не мог захватитьзасевшего в мазанке пьяного кровожадного казака. Печорин же смог,прыгнув в окно, схватить его.

И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к

Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно наповерхность хотя бы в такой сцене, как погоня Печорина за уехавшейВерой, погоня, в которой он загнал коня. Переживания Печорина описаныстоль высоко, что в них сияет любовь автора: "Я молился, проклинал,плакал, смеялся... нет, ничего не выразит моего беспокойства,отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала мне дороже

всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!"Говоря в заключение о Лермонтове и Печорине, об авторе и его герое,можно восхититься тем, что Лермонтов так любит Печорина, что он и стопятьдесят лет спустя после своей трагической гибели заставляетневольно любить своего героя, ведь его любят всё новые и новыепоколения читателей. Сделать это можно лишь великой силой искусства.

История изучения романа М.Ю Лермонтова

...Идея « Героя нашего времени » для многих

оставалась доныне тайною и останется для них

тайною навсегда! ...

В.Г. Белинский

Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о « Герое нашего времени », великий критик утверждал: « Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Роман Лермонтова « Герой нашего времени » классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному, читателю, вместе с тем сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем - с момента его появления на свет и вплоть до наших дней. Для истории его изучения характерна не только разноречивость, но и порой даже полярная противоположность суждений, как о романе в целом, так и о главном герое, Печорине, в частности.

По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении. Не решены однозначно вопросы: « Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в образе Печорина? Национальный тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой эпохой 30 годов 19 века или сохраняет влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Каким художественным методом и стилем написан роман - школы романтизма, реализма, или это синтез этих школ? Роман это или собрание повестей?». Твердого ответа ни на один из этих вопросов в литературоведении нет.

Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем - то, пусть на небольшой шаг приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию.

Роман написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Лермонтов стоял в это время перед лицом уже иного общества, чем - то, которое было запечатлено в «Евгении Онегине» Пушкина. Белинский писал об этом во вступительной статье к сборнику «Физиология Петербурга»: «В «Онегине» вы изучите русское общество в одном из моментов его развития, в « Герое нашего времени » вы увидите то же самое общество, но уже в новом виде».

Представленная в романе Лермонтова судьба отдельной личности, изображенная во всей ее конкретной социально-исторической, национальной обусловленности и в то же время в индивидуальной неповторимости суверенного, духовно свободного родового существа, обретала вместе с тем общечеловеческий смысл.