Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома.(Паустовский 1967:7:469)
Один из самых распространенных приемов при этом - отражение героя в стихиях с переменчивым состоянием. В качестве примера мы рассмотрим метаморфозу, которую претерпевает в романтическом тексте образ моря.
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.(Паустовский 1967:7:468)
По мере усиления социального звучания текста образ моря становится суровее, а краски более мрачными и холодными:
Над морем клубились низкие осенние тучи. В каналах плескалась гнилая вода. Холодный ветер дул на перекрестках. Но когда прорывалось солнце, то из под плесени на стенах проступал розовый мрамор и город появлялся за окном, как картина, написанная старым венецианским мастером Каналетно. (Паустовский 1973:48)
Сполна отмеченная выше тенденция проявляется в новелле “Равнина под снегом”, наиболее ярко представляющей течение социального романтизма. Неспокойное уже в начале повествования состояние природы (“Океан катил на песок длинные волны. Они шумели без устали - месяцы, годы, - и Аллан так привык к этому шуму, что перестал его замечать...” (Паустовский 1967:7:375)) по мере приближения действия к кульминации становится еще более тревожным (“Океан ревел все яростнее, он совсем осатанел.”(Паустовский 1967:7:381)) Романтический конфликт завершается смертью Аллана, а вместе с ней утихомиривается и бушующий океан (“Ветер стих, но было пасмурно. Над океаном поблескивала синева.”(Паустовский 1967:7:386)) Наибольшую метаморфозу, как видим, образ природной стихии претерпевает в новелле “Равнина под снегом”, представляющей жанр художественной биографии с характерным для него трагизмом романтического конфликта.
10.4. Литературная реминисценция
Образ, появляющийся путем использования приема литературной реминисценции, в жанре новеллы обладает немалой долей устойчивости, что призвано подчеркнуть цельность мировоззрения героя. Образ в данном случае исполняет роль символа, подчеркивающего основную идею произведения.
Трагизм раскола мечты и действительности в новеллах “Равнина под снегом” и “Ночной дилижанс” наиболее полно передает образ Гамлета. Потому Андерсен представляется своим попутчицам как “своего рода бедный принц из той страны, где некогда жил Гамлет”(Паустовский 1973:56), а Аллан, также определяя характер своего творчества, пишет:
“Мы знаем, что корабли Магеллана обошли вокруг света, а адмирал Нельсон был убит в Трафальгарском бою. Но с такой же достоверностью мы знаем, что существовал принц Гамлет, а леди Макбет не могла отмыть со своих рук кровавые пятна.”(Паустовский 1967:7:380)
Воображение, по мнению романтиков, давало человеку свободу от окружающего мира и позволяло внутренний мир представлять как часть объективной реальности, а плоды воображения - столь же правомерными, что и внешний мир. Аналогичным образом действительность и легенда слились в образах богини Паллады и пирата Блейка. (“Равнина под снегом”) Его мнимое завещание - в действительности не что иное, как пародия Алланом героически-сентиментального романтизма:
“Я, божьей милостью известный всем Блейк, завещаю тому, кто сможет прочесть эту предсмертную запись, не обращать ее во зло людям,а применить для добра. Я беру с него клятву в этом перед престолом всевышнего. В случае если он найдет мои сокровища, накопленные в морских схватках, -да отпустит мне господь невинно пролитую кровь! - то пусть возьмет себе только сотую часть, а все остальное отдаст первой же девчонке,какую он встретит в окрестностях, при условии, что, кроме рваного платья, на ней ничего не будет одето...” (Паустовский 1967:7:383)
Последний сюжет непосредственно отсылает нас к биографии самого Эдгара По. Известно, что тот всерьез интересовался криптографией и даже написал на эту тему серию статей.(Злобин1984:3-20) Он, как в данном случае и Аллан, часто прибегал к пародиям и романтизма в целом, и своей собственной литературной манеры. Сам же рассказ Аллана чуть ли не дословно воспроизводит сюжет новеллы “Золотой жук” Э.По., посвященной теме кладоискательства. Герой новеллы - Легран - в результате совокупности случайностей обретает тайнописную бумагу о зарытых сокровищах знаменитого пирата и по ходу развития действия расшифровывает содержащуюся в ней криптограмму.
Не претендующий на столь полную биографическую достоверность жанр портретной биографии и образы литературной реминисценции привлекает совершенно иные. Их отличает ярко выраженный сказочный характер. Такова, например, Золушка в “Корзине с еловыми шишками”.
Ее судьба прямо перекликается с судьбой Дагни. Сюжет сказки вновь оживает на страницах произведения:
Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами. (Паустовский 1967:7:468)
Образ, созданный путем использования литературной реминисценции(“Золушка смотрела, улыбаясь на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.”(Паустовский 1967:7:470)) здесь не застывший символ. Судьба героини бессмертной сказки,прямо перекликаясь с судьбой Дагни, заставляет читателя поверить в необычайность происходящих в новелле событий.
11. Конфликт и характер его разрешения
В качестве малого жанра литературы романтическая новелла была ограничена в выборе сюжетных и композиционных решений. Присущую ей схематичность она, однако, компенсировала предельной обостренностью романтического конфликта: “Священный огонь творческих порывов и губящее его болото реальности - так можно было бы обозначить типичное для всего романтизма противоречие мечты и жизни.” (Ванслов 1966:48) Это противоречие становится в романтизме источником напряженных, трагических переживаний. Вместе с Генрихом Гейне романтики могли бы сказать, что “весь мир надорван, по самой середине” и “великая мировая трещина прошла через сердце поэта.”(Гуревич 1980:7) Отмеченные качества романтической новеллы сполна проявились в рассматриваемых произведениях. Природа конфликта в них обусловлена не столкновением сил добра и зла (последние попросту не представлены в новеллах), а высокой мечты и унылой действительности. “Главным своим врагом они (романтики - ВП) считали благоразумного и самодовольного обывателя, человека с мертвой душой, для которого смысл жизненного благополучия - в сытости и наживе, покое и материальном благополучии.” (Гуревич 1980:7) Писатель сознательно выбирает такой эпизод, такую характерную ситуацию в которой можно было бы сконцентрировать,соединить, слить все самое существенное, самое выразительное.
Новеллы предлагают сходную схему зарождения и развития конфликта. Герои новелл, крупные деятели искусства, дарят свои творения до того незнакомым для них людям, открывают им неведомый ранее мир прекрасного.
Объяснение дара мессианства творца получает различное решение в жанрах художественной и портретной биографии. Портретная биография дает всецело идеалистическое толкование. “Считалось, что поэт мог приобщиться к абсолюту через свое “я” посредством субъективного переживания. Если человек сможет отказаться от всех побуждений и влияний на него со стороны, отвлечется от всего конечного и незначительного, то он постигнет голос своего духовного “я”, явственно увидит и услышит то, что хочет.” (Хрулев 1985:30)
Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. (Паустовский 1967:6:537)
Не отрицая подобную трактовку дара мессианства, художественная биография существенно дополняет ее. Она акцентирует социальную востребованность этого дара. Сказки Андерсена, истории Аллана, рождавшиеся в результате вдохновения их авторов, были глубоко социальны по содержанию. В них нуждались простые люди Америки и Дании. У прочих же они вызывали “злое, а в лучшем случае почтительное недоумение...”(Паустовский 1967:7:379)
Расхождение между жанрами в трактовках мессианства обуславливает различие конфликта. В портретной биографии романтический конфликт наступает в результате потрясения, испытанного умирающим стариком, Марией, Дагни и Нильсом от соприкосновения с шедеврами искусства. Автор признается, что и Моцарт, и Григ во время описываемых событий были уже великими признанными музыкантами. Романтический конфликт здесь остается открытым, поскольку нам неведома дальнейшая судьба Дагни и Марии. Это, однако, не меняет характера происшедшего: ”В рассказах Паустовского, как правило, мы встречаемся со счастливыми развязками... Даже там, где рисуется смерть и потому, естественно, звучит грусть, эта грусть светлая и какая-то торжественно-радостная. Примером может служить хотя бы концовка рассказа “Старый повар” “(Пудожгорский 1974:68) Бурю противоречивых чувств испытывает в финале новеллы “Корзина с еловыми шишками” и Дагни. Она одновременно и скорбит по Григу, и ликует от новых, неведомых прежде ощущений:
“Он умер! - думала Дагни. - Зачем? Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьщимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: “Спасибо! ... За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.” (Паустовский 1969:7:473)
Иная ситуация перед нами в жанре художественной биографии. Конфликт здесь развертывается в сфере отношений творца с окружающим его миром. В одном случае - это социальный конфликт (Аллан), в другом случае - личностный (Андерсен). Оба они, однако, были неизбежны, подобные герои не могли и не хотели жить по-иному. Даже обретя известность, Андерсен остается “бродячим поэтом”. Иную судьбу мог избрать для себя в современном ему обществе и Аллан. Подобного рода конфликт охватывает всю жизнь героя и разрешается только с его смертью. В новеллах подобного рода неизменно присутствует ярко выраженный публицистический элемент, носящий в основном оценочный характер. Так, Аллан - “великий и никому не нужный поэт Америки.”