Смекни!
smekni.com

Роман Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети в аспекте современного изучения классики (стр. 5 из 9)

А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, “с негодованием сознает романтика в самом себе”. А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед База­ровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вы­зывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой ко­кетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но “Одинцовой стало страшно и жалко его”. “Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.

Итак, он отвергнут. Это вторая потеря - потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уез­жает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успо­каивается своей привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться - в последний раз.

Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Один­цовой: “Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно”. Но это он только говорит, что “больше ничего не нужно”, на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, “она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом”. Базаров понял ее: “Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих”. Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.

Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практи­ческую пользу России, а может, и не только России.

Главная психологическая пара романа – это Базаров и Па­вел Петрович Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсано­ва были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?”. А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, - говорит Кир­санов. И она произошла. Нигилист не обоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и, естественно, в силу своей низкой философской культуры, наталкивался на ло­гически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. “Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и стро­ить”, - говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, - отвечает Базаров. Или на вопрос “что же вы отрицаете?”, последовал краткий ответ: “Все”. Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мысля­ми об отрицании личности, всего духовного. Но, все-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мыслей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. “Дуэль, писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”. Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Поэтому, Базаров умирает. Интересную мысль высказал великий художник Илья Репин: “Из литературы два героя - как образчики для подражания - преобладали в студенчестве. Базаров и Рахметов. Помоему, не всякий захотел бы взять себе в образец такого человека, как Базаров. Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений”. Этот процесс предстал в романе, как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни.

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.

Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?”. Одно и то же яв­ление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: “Он (народ) не может жить без веры”. Базаров: “Грубейшее суеверие его душит”. Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в от­ношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “чи­тать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою – нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идет о хлебе насущном”.

В романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два силь­ных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель “сковывающей, леденящей силы прошедшего”, а Евгений Базаров-как часть “разрушительной, освобождающей силы настоящего”.

Тургенев так строит роман, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.

Ценность такой концепции – концепции “психологической пары” – в романе Тургенева на наш взгляд в том, что она по­зволяет не просто наблюдать за героями и быть пассивными зрителями, а помогает сравнивать, сопоставлять героев, под­талкивает читателя к нужным выводам. Герои Тургенева живут во взаимоотношениях друг с другом.

2.2.2. БАЗАРОВ

В 1969 году, касаясь истории создания “Отцов и детей”, Тургенев писал: “...в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача... В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, едва бродившее начало, которое потом получило название нигилизма” (Соч., XIV, 97).

В этой же статье Тургенев признается в том, что он, ри­суя Базарова, “исключил из круга его симпатий все художе­ственное” и “придал ему резкость и бесцеремонность тона”.

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед какими автори­тетами, который не принимает ни одного принципа на веру, ка­ким бы уважением ни был окружен этот принцип”.

Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные чер­ты мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний по философии и общественно-политическим во­просам положил мысли, развивавшиеся в ряде статей Добролюбо­ва и Чернышевского, а по вопросам научно-естественным – в статьях Писарева.

Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка, сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Го­ворит он “ленивым, но мужественным голосом”, походка “твер­дая и стремительно смелая”. Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и мате­риализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе до­верие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обхо­дился с ними небрежно”.

Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя торжества положительного идеала. Базаров жаждет по­лезного дела и способен отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он уверен в необходимос­ти его разрушения.

Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз черты эти выписаны Тургеневым ярче.

Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности, которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях того времени даже для ре­волюционеров колебания между верой и неверием в активность народных масс.

Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам. Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в теперешнем своем положе­нии”.

Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевид­но, по цензурным соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же сохранилось достаточно наме­ков на то, что именно крепостное право настолько подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассив­ность и осуждал его Базаров.