Смекни!
smekni.com

Российское чиновничество в произведениях А.П. Чехова (стр. 3 из 9)

    Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе (№13)

Эта самая свежая статья доктора филологических наук К.Г. Красухина в

методическом еженедельнике для учителей литературы – единственная из всего просмотренного критического материала, отвечающая непосредственно теме «чина» у персонажей Гоголя и Чехова.

Из рассказов Чехова рассмотрены четыре: три из первого периода творчества (так называемые – сценки), а также рассказ уже зрелого Чехова «Анна на шее».

Во всех рассказах речь идет о чиновниках невысокого ранга, одержимых страстью попасть в более высокие сферы, стать более значительными, используя разные доступные им пути и средства.

В «Ордене» - это чужая награда как средство незаслуженного внимания и почестей; в «Рассказе, которому трудно подобрать название» - славословие и показной демократизм по отношению к низшим чинам и в то же время чинопочитание и угодничество перед начальством; в «Торжестве победителя» - раболепие и потеря человеческого достоинства для получения должности.

«Анна на шее»: в самом названии рассказа обыгрывается орденская символика. Связи и покровительство начальства, а также привлекательность молодой жены дают возможность престарелому уже чиновнику средней руки получить заветный орден, заискивая и угождая.

Данная статья послужила хорошим ориентиром в теме и подсказала дополнительные к общеизвестным названия рассказов Чехова по теме реферата.

Для того, чтобы выявить основной репертуар рассказов писателя по теме для чтения, размышлений и анализа их текстов в основной части реферата, мне пришлось просматривать после первичного отбора достаточно большой круг источников по творчеству Чехова (около 40). Представленные в списке использованной литературы названия содержат в той или иной мере – материал по теме реферата, из 20 использованных источников остановлюсь на нескольких, наиболее интересных и важных в понимании и раскрытии темы с моей точки зрения.

    Главным путеводителем в столь непростой и мало раскрытой у других авторов

теме чиновничества в творчестве Чехова послужила для меня статья А. Зиновьева «Мой Чехов» (№11).

Русский писатель – эмигрант и социолог, живущий ныне в Мюнхене, известный у

нас как автор книги «Зияющие высоты», пишет в данной статье именно о «своем» Чехове, не претендуя на вклад в чеховедение. Чехов для него был с раннего детства неотъемлемым элементом духовной жизни, оставаясь до зрелых лет постоянным спутником автора (чувство совместно прожитой жизни) и своеобразным маяком в собственном научном и литературном творчестве. В этой книге Зиновьев рассказывает о том, что ему довелось перечувствовать и передумать в связи с Чеховым и с его участием.

Автор делает попытку социологического анализа творчества Чехова, исследуя

чиновничьи отношения (в послереволюционной России) как базисные для общества, что и являлось объектом литературного творчества Чехова.

По Зиновьеву, чиновник – одна из центральных фигур в сочинениях Чехова, а

представителей других социальных категорий он видит в их чиновничьеподобных функциях и отношениях.

А. Зиновьев считает себя продолжателем салтыковского – чеховского направления

в русской литературе, которое определяет как социологический реализм и довел в своем творчестве до логического конца, придав ему вид сознательной литературно – логической концепции в своих книгах.

Единственно и только у А. Зиновьева я обнаружила системный и глубоко научный

подход к исследованию темы чиновничества в творчестве Чехова и в своих рассуждениях и умозаключениях многое взяла из его авторской концепции.

Мне кажется, что эта статья заслуживает серьезной методической разработки для

более глубокого понимания творчества Чехова старшими школьниками в ключе социологического реализма.

    А. Архангельский. А.П. Чехов: Художественный мир писателя (№8)

Это глава из нового учебника, посвященная творчеству Чехова. Дана периодизация

основных этапов творчества писателя, включающая анализ главных произведений каждого из них. Особенно предметно анализируются рассказы «Ионыч», маленькая трилогия «О любви».

По непосредственной теме реферата материала немного, однако глубоко

прослежена чеховская позиция в изображении чиновничества относительно Гоголя: Чехов не пытается объяснить царящее неблагополучие ближайшими социальными причинами, они – в самом человеке, его внутренней несостоятельности. Таков диагноз доктора и писателя Чехова.

    Еще на одну статью я обратила особое внимание: А. Трунин. Злые семена: (Об

одном типе героя у Чехова и Булгакова) (№20).

Из второго подзаголовка сразу угадывается общая для Чехова и Булгакова тема

тирании и страха, репрессивного начала в человеческой натуре, которые автор называет «семенами зла». Статья помогла мне проследить общие корни в природе пришибеевых, беликовых и шариковых как угрозы реальной варварской силы в обществе и увидеть их чудовищное проявление и воплощение в драматической истории России XX века.

    Из книг по теме отмечу очерк В.И. Кулешова «Жизнь и творчество А.П.

Чехова» в серии «Школьная библиотека» (№5).

В книге отражены особенности прозы и драматургии писателя, своеобразие его

творчества, специфика чеховской поэтики, поиск писателем своего пути в литературе. В книге я использовала раздел «Серьезное в «малой форме» (с. 42 – 55), где Чехов представлен как мастер рассказа, и дается истолкование некоторых из программных рассказов «обличительного» характера, среди героев которых в большинстве своем выступают чиновники.

Автор книги обращает внимание на то, что нужно усовершенствовать приемы

познания Чехова, раскрывая всесторонне его творчество без расхожего прямолинейного толкования и «объяснения».

    В списке литературы я указала еще один важный источник, который помог мне

сориентироваться в теме и отобрать круг рассказов для ее раскрытия в основной части реферата (анализ текстов). Это критико-аналитическая статья «Чехов А.П.» и список литературы к ней в биобиблиографическом указателе «Русские писатели». Т. 2. (№19).

Для чтения и анализов текстов по теме я выделила нижеследующий список рассказов Чехова:

- Двое в одном

o Депутат, или повесть о том…

o Жизнь прекрасна

o Маска

o Мелюзга

o На гвозде

- Орден

- Пережитое

- Рассказ, которому трудно подобрать название

- Смерть чиновника

o Страх

- Толстый и тонкий

- Торжество победителя

- Унтер Пришибеев

o Хамелеон

-

Человек в футляре

- Крыжовник Маленькая трилогия

- О любви

o Экзамен на чин

- - Рассказы, проанализированные, рассмотренные в реферате

Таким образом, я представила основные литературные источники по творчеству

А.П. Чехова, которые помогли мне выявить существующие подходы к этой теме и послужили отправной точкой для своего восприятия, понимания, обобщения и анализа рассказов Чехова, раскрывающих природу российского чиновничества.

Говоря о степени разработки темы в учебной и популярной литературе еще раз подчеркну, что я не обнаружила предметного и системного анализа проблемы, в том числе в учебно-методической литературе, поэтому своим исследованием данной темы я надеюсь сколько-нибудь восполнить этот пробел, обобщить уже имеющиеся соображения и сведения по теме, обозначить новые подходы и раскрыть известные чеховские тексты в едином ключе - через образ чиновника.

Итак, переходим к знакомству с «чеховским миром» и его героями.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

«ЧЕХОВСКИЙ МИР» И ЕГО ГЕРОИ

2.1. БОЛЬШОЙ ПИСАТЕЛЬ «МАЛОЙ ФОРМЫ»

2.1.1. Ч е х о в – н е п р е в з о й д е н н ы й м а с т е р р а с с к а з а.

Есть неумолимая историческая и литературная логика в том, что «замыкающим» в цепи русских классиков «золотого века» стал именно рассказчик, Антон Павлович Чехов.

Попробуем увидеть Чехова в культурно-социальном контексте его времени. 80-90-е годы XIX века…

Действительность, на почве которой развивалось художественное творчество Чехова, внешне была как будто мирной и получила репутацию «бессобытийного» времени. На самом деле это были годы мрачнейшей в России реакции, для которых характерны скрытость и негласные формы государственного террора: беспрерывный поток запретов, выговоров, циркуляров, душивших живую мысль, убивавших привычку человека к правдивому свободному слову, бесчинства и свирепость полицейских и чиновников, полная безнаказанность вышестоящих…

Чехов как-то сразу отрешился от природной стороны жизни и понял ее в общественных категориях и оценках, создав в дальнейшем грандиозную по широте охвата и глубине проникновения картину быта и нравов русского общества своего времени.

…В 1890-е годы отечественная литературная ситуация внезапно меняется. У многих читателей возникло тогда ощущение, что литературное вещество, помимо воли самих писателей, начало сжиматься, концентрироваться. И на смену грандиозным романам пришли короткие, незаметные рассказы: «малая» форма в одночасье восторжествовала над «большой».

Менялся ритм времени, оно лихорадочно убыстрялось, устремлялось навстречу XX веку с его катаклизмами и динамикой. А главное – пик развития русской литературы XIX столетия был пройден, золотая эпоха осталась позади, вобрав в себя энергию векового развития отечественной словесности, - и последовал неизбежный спад.

Жанр рассказа как нельзя лучше подходил для литературы в этой ситуации.

Незадолго до смерти Чехов писал И.А. Бунину: «Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли, а это я пробил дорогу к маленькому рассказу, меня еще как за это ругали… Требовали, чтобы я писал роман, иначе и писателем нельзя называться…»