Смекни!
smekni.com

Смерть поэта - стихотворение Лермонтова (стр. 3 из 3)

Недавно стало известно, что брат Н. Н. Гончаровой — Иван Гончаров, сослуживец Лермонтова по лейб-гвардии гусарскому полку, находился в приятельских отношениях с Лермонтовым. Как установлено в 1986 году А. Н. Марковым, Лермонтов сделал две дружеские портретные зарисовки Ивана Гончарова (1836—1837), а 11 июня 1838 года Гончаров послал брату письмо с просьбою помочь Лермонтову вступить в наследственные права (Лермонтов получил небольшое имение в Калужской губернии), при этом заметив: «включи в это дело всю доброту, столь свойственную тебе». Разумеется, Лермонтов узнал многое о жизни Пушкина от Ивана Гончарова.

Марков обратил внимание, что в поле зрения лермонтоведов не попал еще один факт. Знакомый Лермонтова с 1839 года член кружка шестнадцати Григорий Гагарин находился в Петербурге в декабре 1836 — феврале 1837 года и часто встречался в эти месяцы с Пушкиным

и близкими его друзьями П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, А. И. Тургеневым; эти сведения приведены в дневнике А. И. Тургенева (опубликован П. А. Щеголевым в его работе «Дуэль и смерть Пушкина). Дневник свидетельствует, что в эти же дни Григорий Гагарин поддерживает дружеские связи с офицерами — приятелями Лермонтова Н. И. Поливановым, К. А. Булгаковым, Н. А. Жерве, С. В. Трубецким, А. И. Барятинским. Так что Григорий Гагарин мог передавать информацию о Пушкине Лермонтову и кругу его товарищей.

«Смерть поэта» сразу же обратила внимание друзей Пушкина и сблизила многих из них с Лермонтовым. Уже 2 февраля 1837 года А. И. Тургенев записал в дневнике: «Стихи Лермонтова — прекрасные». Текст стихотворения он послал своему брату декабристу Н. И. Тургеневу за границу, а также П. А. Осиповой в имение Тригорское. Вскоре, как это теперь установлено А. Н. Марковым, он познакомился с Лермонтовым. К 1837 году относятся портретные зарисовки А. И. Тургенева, сделанные поэтом.

С 1837 года устанавливается и знакомство Лермонтова с деятелями пушкинского круга А. А. Краевским и В. Ф. Одоевским, а с 1838 года он посетитель салонов Карамзиных и А. О. Смирновой.

С этого же времени враги Пушкина становятся врагами Лермонтова. И первый среди них — император, начертавший резолюцию на письме шефа жандармов Бенкендорфа по поводу «Смерти поэта»: «Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он».