«Сатира Маяковского»
Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии.
Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении
творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени, а что говорить о прошлом. У каждо-
го своя правда. Но одно несомненно, В.Маяковский-
один из талантлейвеших поэтов 20 века. Он посвятил своё творчество революционному обновлению жизни, служению идеалам, но идеалам своего времени. Маяковский- один из самых интересных сатириков 20 столетия. Он создал классические образцы сатиры нового типа. Он в своих стихах обличал всё, что тогда мешало успехам социализма.
Кажется, что сейчас его стихи не актуальны. Но не
самом деле они вполне актуальны, просто в наше время они приобрели иной смысл. Так, в первых строках поэмы «150 000 000» В. Маяковский пишет
«В диком разгроме
старое смыв,
новый разгремим
по миру миф.»
И действительно, поэт был прав, сам того не зная, что мы создали лишь новый миф.
Интересно сейчас читать и заключительные строки этой поэмы про «Октябрьской революции сотую годовщину.» Не получилось всемирного торжества по
этому поводу. Сейчас эта поэма читается как сказка, но уже о прошлом.
Довольно интересно сейчас читать сатирические произведения Маяковского 20-х годов, в которых он
высмеивает отрицательные явления того времени.
Насколько интересны и разнообразны описания типов
Людей,являющихся в то время чем-то отрицательным.
Вот как он называет их: новый буржуй кулак,вре-
дитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, очковтиратель, трус, «советский» вельможа, головотяп и т.п. Всё это довольно смешно в наши дни, потому что приобрело иной смысл и ушло в прошлое.
Но есть ли в стихах Маяковского что-то созвучное с нашим временем? Всё ли так безнадежно устарело?
По моему, некоторые стихи до сих пор актуальны.
Вот, например: строки его плаката из РОСТА:
«Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем все меньше
и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложения?»
Не сегодняшний ли это день?
Разница лишь в том, что никто сейчас не читает плакатов. А проблем у человечества всегда остаются. Безработица, низкий уровень заработной платы, плохие жилищные условия- вот вопросы,кото
Рые решаются и по сей день.
Не избавились мы и от бюрократии, которую так высмеивал Маяковский
«Рой чиновников с недели на день
аннулирует
октябрьский гром и лом,
и у многих даже
проступают сзади
пуговицы
дофевральские с орлом.»
Наш сегодняшний «Хулиган» совсем не изменился
И остается всё тем же:
«Смотрит- кому бы заехать в ухо?
Что башка не придумает дурья?!
Бомба из безобразий и ухарств,
Дурости, пива и бескультурья.»
А «Про заседавшие»? Разве мало у нас сейчас заседаний, постановлений и других пустых обсуждений, а «воз и ныне там.»
Но в наше время, благодаря телевидению, мы заседаем всей страной.
«Бумага взад
Бумага вперед
По проторенному другими следу
Через замзава проплыла к преду.
Пред в коллегию внёс вопрос…»
«О, Хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех
заседаний.»
Есть в сатире Маяковского и образ
наших нынешних предпринимателей.
«Спросим раз меня
«Вы любите, - НЭП!»-
«Люблю, - ответил я, -
Когда он нелеп.»
До сих пор живут среди нас и мещане, так лихо высмеянные В. Маяковским. Эти люди по прежнему умеют маскироваться по моде нового времени. Правда, поэт надеялся, что удастся искоренить таких людей, но наверное эти черты присущи людям во все времена.
В заключение можно сказать, что сатира в поэзии Маяковского была злободневна раньше и актуальна сегодня. Его сатира была участием Маяковского в жизни страны. Среди нынешних поэтов очень не хватает таких, которые вы взялись за такую сложную работу. И раз в наше время нет достойной замены В. Маяковскому, может не стоит придавать его поэзию забвению. По- моему, стоит вернуться к изучению творчества этого поэта.