В литературоведении считается общепризнанным, что преобладание действия делает новеллу наиболее эпическим жанром, что новелле свойственны элементы драматизма(Шмид 1993:64). Некоторые авторы добавляют к числу признаков новеллы еще и непременную загадку сюжета. (Шкловский 1930:39)
Связь между краткостью и построением действия опосредствована в этом жанре поэтической организацией текста. Как литературный жанр новелла отличается повышенно жесткими жанровыми дефинициями. Последнее не мешает, однако, исследователям признавать существование национальных особенностей в развитии новеллистического жанра. Так, русской новеллистике традиционно присуще снижение роли сюжетной событийности в пользу “укрупнения” нравственного поля героев, значительная доля реализма в художественной ткани произведения, тогда как классическая европейская новелла характеризовалась хронологической структурой построения сюжета, постепенно нарастающим напряжением основного действия.
3.2 Эволюция жанра в романтизме
Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия. В новелле существенна была не информация о событиях, а пораженность читателя ими.
После классического традиционализма, после его навыков доверять только установленному, веками сложившемуся, только его и чтить нужны были “дерзкие сюжеты новеллы, их разрушительная работа, нужны были их молнии, чтобы пересоздать мир, былые авторитеты которого поникли.” ( Берковский 1973:131)
Распространенность новеллы как жанра традиционно характеризовала художественную культуру позднего романтизма. В Германии, например, “романтизм - период наивысшего цветения новеллы.” (Берковский 1973:131)
Привлекала новелла романтиков и тем, что она способна была предложить решение в самых безвыходных ситуациях найти выход там, где, казалось, его нет. Разрушая консерватизм, она воспитывала вкус и волю к обновлению. Ранние романтики (Бокаччо и др.) использовали каноническую форму новеллы, построенную на сопоставлении начала и конца. Начинаясь с определенного тезиса, а заканчиваясь антитезисом, новелла держалась на ощущениях, которые вызывал этот переход и поворот. Важны были не столько новые факты, сколько само ощущение новизны. А сохранение эффекта поворота требовало краткости расстояния между завязкой и развязкой.
С утверждением Ренессанса, когда новое и новизна, распространившись по всему искусству, стали ценностью общепризнанной, каноническая новелла окончательно отслужила свое: “Нет надобности содержать в одном месте находимое повсюду. Сама новизна в качестве новизны больше не нуждалась в отдельной защите.” (Берковский 1973:132)
Дальнейшее развитие новеллы было связано с творческими исканиями писателей-романтиков. Под их пером новелла обретает некоторые несвойственные ей ранее качества. Значительно усилилось ее тяготение к пограничным жанрам - роману, с одной стороны, повести и рассказу, с другой. “У романтиков жанры новеллы, повести, рассказа малоразличимы.” (Берковский 1973:133) Подобная тенденция ярко проявилась в творчестве Гофмана, Шамиссо, Клейста.
Другая яркая черта романтической новеллы - ее связь со сказкой: “Они (романтики) были привержены к сказке фольклорной и литературной, сочиняли собственные сказки... и вводили сказку как элемент иной раз преобладающий в свои новеллы и повести. Сожительство новеллы и сказки имело свои внутренние основания. Новелла охотно идет навстречу эксценрике, а та может развиться до фантастики, и тогда есть повод для союза со сказкой. При этом новелла не изменяет своей реалистической природы, фантастика вмещается в нее на правах странной игры, которая взялась из почвы реальных отношений, нередко из быта самого заурядного... “ (Берковский 1973:133) Обратившись к новелле, романтики, как видим, обогатили ее качествами, столь любимыми ими в уже освоенных жанрах. Жанр новеллы вступил в новый, романтический период своей истории.
4. Художественная биография в романтизме
Оформившись как самостоятельное направление в литературе лишь в 17-ом веке, художественная биография долгое время игнорировалась писателями-романтиками. Так, французские романтики 18-го века, пытавшиеся противопоставить поэтике классицизма свои представления об искусстве, считали этот жанр низшей областью творчества, ибо они полагали, что ему, в отличие от других жанров художественной литературы, недоступно глубокое осмысление исторических образов и событий. Поэтому, по свидетельству Б. Г. Реизова (Барахов 1985:18), Лабрюйер, Мольер, Лесаж и Бальзак нередки вынуждены были, имея в виду конкретных персонажей своих произведений, вступать в объяснения с публикой, оправдываясь тем, что они создавали обобщенные характеры и типы, а не произведения художественно-биографического жанра.
Лишь в 19-ом веке романтизм пришел к пониманию неисчерпаемых возможностей, открывающихся перед ним в произведениях биографических жанров. Романтиков начало привлекать тяготение художественной биографии к описанию незадокументированных событий прошлого, стремление к пониманию мотивации действий героев. Исключительное значение здесь приобретало вдохновенное творческое проникновение автора в глубочайший смысл судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа.
5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского
5.1 Биографическое произведение как вид литературы
Биографические произведения художественной литературы, при всем их жанровых различиях, имеют немало общего. В них “совершенно отсутствуют публицистические элементы, получает большую свободу художественный вымысел, значительно усложняется сюжетное начало.” (Царик 1979:107) Биография героя всегда предстает при этом как “реконструкция истории личностной индивидуальности, структура которой включает пять составляющих: 1. Поступок и ситуация 2. Биографический факт. 3. Биографическое объяснение 4. Этические долженствования 5. Повествовательная изобразительность. (Валевский 1995:50) Следует остановиться подробнее на определении вышеназванных элементов. Под поступком и ситуацией нами будет пониматься определенное действие героев и персонажей, нашедшее отражение в повествовании. Под биографическим фактом мы будем понимать “определенное высказывание, фиксирующее эмпирический уровень знания и являющееся ответом на вопросы “кто?”, “что?”, “когда?”, т.е. обозначающее пространственно-временной уровень идентичности персонажа.” ( Валевский 1995:53)
В произведении биографический факт занимает место в ряду других фактов, образуя с ними завершенную цепь, и получая тем самым своеобразную смысловую окраску. При создании художественного образа факты переплавляются на огне вымысла, создается “сложнейший сплав реального и вымышленного... И чем выше мастерство писателя, чем глубже и разностороннее его эрудиция, тем менее разложим этот сплав на составные части. Лишь обладая специальными знаниями, мы можем отделить исторический факт от создания художника.” (Янская; Кардин 1981:243) Биографическое объяснение сводится, как правило, к попытке автора понять мотивацию поведения действующих лиц. Этические долженствования выражаются в моральной оценке, выносимой автором. Наконец, определенной лексико-синтаксической организацией текста автор придает ему необходимую повествовательную изобразительность. Подлинно биографическим, однако, становится лишь то литературное произведение, в котором художественная достоверность находится в непосредственной связи с достоверностью фактов.
5.2 Типы биографических произведений
Многообразие биографической литературы не помешало исследователям предложить различные способы ее классификации. Основными критериями при этом становились роль условного элемента в сюжете произведения, степень отраженности в нем биографии известных личностей прошлого. По этим признакам в новеллистике Паустовского явственно выделяются две основные группы, для обозначения которых мы воспользуемся терминологией Валевского как более универсальной для биографического жанра и потому сполна отвечающей цели данной работы.
Первую группу, которую составляют новеллы , построенные в значительной мере на биографическом документальном материале, мы обозначим как художественные биографии. В них писатель не ограничивается изложением одного, пусть даже яркого эпизода в биографии героев, они скорее являются размышлением об их жизни, полной тревог и переживаний. Автор художественной биографии “...позволяет себе широко использовать домысел, а подчас и вымысел в интерпретации событий и фактов. Для него прежде всего важна художественная достоверность образа.” (Валевский 1995:45) Отмеченным здесь критериям в полной мере соответствуют новеллы “Ночной дилижанс” и “Равнина под снегом”.
Второй тип биографических произведений образуют портретные биографии. Под портретной биографией при этом понимается “повествование об отдельных этапах и событиях жизни персонажа. Здесь автор не ставит перед собой цели создать целостную панораму жизни. Портретная биография посвящена реконструкции какого-то определенного факта или периода жизни.”(Валевский 1995:45) Автор при этом может вводить в ткань повествования наряду с подлинными вымышленные эпизоды жизни героя, на основе которых читатель может самостоятельно воссоздать его облик. Особенностью этого типа является также повышенная образность повествования, свобода авторского воображения и интуиции. Все вышесказанное дает основание рассматривать новеллы “Старый повар” и “Корзина с еловыми шишками” в качестве портретных биографий.