Наконец, отметим еще одну важнейшую тему романа — смиренное следование человека, преодолевшего самость и гордыню, божественной воле. Героям приоткрывается непостижимая тайна Промысла Божьего. Однако «пути небесные», которыми ведутся герои, не определяют фатально их судьбу, воля человека остается свободной; многочисленные знаки, вразумления, неслучайные «случайности», которыми насыщен роман, являются скорее подсказками и предложениями верного пути — но выбор остается за героями. Порой совершающиеся события кажутся для мирского разума безумием, бессмыслицей и даже трагедией. Но спустя некоторое время открывается их спасительный смысл. Вспоминая минувшее, Виктор Алексеевич говорит: «...главная наша слабость — духовная близорукость наша: мы почти всегда пребываем в „помрачении", как бы без компаса, и сбиваемся с верного пути. Прозреваем ли смысл в мутном потоке жизни? Мы чувствуем лишь миги и случаи, разглядываем картину в лупу — и видим одни мазочки. И часто готовы читать отходную, когда надо бы петь „Воскресе",— и обратно. Люди высшей духовности острым зраком глядят на жизнь, про-видят, и потому называем иных из них прозорливыми. Они прозревают смысл».
Один из таких прозорливцев — старец Варнава. Встреча с ним героини играет важнейшую роль и в ее судьбе, и в общем действии романа. В критическую минуту, близкая к отчаянию от тяжести собственного греха, Даринька бросается к о. Варнаве, и тот в беседе с нею не только утешает ее, но и распутывает клубок гнетущих ее сомнений и предуказывает ей путь. — терпеливо нести крест, не оставлять Виктора Алексеевича. Слова старца обладают необычайной силой, и Даринька свято хранит их в своем сердце. В последующем развитии романа это благословение о. Варнавы поддерживает, вдохновляет и вразумляет Дариньку. Доверие старцу, послушание ему дают ей силы переносить скорби.
Советы старца оказываются очень точны и мудры. Они определяют единственно истинную позицию, не оправдывая беззаконный брак, но призывая обоих героев к терпению и духовной высоте. Понимая это, Даринька отвергает попытки Виктора Алексеевича как-тo упростить их смысл, оправдать себя и облегчить свою совесть.
Невозможность обвенчаться с Виктором Алексеевичем для Дариньки — постоянная и огромная мука. Он пытается утешить ее:
« — Но ты же каялась!.. ты отпущена! Тот старец, Варнава, признал наш... пусть и не... неоформленный брак! <...> Даже благословил!
— Не благословлял!..— вскрикнула Даринька.— Не знаешь ты его страданий за мой грех! не знаешь, почему так... <...> но так надо... почему-то надо. Это после откроется, почему так!..— страстно воскликнула она.— Я верую, что он знает сердцем!.. он провидит...»
Из. нескольких реплик в первых двух томах видно, что судьбы героев в дальнейшем были бы связаны с Оптиной пустынью, с преподобным Амвросием Оптинским. И это закономерно; ведь в сюжетной основе романа лежат биографии реальных людей — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой, живших в конце прошлого века в окрестностях Оптиной пустыни. История их жизни описана, например в воспоминаниях монахини Шамординского монастыря Амвросии (Оберучевой). Из ее рассказа известно, что кроткая и глубоко верующая девушка способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. Она стала впоследствии духовной дочерью старца Иосифа Оптинского, которого глубоко почитала и советам которого неотступно следовала. После ее внезапной смерти Виктор Алексеевич хотел покончить с собой, но, по настоянию старца Иосифа, поступил в Оптину и завершил жизнь истинным монахом.
Таким образом, роман «Пути небесные» по своему содержанию, проблематике, авторской позиции являет собой произведение очень характерное для духовной прозы. Как и в других произведениях духовной литературы, у Шмелева данная проблематика раскрывается через систему образов и символов.
В настоящей работе, обратившись к теме «Роман «Пути небесные» как итог духовных исканий И.С. Шмелева», мы рассмотрели вопрос о том, как менялось духовное мировосприятие писателя в течение всей жизни и как оно отразилось в его художественных произведениях.
Путь к вере писателя был мучителен и сложен. Детство Ивана Сергеевича прошло в православной патриархальной семье, оставив навсегда глубокий след в сердце писателя о вере. В годы студенчества мировоззрение Шмелева меняется под влиянием прочитанных книг ученых-материалистов, увлечением социологическими науками, революционными событиями. Писатель верит в возможность обновления жизни на гуманных и справедливых началах через переустройство общества. Такие взгляды получили отражение в ранних, демократической направленности произведениях. Но вопросы веры интересуют писателя и в этот период. Свои впечатления о поездке на Валаам он описывает в книге «На скалах Валаама». Дальнейшее духовное становление протекало в условиях революции, гражданской войны. Происходившее приводит писателя к переосмыслению своих ранних позитивистских взглядов. Личное горе, выезд за границу, огромная тоска по Родине приводит писателя к вере. Писатель подводит своеобразный итог своим духовным исканиям очерком «Старый Валаам». В утверждении писателя на позициях православной веры сыграла огромную роль встреча и дружба с выдающмся мыслителем писателем Ильиным, встречи и беседы с зарубежными русскими деятелями Православной церкви и поездки в православные монастыри на западе. В годы эмиграции спасение России Шмелев видит на пути религиозного возрождения. Он пишет глубоко православные, проникнутые религнозным духом произведения: «Няня из Москвы», «Богомолье», «Пути Господни», многочисленные рассказы и очерки на эту тему.
Итогом духовных исканий стал роман «Пути небесные», в котором главной темой является освобождение человека от материалистических взглядов. Писатель показывает бессилие науки и отдает предпочтение интуиции, Божественному. Шмелев ставит вопросы, что дает человеку больше возможностей в познании тайн Вселенной: научные знания или православная вера. Кроме того, этот роман явился своеобразным новаторством в жанровой сфере, потому что шмелевский «духовный роман» несводим ни к одной из известных ранее разновидностей жанра романа (философский роман, социально-психологический роман, бытовой роман. В период создания своего последнего произведения Шмелев был глубоко убежден, что духовное возрождение и процветание России возможно только в воссоединении с Церковью, что земная жизнь должна подчинена Высшей цели. Для писателя все вопросы жизни – бытовые, общественные, литературные имели глубокий религиозно-нравственный смысл.
1 | Шмелев И.С. Собр. соч.в 7 т. - М. 1999 |
2 | Шмелев И.С. Старый Валаам: // Москва. - 1990, - №9 |
3 | Шмелев И.С. Чудо будет наградой вам // Слово – 1991 г. - № 10. |
4 | Агоносов В.В. Самый русский из писателей // в кн. Литература русского зарубежья. - М., 1998 | |
5 | Адамович Г. Иван Шмелев. // Одиночество и свобода. М. 1996. | |
6 | Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших терминов христианского учения и обряда. Сост. Удовиченко А. - М. 1997. | |
7 | Антонова Е. Вечный круг. Россия помнит Ивана Шмелева // Завтра. 30 мая 2000 г. | |
8 | Басинский П. Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) // Литература (приложение к газете "Первое сентября"). - 1996. - июль | |
9 | Басинский П., Федяков С. Иван Шмелев. Борис Зайцев. Зинаида Гиппиус (гл. из учебника "Серебряный век и русское зарубежье 1-й волны) // Литературная газета. - 1998, - №15 | |
10 | Библиографический словарь в 2-х ч. Русские писатели, ч.2. под ред. Скатова Н.Н. - М. 1998 | |
11 | Большой толковый словарь русского языка. под ред. Кузнецова С.А. - С.-Петербург, 1998 | |
12 | Воропаев В. Предисловие // Гоголь Н.В. Духовная проза Н.В. Гоголя. | |
13 | Горький М. Письмо Шмелеву между 7 и 27 января. Капри 1910г. // Собр. соч.: в 30 т. Т. 29. - М. 1955. | |
14 | Давыдова Т.Т. Духовные искания И.С. Шмелева (повесть "Человек из ресторана") // Литература в школе. - 1996. - №6. | |
15 | Давыдова Т.Т. Русская неореалистическая проза (1900-1920 гг.) - М. 1996 | |
16 | Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. Т.3. - М., 1998 | |
17 | Дудина Л.Н. Образ красоты в повести И.С. Шмелева "Богомолье" // Русская речь. - 1991. - №4. | |
18 | Дунаев М.М. Предисловие // Шмеоев И.С. Рассказы. Т.2 С.-Петербург, 1912 | |
19 | Дунаев М.М. Творчество И.С. Шмелева (1873-1950). // Православие и русская литература. Ч.5. М. 1999 | |
20 | Дунаев М.М. Творчество И.С. Шмелева периода 1-й русской революции. // Русская литература. - 1976 | |
21 | Дунаев М.М. Толковая библия С.-Петербург, 1912 | |
22 | Есаулов И.А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: два типа завершения традиции). Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск, 1995. | |
23 | Журавлева А.Н. Православно-христианские традиции в произведениях И. Шмелева "Лето Господне", "Богомолье". - М. 1997. | |
24 | Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2 ч.2 Ленинград, 1991. | |
25 | Золотая книга эмиграции. Первая треть двадцатого века. Энциклопедический библиографический словарь. под ред. Сорокина А.В. и Шалопаева В.В. М., 1997 | |
26 | Ив Жантийом-Кутырин. Мой дядя Ваня. Воспоминания об Иване Шмелеве. Письма Ив. Шмелева Иву Жантийому-Кутырину. - М. 2001 | |
27 | Ильин И.А. Почему мы верим в Россию // Новое время №10, 1991г. | |
28 | Ильин И.А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927-1934) . - М. 2000 | |
29 | Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10т. Т.6 кн.2. М. 1996 | |
30 | История русской литературы к. XIX - нач. XX вв. Библиографический указатель под ред. К.Д. Муратовой. - Москва-Ленинград. 1963 | |
31 | Калугин В.В. Исповедь земле в ереси стригольников и романе И.С. Шмелева "Лето Господне" // Русская речь №4 2000 | |
32 | Кондаков В.Н. Мифологема "Потерянный рай" в художественной структуре повести И.С. Шмелева "Лето Господне". - Калининград. 1994. | |
33 | Кормилов С.И. "Самая страшная книга": (соотношение изобразительного и выразительного в эпопее Ивана Шмелева "Солнце мертвых") // Русская словесность. - 1995. - №1. | |
34 | Кузнецова Г. Небесные пути Ивана Шмелева // К единству! - 2000. - №8 | |
35 | Кутырина Ю.А. Трагедия Ивана Шмелева // Слово №2. 1991 | |
36 | Лаврова С.В. Образ красоты в повести Ивана Шмелева "Лето Господне", XI класс // Литература в школе. - 1997. - №3. | |
37 | Литературно-энциклопедический словарь. под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. - М. 1987 | |
38 | Любомудров А.М. "Прибежище и надежда". Саровский чудотворец в рассказах русского зарубежья. // Христианство и русская литература: сб. статей - С.-Петербург, 1994 | |
39 | Любомудров А.М. К проблеме воцерковления героя // Христианство и русская литература: сб. статей. - С.-Петербург, 1994 | |
40 | Любомудров А.М. Оптинские источники романа "Пути небесные" // Русская литература в школе. - 1993 №3. | |
41 | Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе Шмелева. // Христианство и русская литература: сб. статей - М., 1994 | |
42 | Малахин В. Пути правды: Право в жизни и творчестве И.С. Шмелева // Юридическая газета. - 2000. - №3. | |
43 | Михайлов О. И.С. Шмелев (1973-1950) // Литература русского зарубежья. - М. 1995 | |
44 | Михайлова М.В. «Художник обездоленных» или «писатель без человека» // Русская словесность. - 1997 №5. | |
45 | Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева "Лето Господне" // Литература в школе. - 2000. - №3 | |
46 | Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века - М., 1997 | |
47 | Новоселов М.А. Сто русских философов. М., 1995 | |
48 | Осьминина Е. Иван Шмелев - известный и скрытый // Москва №4 1991 | |
49 | Осьминина Е. Последний роман // Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5т. Т.5. Пути небесные: роман - М., 1998 | |
50 | Осьминина Е. Пути земные и пути небесные. // Москва №1 1995. | |
51 | Осьминина Е. Слово о Татьяне // Шмелев И.С. Пути небесные. - М., 1999 | |
52 | Осьминина Е. Шмелев: трагедия в Крыму. - Дон. - 1990. | |
53 | Павловский А.И. Две России и единая Русь: (художественно-философская концепция России-Руси в романах А. Ремизова и И. Шмелева эмигрантского периода) // Русская литература. - 1996. - №2 | |
54 | Пак Н.Н. Пути обретения России в произведениях Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева (образ монастыря) // Литература в школе. - 2000, - №2 | |
55 | Пуля И. Я писал только о России, о русском человеке, о его страданиях. // Труд №7 2000 | |
56 | Реферативный журнал. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7. Литературоведение. №1 2001 | |
57 | Саакянц А. Позднее творчество Ивана Шмелева (1873-1950). - Дон 1967. | |
58 | Седьмая международная конференция "Православие и русская литература". // Русская литература №4 2000 | |
59 | Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (ХХ век). - М., 1996. | |
60 | Смирнова Л.А. Шмелев И.С. // Русская литература к. XIX - н. XX в. - М. 1993 | |
61 | Смирнова М. И.С. Шмелев, время и судьба. (к биографии русского писателя) // Согласие. - 1991. - №1 | |
62 | Солженицын А. Иван Шмелев и его "Солнце мертвых" // Новый мир №7 1998 | |
63 | Сорокина О.Н. Московиана: жизнь и творчество Ивана Шмелева | |
64 | Спиридонова Л. "Мы живем в снах и легендах": к 50-летию со дня смерти И.С. Шмелева // Независимая газета - 2000. - 31 марта. | |
65 | Струве Г. Русская литература в изгнании.- Париж-Москва. 1996 | |
66 | Усенко Л.В., Ивченко Е.Г. Духовные искания И.С. Шмелева (Валаамский монастырь в творчестве писателя). - Ростов н/Д., 1997 | |
67 | Фомичева А. И пришло то сияние через муку и скорбь // Еженедельное приложение к г. Первое сентября. №7. 1999 | |
68 | Христианский энциклопедический словарь: в 3т. Т.3. - М., 1995 | |
69 | Черников А.П. И.С. Шмелев (1973-1950) // Проза и поэзия серебряного века. - Калуга, 1993 | |
70 | Черников А.П. Светлая страница // Шмелев И.С. Собрание сочинений в 5т. Т.4. Няня из Москвы: роман - М., 1995 | |
71 | Черников А.П. Творчество И.С. Шмелева (1895-1917). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат филологических наук - М. 1974 | |
72 | Шепаров Д. Высокое небо Ивана Шмелева: (о писателе И.С. Шмелеве) // Трибуна. - 1999. - 26 окт. | |
73 | Шмелев И.С. "Я сам был свидетелем": [переписка писателя с адмиралом М.А. Кедровым, 1936]. Публ. Е. Осьмининой // Литературная газета. - 2000 №6 | |
74 | Шмелев И.С. Автобиография. Публикация А.П. Черникова (к 100-летию со дня рождения писателя. 1873-1950) // Русская литература. - 1973, - №4 | |
75 | Шмелев И.С. Для гения нужна особая свобода: Письма И.С.Шмелева А.Б. Дерману (1917-1919) / Публ., предисл. и примеч. Е.А. Осьмининой // Литературное обозрение. - 1997, - №4 | |
Материалы, взятые из интернет-ресурсов: | ||
76 | Бонгард-Левин Г. Изгнание в вечность "Мой друг! Мой брат! Мой звук в пустыне" - Internet: http://www.rusmysl.ru | |
77 | Бонгард-Левин Г. Изгнание в вечность "Сто мельниц мелют: Ам! Стер! Дам!"" Иван Шмелев в Голландии - Internet: http://www.rusmysl.ru | |
78 | Иванов А. Пути небесные - 1948 г. - Internet: http://www.rusk.ru | |
79 | Леонидов В. "Знаю, придет срок, Россия меня примет..." Первая книга об Иване Шмелеве - Internet: http://exlibris.ng.ru | |
80 | Марченко Т.В. Доклад на Шмелевских чтениях в ИМЛИ 30 мая 2000 года - Internet: http://www.aha.ru | |
81 | Михалков Н. Приветствие участникам форума - Internet: http://www.ozon.ru | |
82 | Обуховская Л. Иван Шмелев и духовная культура православия - Internet: http://www.aha.ru | |
83 | Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слово о русском писателе Иване Шмелеве, произнесенное в Донском монастыре при перезахоронении праха писателя. - Internet: http://www.aha.ru | |
84 | Петров С. И.С. Шмелев. - - Internet: http://www.lbn.ru | |
85 | Русский мир. Просветительский альманах. № 2-2000 - Internet: http://www.pereplet.ru | |
86 | Сухинина Н.Е. Будни и праздники Господнего Лета. - Internet: http://www.rusk.ru | |
87 | Таянова Т.А. И.С. Шмелев и И.А. Ильин (к проблеме религиозного типа художественного сознания в русской культуре ХХ века) - Internet: http://www.voskres.ru |