Смекни!
smekni.com

Русские критики о Л.Н. Толстом (стр. 1 из 12)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава первая ………………………………………………………………………..

Творчество Л.Н. Толстого в интерпретации критиков «Русского богатства» 1883–1891 г. («Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы»)……………………...10

Глава вторая………………………………………………………………………...

Философия Л.Н. Толстого в понимании Л.Е. Оболенского…………………..22

Глава третья………………………………………………………………………...

Споры критиков о Л.Н. Толстом на страницах «Русского богатства» 1889–1891 гг……………………………………………………………………...41

Заключение…………………………………………………………………………

Примечания…………………………………………………………………………

Библиография………………………………………………………………………

Введение

В истории журнала «Русское богатство» 1883–1891 года представляют особый интерес. В этот период его редактором и вдохновителем, одним из основных авторов был Л.Е. Оболенский. «Толстый» журнал под названием «Русское богатство» стал для него по-настоящему любимым детищем. Он собственноручно создавал каждый номер, писал статьи, очерки, обзоры, вёл переписку с авторами и читателями. Главным в эти годы направлением журнала была его ориентация на «научно-философское» направление. Он не был «литературным» или «общественно-политическим» в угоду моде, его главной задачей стало просвещение заинтересованного круга читателей. За обозначенный временной промежуток в «Русском богатстве» было опубликовано множество работ по философии, психологии, экономике, математике, биологии, физике и другим наукам. Неординарным оставалось и эстетико-литературное направление издания, пытавшемуся отстаивать собственную точку зрения в связи с самыми разнообразными явлениями литературного процесса последней трети XIX века. Читателя часто знакомили с произведениями зарубежных авторов. Журнал охотно представлял свои страницы отечественным авторам, в том числе и только начинающим литературный путь.

Из-за своего столь «непривлекательного» содержания журнал не пользовался популярностью у массового читателя, что влекло за собой огромное количество трудностей, особенно материального характера. Он был предназначен для элитарной публики, хотя Оболенский всей душой желал погрузить в мир науки, философии и искусства как можно больше людей, полагая, что универсальные знания должны стать основой интеллектуального будущего России.

Кроме того, глубокий интерес к насущным проблемам русской жизни тоже наложил заметный отпечаток на содержание журнала, где затрагивались актуальнейшие проблемы современной действительности. Главная задача сводилась к решению самых животрепещущих вопросов, будь они мировоззренческого или же чисто практического характера. Многие журнальные публикации были ознаменованы искренним стремлением к изменению нравственного и социального облика человека. Не случайно главной общественной несправедливостью издатель журнала считал неоправданно тяжелую жизнь простого народа. И именно в связи с этим им чаще всего затрагивались различные общественно-экономические и философские вопросы.

Принимая во внимание весь характер деятельности Оболенского, можно сделать вывод, что он опирался на достаточно широко распространенные тогда народнические доктрины, что, несомненно, сказалось на общем направлении журнала, общее содержание которого вполне соответствовало мировоззренческим представлениям Л.Е. Оболенского и его раздумьям по поводу самых злободневных проблем, связанных с представлениями о национальном и всеобщим. Формировалась единая идея, пропагандируемая журналом, хотя сам Оболенский не считал себя народником, всегда чурался тенденциозности и стремился найти рациональное зерно в самых различных общественных и, тем более, литературных направлениях. Честность по отношению к себе, к читателю и к миру в целом – главная его отличительная черта. Говорящим в связи с этим является излюбленный псевдоним Оболенского – «Созерцатель», который свидетельствует о стремлении судить как бы со стороны, объективно.

Неординарность личности Л.Е. Оболенского проявилась и в жанровом своеобразии литературно-критических статей. Надо сказать, что само обращение к литературной критике в его жизни не случайно. Как поэт, прозаик, он не мог отозваться по поводу творчества собратьев по перу. На страницах своего журнала ни раз выступал с краткой оценкой того или иного писателя, охотно печатал статьи и рецензии других авторов. В «Русском богатстве» сотрудничали М.М. Филиппов, А. Лисовский, Дм. Струнин, М.К. Цебрикова, Е.П. Карпов. Статьи нередко сопровождались подзаголовком «По поводу», откликаясь на конкретное выступление в печати, какое-то событие или явление; также могло носить название «Обо всем», где помимо литературных событий обсуждались и общественные, но все они имели между собой определенную внутреннюю связь; весьма популярными подзаголовками были «критический анализ», «критическое исследование», «сравнительная характеристика» или «литературная заметка», но излюбленным жанром самого Оболенского был «критический этюд», в котором, как правило, широко и многосторонне рассматривалось то или иное литературное явление.

«Русское богатство», несомненно, имело свою оригинальную направленность при Оболенском. Поэтому непонятно, почему столь замечательная личность упоминается лишь в примечаниях, указателях к каким-нибудь книгам или в редких общих обзорных статьях энциклопедий дореволюционного и советского времени, в которых много ошибок и неточностей. Деятельность Л.Е. Оболенского заслуживает более детального изучения не только в связи с историей русской литературной критики, но и в связи с историей отечественной журналистики, историей русской литературы, философии и публицистики.

Бесспорно, этот человек был по-настоящему многогранно талантлив. Даже тот факт, что он много лет состоял в личной переписке с Л.Н. Толстым, говорит о многом. Ведь Л.Н. Толстой вел переговоры с Оболенским по поводу того, чтобы сделать «Русское богатство» чисто «толстовским» изданием. И не только мировоззренческая схожесть служила тому причиной. Было всегда взаимное уважение, были дружеские отношения на протяжении многих лет.

Работы Оболенского о творчестве Л. Толстого отличаются не только глубиной знаний, но и необычайной прозорливостью. Противоречивая, непонятная очень многим, вызывающая раздражение, а порой и резкое неприятие деятельность Толстого в сфере литературы и общественной жизни конца XIX века получила у Оболенского подробнейшее освещение.

1890-е годы стали переломными в жизни Л. Толстого. Поиск пути самосовершенствования и обретения смысла жизни привели его к созданию особого мира созерцания, которое выразилось в таких произведениях, как «Исповедь» (1879–80, опубл. в 1884), «В чем моя вера?» (1882–1884). В трудах «Исследование догматического богословия» (1879–1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880–1881) Толстой критикует институт христианской церкви. В этих работах он излагает суть своего учения, основанного на нравственно-религиозной философии, согласно которой обновление человека возможно только через индивидуальную духовную работу, нравственное самосовершенствование. Толстой обращается к публицистике. Свои многочисленные статьи, затрагивающие общественные проблемы, он также создает с опорой на новое мировидение. Эти же нравственно-этические ориентиры находят воплощение и в тех совсем немногих художественных произведениях, которые появляются на свет в этот период: в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884–1886), «Крейцерова соната» (1887–1889, опубл. в 1891), «Дьявол» (1889–1890, опубл. в 1911), драме «Власть тьмы» (1886), комедии «Плоды просвещения» (1886–1890, опубл. в 1891), а также в «народных рассказах» 80-х гг.

Все творчество Толстого этих лет вызывало непонимание и недоумение, а чаще недовольство и раздражение у современников. Л.Е. Оболенский во многом понял и одобрил его, предоставил страницы «Русского богатства» для публикации различных работ его соратников. Сам он активно занялся пропагандой, разъяснением толстовской этики. Стремясь как можно богаче, точнее и убедительнее показать сам феномен Л.Н. Толстого, он предоставил возможность и другим критикам высказаться по этому или иному поводу в связи с творчеством писателя: будь то словесно-художественные произведения, нравственно-эстетические воззрения или педагогическая деятельность. Оболенский вместе с другими сотрудниками «Русского богатства», такими, как М. Филиппов, С. Розенберг, попытался опровергнуть нападки различных критиков на выдающегося художника-мыслителя.

Таким образом, круг проблем, связанных с полемикой вокруг Л.Н. Толстого, на страницах «Русского богатства» подробно и адекватно излагался, а также активно обсуждался. Так, например, Л.Е. Оболенский в числе первых выступил против усиленно муссировавшегося в русской критике вопроса о разделении Л.Н. Толстого на художника и мыслителя. В одной из своих первых статей он писал: «Идеи Толстого, отвлеченные от той непосредственной высокохудожественной формы, в какой они выливались, теряют значительную долю своей прелести, как теряет ее великая поэма, если изложить сухо и отвлеченно ее идею»1.

В связи с проблемой истолкования нового этапа в творчестве Л.Н. Толстого Оболенский попытался продемонстрировать свое поклонение «толстовской правды». При всем почтении к Л.Н. Толстому, пристальному вниманию и к его учению, он должен не во всем с ним соглашаться. И об этом издатель «Русского богатства» неоднократно открыто заявлял.

Учитывая неординарность, серьезность и глубину осмысления творчества Л.Н. Толстого в этом журнале, хотелось бы заметить, что интереснейший материал остался вне магистральных направлений в изучении истории русской литературной критики и журналистики. Хотя попытка систематизации ряда работ, посвященных Л.Н. Толстому, была. Ее предпринял Н.А. Горбанев в своем исследовании «Лев Толстой – художник и мыслитель в литературной критике XIX–XX вв»2, где была представлена сложная картина восприятия творчества Толстого русской журнальной критикой, представившей нравственно-эстетическое и словесно-художественное наследие Толстого с различных точек зрения. В исследовании были проанализированы высказывания А.М. Скабичевского, Н.К. Михайловского, Р.А. , М.А. Протоповича. Вполне бы достоин оказаться в этом ряду и Л.Е Оболенский, но ученый обошел вниманием его многочисленные и очень любопытные работы о писателе.