ТЕЗИСНЫЙПЛАН
Вступление.
Писатели– «мобилизованныеи призванные»;
Оружиеписателей-фронтовиков– слово.
Поэзия.
Поэзиякак голосгероическойдуши народа;
ЛирикаМ. Исаковского– лирика народныхчувств;
Потребностьв душевномслове поэмыне меньше, чемв хлебе.
Проза.
А.Толстой – летописецвойны;
Войнав прозе – школамужества истрадания,школа любвии ненависти;
Героипрошлого – изучебников вблиндажи.
Заключение.
Никтоне забыт, ничтоне забыто.
1.ВСТУПЛЕНИЕ
Оченьчасто, поздравляясвоих друзейили родственников,мы желаем иммирного небанад головой.Мы не хотим,чтобы их семьиподверглисьтяжелым испытаниямвойны. Война!Эти пять буквнесут за собойморе крови,слез, страдания,а главное, смертьдорогих нашемусердцу людей.На нашей планетевойны шли всегда.Всегда сердцалюдей переполнялаболь утраты.Отовсюду, гдеидет война,слышны стоныматерей, плачдетей и оглушительныевзрывы, которыеразрывают нашидуши и сердца.К нашему большомусчастью, мызнаем о войнелишь из художественныхфильмов илитературныхпроизведений.
Мирне должен забыватьужасы войны,разлуку, страданияи смерть миллионов.Это было быпреступлениеперед павшими,преступлениеперед будущим,мы должны помнитьо войне, о героизмеи мужестве,прошедших еедорогами, боротьсяза мир - обязанностьвсех живущихна Земле, поэтомуодной из важнейшихтем нашей литературыявляется темаподвига советскогонарода в ВеликойОтечественнойвойне.
Подвигсоветскогонарода былтакже и подвигомсоветскойлитературы.
«Каждыйсоветскийписатель готоввсе свои силы,весь свой опыти талант, всюсвою кровь,если это понадобится,отдать делусвященнойнародной войныпротив враговнашей Родины!»— эти словапрозвучалина митинге впервый деньвойны и былиоправданы деломи жизнью.
ВеликаяОтечественнаявойна – этотяжёлое испытание,выпавшее надолю русскогонарода. Литературатого временине могла оставатьсяв стороне отэтого события.
Ссамого началавойны советскиеписателипочувствовалисебя «мобилизованнымии призванными».В НаркоматОбороны, вполитуправленияЛенинградского,Киевского,Белорусского,Прибалтийскоговоенных округов,не ожидаямобилизационныхповесток, явилисьсотни писателейс требованиемнемедленнойотправки нафронт. Общеечисло писателей-фронтовиковдостигло болеедвух тысяч.Нельзя найтиникакой историческойаналогии такомумассовомуучастию писателейв непосредственнойлитературнойбоевой работе,которую развернулисоветскиемастера словав дни борьбыс гитлеризмом.
Болеетрехсот литераторовне вернулосьс полей сражений,среди них — Е.Петров, Ю. Крымов,А. Гайдар, В.Ставский, М.Джалиль... Фашизмзанес руку ина будущеесоветскойлитературы,вырвав из еерядов десяткимолодых писателей,людей талантливых,ярких — В. Кубанева,М. Кульчицкого,Н. Майорова, Г.Суворова, П.Когана, Н. Отраду,В. Шульчева имногих других.
И,что особенноважно, ВеликаяОтечественнаявойна, несмотряна безмерныежертвы, сталадля советскихлюдей школойдуховного,нравственногороста. Отечественнаявойна поднялана гребень всесамое истиннопрекрасное,что было воспитанов советскомчеловеке.
Важностьи действенностьслова писателейво время войнызасвидетельствованаи тем, что произведенияпрозы, поэзиии драматургиизаняли виднейшееместо в газетах.Наряду с первостепеннымполитическимматериалом,сводкамиСовинформбюрои другими сообщениямигосударственнойважности, настраницах«Правды», «Известий»,«Красной звезды»,«Красногофлота», «Комсомольскойправды» мывидим не толькопесни, стихотворения,публицистическиестатьи, но ирассказы, повести,поэмы, пьесы.
Военнымикорреспондентамицентральныхи фронтовыхгазет, а такжерадио, Совинформбюро,ТАСС стали вте дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А.Платонов, К.Симонов, Б. Горбатов,В. Гроссман,
Б. Полевой, Е.Петров, Л. Соболев.П. Павленко, И.Эренбург, С.Михалков, А.Жаров, А. Калинини многие другие.Литератураносила открытоагитационныйхарактер, давая«народу чудовищныйзаряд ненавистик врагу».
Привсей исключительности,неожиданностивставших переднею задач советскаялитературавоенных летзакономерноразвивалатворческиепринципы, которыеопределилиее путь в предшествующиегоды. Идея мирабыла и остаетсяглавенствующейидеей советскойлитературы,утверждающейпафос мирноготворческоготруда как основуразвития полноценнойчеловеческойличности.
Этотблагородныйгуманистическийпафос был вместес тем пафосомдейственногогуманизма,полного волик жизни и готовогок борьбе занее. Неудивительно,что крылатымидля советскихлюдей, вставшихна битву с фашизмом,стали словаА. Твардовского:
Бойидет святойи правый.
Смертныйбой не радиславы,
Радижизни на земле.
(«ВасилийТеркин»)
Видейных, нравственных,психологическихкачествах,обнаруженныхсоветскимилюдьми в днивойны, проявилисьчерты, в несколькоиных формахсложившиесяранее в героикереволюции,гражданскойвойны и буднейсоциалистическогостроительства.Большую рольв воспитаниипоколений, надолю которыхвыпало отстоятьРодину от фашистскихполчищ, сыгралитрадиции советскойлитературыи искусствапредвоенныхдесятилетий,с их верой вчеловека, любовьюк Родине, ясностьюи величиемжизненной цели.Идеал человека,за которогос самого своеговозникновенияборолась советскаялитература,противостоялвсем своимсуществомфашистскомумракобесию.И противостоялактивно. Героисоветскойлитературыи их создатели— мастера слова,начиная с Горького,чувствовалисебя бойцами-антифашистами.Все это, какэстафету, принялите, на чью долювыпало пройтичерез все испытаниявойны. Срединих — люди, которыевпоследствиипополнят поредевшиеряды писателей.
Преемственностьгероическихтрадиций, которойбыла насыщенався атмосферасуровых военныхлет, явиласьусловием имощного взлеталитературы.Лучшие произведениясоветскойпоэзии, художественнойпублицистики,прозы и драматургиибыли вернысуровой правдевремени, в нихмужественнозвучала темапартии — подлинноговдохновителяи руководителямасс, тема народа,— героя, творцавеликой победы.
Нашиписатели звалинарод на защитуРодины. «Всенаши мысли оней,— писал А.Толстой в статье«Родина»,— весьнаш гнев и ярость— за ее поруганиеи вся наша готовность— умереть занее».
Испытаниявойны явились,таким образом,проверкойгражданскойзрелости, прочностисвязи литературнойработы с жизнью,с народом,жизнеспособностиее художественногометода.
Напервый планвыдвинулисьжанры, способныенаиболее быстрои непосредственновмешиватьсяв жизнь,— очерк,небольшойрассказ,художественно-публицистическаястатья и, конечноже, лирическоестихотворение.
Советскаялитературастала подлиннойхудожественнойлетописьюОтечественнойвойны, вместес тем она помогаланароду сражаться,выражая величиеего идеалови целей, во имякоторых советскиелюди шли нажертвы, не щадилини своей крови,ни жизни.
Ввойне с фашизмомсоветский народзащищал нетолько завоеваниясоциализма,но и цивилизациючеловечества.Советскаялитератураприняла достойноеучастие восуществленииэтой всемирно-историческоймиссии. Она счестью и в поэзии,и в прозе, и вдраматургиивыдержалавыпавшие наее долю испытания.
Всегоды ВеликойОтечественнойвойны писателибыли там, где ковалась победа.Главным оружиемписателей-фронтовиковбыло их слово.
Особоеместо занимаютпроизведения,написанныев фашистскомзастенке. В нихвыразительнорассказаноо несгибаемостиволи и духасоветскогочеловека, которогоне могут сломитьни плен, ниистязания, нисама смерть.Писались вещивыстраданные,вмещавшие иинформациюо войне, и жаркоечувство любвик Родине. Песни,стихи, публицистика,очерки, рассказы,повести былимобильнымижанрами литературы,переместившейсяна фронт.
Литературавоенных летявляется монолитнойв своем патриотическомодушевлении.И все же в положенииотдельныхнациональныхлитератур, вих обстоятельствахучастия в войнесуществовалиразличия, которыенаходили выражениев тематике, вгосподствующихжанрах, в характерелитературнойжизни. Не следуетзабывать, чтопри всей значимостиличного опытаписателя еготворческоеразвитие определяетсянародным опытом,основнымираздумьямии переживанияминарода в целом.Русская литературанаиболее полновыражала панорамувремени, историюВойны в народномсамосознании.
Годывойны сталивехой в национальномсамосознаниинародов, выдвинутыхисторией вавангард борьбыза человечество,вехой в эволюциипатриотизмасоветскихлюдей, обнаружившегоубедительнуюспособностьсливать национальноеи социалистическое,интернациональное.Историческийопыт народовосознавалсязаново, ожилигерои былого;национальныехудожественныетрадиции началивосприниматьсястократно шире,масштабнее,а с ними вместеопределилисьи новый подъемлитератур,многообразиехудожественныхисканий, стилевыхнаправлений.
Общественнаяпотребностьотражениямасштабностисобытий и привелак проникновениюисторическихмотивов и влитературунаших дней.
Советскаямногонациональнаялитератураэпохи войныотличаласьединствомтворческоговоодушевления,общностьюпроблематики,вдохновеннымучастием всегонарода в борьбес фашизмом.Примечательно,что о подвиге28 панфиловцевв своих книгахрассказалиписатели большинствалитератур. Нокаждая, в силутрадиций иисторическойсудьбы, шласвоим путем,вносила свойвклад в общуюсокровищницудуховного инравственногоопыта советскогонарода.
2.ПОЭЗИЯ
Миллионылюдей никогдане забудут отой исключительнойроли, которуюсыграла в ихжизни поэзияв пору великихиспытаний.
Достижениясоветскойпоэзии военныхлет не былинеожиданными,они коренилисьв культуресоветскогонарода. СтихиМаяковского,Есенина, Тихонова,Багрицкого,Светлова нераз оживалив воспоминаниях,в лирическойисповеди бойцовВеликой Отечественнойвойны. Лучшиетрадиции советскойпоэзии предшествующихлет продолжалипоэты-фронтовики.Перо было приравненок штыку, поэтыс такой активностьювстали в стройзащитниковРодины, какойне бывало вовсей историинашей страны,богатой патриотическимитрадициями.
Нои те из них, ктоне служил врядах армии,нередко находилисьна переднемкрае борьбыс фашизмом.Большую политическуюработу в печати,на радио, срединаселения, ввоинских частях,в обстановкежестокой блокадыпроводил отрядпоэтов ленинградцев
(Н. Тихонов, В.Инбер, О. Берггольци др.). «Мобилизованнымии призванными»чувствовалосебя большинствопоэтов по разнымпричинам — поболезни, повозрасту — неушедших нафронт (М. Исаковский,С. Маршак и др.писатели).
Итолько потому,что поэты побраталисьс народом единствомсудьбы и боевыхиспытаний, онинашли верныйпуть к сердцусолдат и тружениковтыла. В самыегорькие часыони не теряливеры в победу.Пессимизма,надломленностидуха, казалосьбы, вполнеестественных,особенно втаких условиях,как ленинградскаяблокада, советскаяпоэзия, как ився советскаялитература,не знала.
Теснейшаясвязь с народом,активность,патриотизми гуманистическаянаправленностьотличали советскуюпоэзию и довойны. В испытаниях1941—1945 годов этиее особенностиприобреливоинствующийхарактер. Поэзиявступила вновый, высшийэтап. О чем быни писали поэты,за каждым ихсловом, образомнеотступностояла думао Родине.
Вобобщеннойформе основнаяпроблематикапоэзии периодавоины сказаласьуже в самомпервом поэтическомпроизведениитех дней — в«Священнойвойне» В. Лебедева-Кумача.Сила этогопроизведениярождена временем,героическимпорывом великойстраны, вставшейна смертныйбой с фашизмом.Лебедеву-Кумачувыпало на долюстать голосомгероическойдуши народав один из труднейшихмоментов егоистории.
В«Священнойвойне» нетникаких украшений,никаких сложныхриторическихфигур, все сурово,строго, но такполно чувства,что самым обычнымсловам — «странаогромная»,«пламенныеидеи», «яростьблагородная»и т. д. — как бывозвращалсяих подлинныйсмысл и глубочайшаявыразительность.
Вследза «Священнойвойной» появляется«Песня смелых»
А. Суркова.Совсем инаяритмически— напряженная,как бы торопящаячеловека набой,— она тревожно«скликала»бойцов в поход,подхватываявековые традициирусских воинов:
Песня— крылатаяптица —
Смелыхскликает впоход.
Смелогопуля боится,
Смелогоштык не берет.
Вскорек суровомуголосу «Священнойвойны», к живомусолдатскомуговорку «Песнисмелых» прибавилосьсердечное,задушевное«До свиданья,города и хаты»М. Исаковского.В этой песнепоет душа «молодыхсмелых ребят»,простыхкомсомольцев—излюбленныхгероев Исаковского.
Так,в первые дниВеликой Отечественнойвойны возниклитри разных, ночрезвычайноважных стихотворения,сразу же ставшихпеснями, с которымисоветский народне расставалсядо дня Победы.Поистине пережиласвое времядовоенная«Катюша», получившаяпризнание навсех континентах.
Стихи,песни на протяжениивсей войнызанимали большоеместо в духовнойжизни советскогонарода. Особеннойлюбовью пользоваласьпесенная лирикаМ. Исаковского— «В прифронтовомлесу», «Огонек»,«Лучше нетутого цвету...»,«Услышь меня,хорошая...».
Широкуюизвестностьв годы войныполучили также«В землянке»,«Лирическаяпесня» А. Суркова,«Шумел суровоБрянский лес»А. Софронова,«Соловьи» А.Фатьянова имногие другие.
Влучших песняхвоенных летраскрыласьдуша нашегонарода, еголюбовь и ненависть,гуманностьего стремленийи свободолюбие.Духовный мирсоветских людейвыразила и всяпоэзия в целом,все ее ведущиежанры: лирическиестихотворения,разные видыстихотворнойсатиры, поэмы.
Событиявойны — от первыхтрагическихдней до водружениязнамени Победынад рейхстагом— не всегдаявно, но оказывалимощное влияниена внутренниепроцессы,происходившиев нашей поэзии,на движениеее тем, жанров,образов, самойтональностистиха.
Длясамых первыхстихов о войнехарактернысуровые интонации,повелительныеформы. «Вперед!В наступленье!Назад ни шагу!»,«Ты — враг. Ида здравствуеткара и месть!»,«Опрокиньврага, задержи!»,«В поход! В поход!»,«Бей с неба!»— вот стержневыеслова первыхвоенных стихотворенийА. Суркова, А.Твардовского,О. Берггольц,А. Прокофьева,С. Кирсанова,характеризующиепоэтику тойпоры.
Позднеепри сохраненииинтонацийпризыва появляютсяинтонациисурового рассказао злодеянияхврага, которыеу некоторыхпоэтов, напримеру Исаковского,нередко сближаютсяс жанром народногоплача. Возникаюти иные стихи,с преобладаниемисторическихмотивов и ассоциаций.Стремлениевзглянуть навсе исторически,проследитьстановлениеи развитиесобытий делаетсяодной из характерныхчерт советскойлитературы,поэзии в частности.
АлексейСурков — поэтсовременнойтемы. Но в военноевремя, в обстановкежгучего интересак патриотическомупрошлому Россиии он создаетисторическиуглубленныйобраз Родины.Движение народаиз глубинывеков к желанномубудущему — такраскрываетсяобраз роднойстраны в егостихотворениях«Россия», «Родина»,«Вечерние лучикосые». В нихкаждая мысль— о народномгоре, об испытанияхсоветскихсолдат, о детях,вместо отцоввышедших в полес плугом,— подсказанапоэту днямивойны. Но мысльо связи настоящегос прошлым, онеотвратимостивозмездияпронизываетвесь стихотворныйцикл «Россиякарающая».
С.Щипачев — поэтинтимного,мягкого лиризма.Но в пределахсвоей лирикии он находитсредства, чтобывыразить величиесоветскогочеловека, творческипредставитьпобеду. Таковыего стихотворения«Поединок»,«Партизанка»и произведение1940 года «Потомкам»,которое Щипачеввключал в своивоенные книги.
Внем переданона редкостьживое и конкретноечувство близостипоколений.Мысль о связис потомкамимогла бы остатьсяв стихотворениичисто декларативной,если бы поэтс конкретностьюи точностью,подсказаннойему его военнымопытом, не передалвсю опасность,которой в боювместе с «нами»подвергалисьи наши потомки:
Былтруден бой.Казались намне раз
Незащищеннымистолетий дали.
Когдавраги гранатойбили в нас,
Тои до вас осколкидолетали.
Впоэзии военныхлет особоезвучание приобретаеттема солдатскойдружбы, любви,товарищества.Полнее всегоона представленав лирическихстихах К. Симонова,что, несомненно,связано с однойих важнойособенностью.В отличие отлирики другихпоэтов в центрепоэзии Симонова— моральнаяпроблематика.Тема войны,солдатскойдружбы, верностиразрешаетсяпоэтом в этическомплане. Верностьбойца, чувствотоварищества,прямота иоткровенностьраскрываютсякак категории,определяющиебоевой духчеловека, егостойкость вбою, его преданностьзнамени полка,знамени Родины.
ДухомтовариществапроникнутостихотворениеСимонова «Тыпомнишь, Алеша,дороги Смоленщины».Обращаясь кдругу, поэтговорит здесьо Родине, которая,как он понимаетсейчас, открыласьему по-настоящемутолько в днигоря, в днииспытании.Окрепшее в этихиспытанияхчувство связис Родиной, спростыми русскимилюдьми продиктовалопоэту и подлиннонародные образыстихотворения,и сам характерстиха, еголирическую,взволнованнуюинтонацию:
Тызнаешь, наверное,все-таки Родина—
Недом городской,где я праздничножил,
Аэти проселки,что дедамипройдены,
Спростыми крестамиих русскихмогил.
………………………………………………
Наспули с тобоюпока еще милуют.
Но,трижды поверив,что жизнь ужевся,
Явсе-таки гордбыл за самуюмилую,
Зарусскую землю,где я родился.
Вселучшее, чтоесть в этихстихах, увиденотем «жестокимзрением», котороедано человекувойной. Наиболеесильным срединих являетсястихотворение«Жди меня».Одно чувство,одна мысльцеликом заполняетсердце солдата:
Ждименя, и я вернусь.
Толькоочень жди...
Посвоему словесномуи ритмическомуматериалустихотворениекрайне скупо,но скупостьречи в немподчеркиваетглубину чувстводнообразиеритма усиливаетпроникновенностьодного всеохватывающегодушевногосостояния. Встихотворениине только горячаямольба «ждименя», но и суровыйзавет не желатьдобра «всем,кто знает наизусть,что забытьпора». Поэтомуи умение ждатьраскрываетсякак большойдушевный подвиг,достойныйвстать вровеньс солдатскимподвигом, какемкое, вырастающеедо символаобразное обобщениегероизма тыла.
Интереснасудьба этогостихотворения.Как только онопоявилось в«Правде», егосразу же переписалив свои блокнотытысячи фронтовиков.Тысячи солдатв своих письмахдомой говорилио самом главном,чем они жили,о чем они думали,словами этогостихотворения.
Годывойны оказаливлияние нетолько на развитиетех или иныхсторон творчествапоэтов. Длянекоторых онибыли решающимив самом формированииих как поэтовсоциалистическогореализма.
Вгоды войнымногие поэтыписали о Ленине.Некоторыестихотворенияоснованы натех или иныхрассказах,связанных спамятникамиИльичу. Чащевсего в них мывидим такуюситуацию: фашистыуничтожаютпамятник, советскиелюди с величайшимгероизмом ибеззаветностьювосстанавливаютего или частямихранят до приходародной армии.
По-своемупишет о ЛенинеС. Щипачев, прибегаяк крайне скупымпростым художественнымсредствам,заботясь толькоо точностирассказа ивсячески избегаяпышной риторики:
Избронзы Ленин.Тополя в пыли.
Развалинысожженногоквартала.
Врагив советскийгородок вошли
Истатую низверглис пьедестала.
(«Ленин»)
Немецкийполковник-щегольрад, что такпросто справилсяс памятником,фоторепортеруслужливощелкает, запечатлевая«победу» хвастливоговояки. А на рассвете:
Какпрежде, памятникв саду стоял,
Незримойсилой поднятыйиз праха.
Впериод ВеликойОтечественнойвойны с особойсилой выразилосьдуховное единствои вместе с темредчайшее,богатствохудожественныхиндивидуальностейв нашей поэзии.
Вгоды войныпоэты настойчивоискали формы,в которых можнобыло бы со всейполнотой выразитьсилу духа советскихлюдей. Однойиз таких форми явилась баллада,получившаяв ту пору широкоеи весьма своеобразноеразвитие.
Советскаябаллада периодавойны — это,как правило,стихотворение,имеющее сюжет,в основе которогочаще всего —героико-трагедийнаяситуация. Общимдля военныхбаллад являетсятакже их откровеннопоучительныйхарактер. Неслучайно, чтобаллады чащевсего былипосвященыконкретным,реальным героям.Таковы «Балладао трех коммунистах»Н. Тихонова,«РазведчикПашков»
А.Суркова, «Балладао красноармейцеДемине», «ИванСуханов»
А.Прокофьеваи т. д. В балладевсегда налицоострый лаконичныйсюжет, но в балладевоенных летглавное —патриотическаямысль, дума.
Подлинныйлиризм в раскрытиибольших народныхобразов, в которыхдышит история,трепетностьличного чувствавосхищениятворцами изащитникамиродины, вошлив поэзию М.Исаковского.
Ссамого началаработа М. Исаковскогошла «многопольно»:он писал стихи-песни,стихи-призывы(правда, оченьредко), ироническиеили бытовые,окрашенныетеплой улыбкойстихотворныезарисовки,стихи-фельетоны.
Сердцевинойсамых разныхстихотворенийМ. Исаковскогоявляется юмор,как правило,мягкий, полныйсочувствиялюдям их нелегкойжизни и их стремлениюбыть лучше.Думается, именноиз этого источникашла по внешностинеброская,негромкая, нов действительностимогучая силапоэзии М. Исаковского.В годы, когдаоб этой силемногие еще ине догадывались,стихи М. Исаковскогопроницательнооценил Горький.
Передначалом ВеликойОтечественнойвойны М. Исаковский—ужеизвестный поэт;произведения,созданные им,знает вся страна.
Вгоды войны вего стихи совсей решительностьюи силой врывается«ветер железногомщенья». (Самиминазваниямистихотворенийпоэт четкоопределяетих тему и ихсуровую интонацию- «Отцовскийдом разграблени разрушен...»,«Мстители»,«Одна дорогаесть у нас»).Вчитываясьв стихотворения,видишь и ихособый дляИсаковскогожанр. Первоестихотворение—исповедьпоэта, которыйстрастно хочет«поговоритьпо-своему сврагом», ноиз-за инвалидностине может статьв строй солдатсвоей Родины.Эта исповедь- горячая, искренняя- выливаетсяв большое гражданскоеслово поэта.Его «сердце— без остатка— там», на фронте.Оно слыхалопервые удары«стальногогрома вражьихбатареи», оновпитало в себя«боль и стоны»сожженных накостре. Вот чтопородило в немжелезное «словомести», котороепоэт поднимаетнад миром:
Ия, как знамя,поднял этослово,
Живоеслово сердцамоего.
Ия зову, чтоб вдни борьбысуровой
Никтоиз нас не забывалего...
Сохраняясвои характерныеособенности— простотуслога, близостьк фольклорнымвыражениям,классическиеразмеры и т.д.,Исаковскийвместе с темделает здесьшаг в сторонусоздания ораторскогостиха с егопризывами,трибуннымиинтонациями.
Такиестихи явнорасширяют нашепредставлениео возможностяхпоэзии Исаковского.Она, как видим,совсем неисчерпываетсямягкой, задушевнойлирикой. Онаможет звучатьи сильно, и громко.
ЛирикаМ. Исаковского—лириканародных чувств.Настоящий поэтвсегда хочетговорить толькоо том, что онзнает лучшевсех, и так, какон хочет. М.Исаковскийпоступает точнотак же. Но всегдаполучается,что лучше всехон знает такое,что таится вдуше миллионов,и его желаниеговорить так,как он хочет,оказываетсяродственнымтому, как хотелибы высказатьсвои чувствасотни и тысячи.Именно в этомего своеобразие,его редкаяиндивидуальность.
Годывойны для советскихлюдей быливременем большихраздумий ожизни, о Родине,о человеке. Какбы ни был скуденсолдатскийбыт, как бы нибыл человекоторван отцентров культурнойжизни, он жилв полную силу,в сердце своемон носил целыймир.
Темже самым жилии поэты. Замыслыих требовалибольшой формы.Так, в тяжелейшиегоды войны,казалось бы,вовсе не располагавшиедля работы надкрупнымипроизведениями,появилисьпоэмы. Историясоветскойлитературыне знает другоготакого периода,когда за четырегода было созданостолько значительных,подлинно талантливыхпоэм, как в суровоечетырехлетиеОтечественнойвойны. Онопредставленотакими поэмами,как «ВасилийТеркин» А.Твардовского.«Зоя» М. Алигер,«Пулковскиймеридиан» В.Инбер, «Февральскийдневник»,«Ленинградскаяпоэма», «Твойпуть» О. Берггольци др.
Своеобразнымитогом раздумийБерггольц загоды войныявилась поэма«Твой путь»(1945) —одно иззначительныхпроизведенийсоветскойпоэзии.
Поэмао горе и о любви,она говорито возмужаниигражданина,о росте душичеловека напути к победе.Вчитываясьв ее строки,самые различныеи вроде бы совершенноотрывочные,понимаешь:автора интересуютне сами по себеэпизоды изжизни ленинградцев,а нечто совсемдругое. Поэтесса,рассказываяо себе, хочетразобратьсяв том, откудабрали силы, каквообще можнобыло остатьсячеловеком втакой нечеловеческитяжелой обстановке,в том, что такоежизнь. И чтотакое счастье.
Неудивительно,что именно вэтой поэмеБерггольцделает самоеважное для себяпризнание:
Ясчастлива.
Ивсе яснее мне,
чтоя всегда жиладля этих дней,
дляэтого жестокогорасцвета.
Игордости своейне утаю,
чторядовым вошла
всудьбу твою,
мойгород,
взванье твоегопоэта.
Сущностьпоэмы «Твойпуть» состоит,прежде всего,в том, что онавыразила глубокоинтимный мирсоветскогочеловека,переносящеготяжелейшиеиспытания, сабсолютнойискренностьюпередав связьэтого мира справдой жизнинарода. Крометого, поэма,предоставляяполный голособщечеловеческимчувствам, показывает,что эти чувстване только сохраняютвсе свое обаяниев людях, рожденныхОктябрем, нои обретают вних новую силу.
Известнаяпоэма ВерыИнбер «Пулковскиймеридиан»(1941–1943), написаннаяв стиле лирическогодневника,—вместе с тембольшой человеческийдокумент, точнейшеесвидетельствосовременницыо ночах и дняхблокадногоЛенинграда.Это свидетельствотем болееубедительно,что графическойточности еерисунка соответствуетпочти клиническаяточность описаниясамих страданийленинградцев(глава «Свети тепло»). Нокак ни великимучения, городживет, живетсознаниемродства со всейстраной, живетпотому, чтосияние идей,к которым приобщеныленинградцы,бессмертно:
Мы— будущегосветлая стезя,
Мы— свет. И угаситьего нельзя.
Потребностьв душевном,ободряющемслове была неменьше, чем всамом хлебе.Советские поэтыдали такоеслово своимсоотечественникам.
Ведьв годы войны,когда так многотяжелого, когданередко неделямии месяцамичеловек видитодни трупы,совсем нетруднозабыть о красотемира, об ароматетрав, деревьев,о сияющих подсолнцем снегах.Этого не произошлос советскимилюдьми. В тяжелые,страшные годыони испытывалиособую потребностьсохранить всвоем сердцеобраз любимойРодины нетускнеющим.В их душе красотародной земли,память о нейстановилисьисточниковвеликого мужества.Такой потребностисильных сердеци ответил Прокофьев,создав песенную,всю напитаннуюзапахами цветов,пронизаннуюветрами широкихпросторов,звонкоголосую,сияющую весеннимикрасками поэму«Россия».
Поструктуре икрасочности,по своей живописности«Россия» Прокофьева— своеобразноепроизведениев нашей поэзии.В родстве с неюнаходятсямногие явлениярусского национальнойискусства ипрежде всегопоэзия СергеяЕсенина. Но онине заслоняютее самобытности.Как бы впитавв себя есенинскуюлюбовь к природе,к ее белым, синим,золотым, розовымкраскам, Прокофьеввместе с темпишет по-своему.Он—и частушечник,и песенник ижанрист. А главное,он — солдат,защитник Родины.Поэтому такестественно,без фальшизвучат у негои песни о березе(«Люблю березурусскую...»), ичастушка оРодине, о еекрасивых девчонкахи дельных ребятах(«Наша Родина— Россия...»), икристальночистая протяжнаяпесня о лебедях,пролетающихнад полем битвы(«Ой, не так далекои не близко...»),и живой, каксама солдатскаяречь, рассказо теплушке, ородной земле(«Теплушка что?Теплушка—дом»,«Земля, постельсолдатская...»).
Рождениетакой поэмыв годы войныговорит о великомдушевном здоровьенашего народа,который нетерял бодростии оптимизмадаже в самыеотчаянныемоменты истории.Он жил и боролсяза жизнь, онвидел «за дальюдаль», он оставалсячеловечным.С наибольшейвсесторонностьюэто показанов поэме А. Твардовского«Василий Теркин».
Однимиз самых заветныхстремленийлучших писателейРоссии было«высветлитьчеловека вовсех его силах,а не в одномуме, пронестивсю природуего сквозькакой-то очистительныйогонь» (ГогольН.В.).
Твардовскийне формулировалтак именно своюзадачу, работаянад «ВасилиемТеркиным», ноего поэма —одно из редкихпроизведений,воплотившихэтот заветклассика. Ясными мощным талантомпоэта Теркинименно высветленво всех егосилах, а не тольков уме, не толькосилу воина, нои человечностьсына роднойземли, неутомимостьтруженика,«праздник силывсякой» раскрываетавтор, изображаясвоего герояв поэме, в полномсмысле проносявсю его природусквозь очистительныйогонь любвик Родине.
Такомумасштабу изображениячеловека впоэме соответствуети новизна еехудожественнойформы. Соединениепочти былинно-песеннойшироты обобщенияи реалистическойконкретностив облике героя,подлинно народнойэпичности исамого тонкоголиризма в стилепоэмы — большойвклад Твардовскогов поэзию социалистическогореализма.
3.ПРОЗА
Впериоды историческихпотрясений,как известно,резко увеличиваетсяпотребностьобщества впублицистике— прямом, открытом,страстном словежурналиста,писателя,отличающемсяособой социально-политическойнаправленностью,агитационностью,острой проблемностью.В это времяпублицистичностьюпронизываютсявсе жанры прозы,поэзии, драматургии.Но ведущую рольв литературнойжизни обществав такие периоды,особенно напервых порах,играет собственнопублицистика,предназначеннаядля публикациив периодикеи характеризующаясяполитическойзлободневностью,оперативностьюв освещениисобытий, силойэмоциональногои идеологическоговоздействияна читателя.
Впериод ВеликойОтечественнойвойны к ее мобильнымжанрам обращалисьпочти все писатели.На страницахгазет и журналовпечаталиськорреспонденции,статьи, очерки,памфлеты, рассказыА. Толстого, А.Фадеева, И.Эренбурга, Н.Тихонова, М,Шолохова, А.Твардовского,Л. Соболева,Вс. Вишневского,К. Симонова, К.Паустовского.
Многиеписатели сталиработникамиармейской ифронтовойпечати, военнымикорреспондентами,командирами,политработниками.Стремлениевыразить чувстваи мысли, владевшиекаждым из них,обусловилооткрытый лиризмстатей А. Толстого,страстнуюпатетику Б.Горбатова,публицистическийнакал выступленийИ. Эренбурга,философскиераздумья Л.Леонова.
А.Толстой сталлетописцемвойны. Егопублицистикаявилась еехроникой, отразившейэтапы борьбыи подвига советскогонарода, веськомплекс проблем,обусловленныхвойной. Болеедругих А. Толстойобращался кистории народа,истокам еговосхождениячерез века(«Откуда пошларусская земля»,«Стыд хужесмерти», «Родина»).Мысль об ответственностисоветских людейне только передбудущим, но иперед прошлымстановитсясквозной в егостатьях, воссоздающихисторическиекартины войни походов, традициивоинской доблестирусского народа,его культурыи нравственности.Взывает писательи к духу славянскогоединства воимя борьбы сфашизмом («Весьславянскиймир долженобъединитьсядля разгромафашизма»).ОдновременноА. Толстойанализируетпрограммунацистскойпартии, причиныпопулярностиГитлера и состояниедуха германскогообщества («Фашистыответят за своизлодеяния»,«Кто такойГитлер и чегоон добивается?»,«Я призываюк ненависти»),чтобы развенчатьперед миромфашизм. СтатьиА. Толстогопроникнутыстрастнойлюбовью к русскомународу.
Такжесамостоятельнуюхудожественнуюценность приобрелив эти годыписательскиезаписи, дневники,заметки, зарисовки.Характер исодержаниевоенных дневниковопределялисьнеобходимостьюсохранить дляистории наблюденияочевидцев,взгляд на событияих участников.Таковы «Дневникивоенных лет»Вс. Вишневского,«Ленинградв дни блокады»А. Фадеева,«Ленинградскийдневник» В.Инбер, «Родинаи чужбина» А.Твардовского,вышедший сподзаголовком«Страницызаписной книжки»,серия зарисовокН. Тихонова «Вте дни», К. Федина«Свидание сЛенинградом»и др.
Дневникибыли формойочерковойлитературы,в которойдостоверностьизображения,опора авторана факты соединялисьс его страстнойзаинтересованностью.
Будучисвободным, чащевсего хроникальнымповествованием,включающимв себя репортажо событиях,характеристикивоенной, бытовойили психологическойситуации, дневникивоенных летзапечатлелинаблюденияи размышленияучастниковисторическихсобытий. «Дневникивоенных лет»Вс. Вишневскогопокоряютдостоверностьюисторическихсвидетельстви масштабностьюобобщений,являясь инаблюденияминад жизньюблокадногоЛенинграда,и раздумьямио настоящеми будущем, ианализом противоречийвремени, состояниялитературы.Позицию Вс.Вишневскогоопределяетвера в «невероятнуювыносливостьнашего народа»,его «доброту,откровенность,простоту», вкоторых писательвидел залогпобеды. Та жевысокая гордостьза людей, выстоявших первуюблокадную зиму,заставляетА. Фадеева писать:«Мне кажется,есть на светевещи, которыев силах вынеститолько русскийчеловек».
Годывойны — не толькоособый, но инеоднородныйэтап развитиялитературы.После разгромаармии Паулюсапод Сталинградом,когда четчеопределилисьперспективывойны, возниклаобщественнаяпотребностьпостичь еебудни, ее прозу,понять душувоюющего человека.Этой потребностиувидеть повседневноесуровое лицовойны отвечалатенденцияаналитическойпрозы. В строгореалистическихпроизведенияхМ. Шолохова«Наука ненависти»,К. Симонова«Дни и ночи»,А. Бека «Волоколамскоешоссе» и другихобъективновоссоздаваласьжизнь человекана войне вовсей ее полнотеи подробностях,исследовалисьсобытия и психология«сражающихсяза Родину»людей.
Кконцу войнырасширяетсяфилософскийдиапазон литературы.Исследованиепотока историческихобстоятельствдает возможностьвоссоздатьправду народногобытия. Тенденциямасштабногоизображениявоенных событий,воссозданияобщего ходадел проявиласьв романах М.Шолохова «Онисражались заРодину», А. Фадеева«Молодая гвардия»и многих других.
Настраницах«Правды» и«Красной звезды»в 1943 и 1944 годахпубликовалисьглавы романаМ. Шолохова«Они сражалисьза Родину».Событийнаясторона романасвязана с боямина Дону в труднейшеелето 1942 года.Зрелостьхудожественноймысли писателяобнаружиласьв исследованииприроды народногогероизма ихарактеранародной войны.Последовательныйинтерес Шолоховак народномубытию, к героюиз народнойтолщи сказалсяв этом романеи в анализевнутреннегомира рядовыхсолдат на переднемкрае воины, ив анализеобстоятельств,круто повернувшихжизнь людей.
Вроманах концавойны интереск личностномуначалу в человекеусиливается,становясьпреобладающимв произведенияхШолохова иФадеева. Напервый планвыдвигалисьв герое качестванародности,патриотизма,сознательностинезависимоот социальногоположения,профессии,национальности.«Социалистическаясоциальность»стала природойхарактерасоветскогочеловека, созданноголитературойв военные годы.Человек в нейвыступал преждевсегда егослитности собществом, ане только какиндивидуальность.
Всюжетосложениирассказов иповестей вначалеобозначилосьтяготение кпростой событийности.Произведениебольшей частьюбыло ограниченокругом событий,связанных сдеятельностьюодного полка,батальона,дивизии, защитойими позиций,выходом изокружения.События исключительныеи обычные всвоей исключительностистановилисьосновой сюжета.В них в первуюочередь обнаружилосьдвижение самойистории, властновлияющей начеловеческиесудьбы. Не случайнов прозу 40-х годоввходят новыесюжетные построения.Она отличаетсятем, что в нейнет традиционногодля русскойлитературыконтрастахарактеровкак основысюжета. Когдакритериемчеловечностистановиласьстепень причастностик совершавшейсяна глазах истории,конфликтыхарактеровмеркли передглавным историческимконфликтомфашизма ссоциализмом,от решениякоторого зависелисудьбы государств,народов, культур.Смертельнаяборьба двухсоциально-полярныхсил определилаконфликтностькаждого действия,каждой ситуациивоенных произведений.Два цикла рассказовЛ. Соболева —одесский («Соловей»,«ПарикмахерЛеонард», «РазведчикТатьян») исевастопольский(«Морская душа»)— посвященыизображениюдоблестнойсудьбы «яростныхи гневных полковморской пехоты»,которую вражескиесолдаты называли«черными дьяволами».Л. Соболев беретситуацииисключительные,людей ярких,необычных,вроде юнойотважной разведчицы,веселогопарикмахера-скрипача,электрика,прозванногогусаром. Вдраматическихобстоятельствахвойны ониобнаруживаютскрытые силысвоего духа,верность, мужество,выдержку. Лежащийв завале сраздавленнымипальцами парикмахерЛеонард успокаиваетнапуганныхбомбежкойлюдей, делаявид, что находитсяу отдушины икорректируетдействия спасательнойгруппы («ПарикмахерЛеонард»). Вернувшисьиз разведкик лодке, морякиувидели своеготоварища раненым,диски его автоматапустыми, а вкамышах трупыврагов. Здесьбыл неравныйбой. Раненыйв беспамятствепродолжалдавать им сигналсбора, свистелсоловьем, щелкалуже холодеющимигубами («Соловей»).Судьба отважнойдевушки, прятавшейморяков вкаменоломнях,водившей ихпо хуторам идеревням, историяее ранения иподвига определяютсодержаниерассказа «РазведчикТатьян».
Циклрассказов«Морская душа»написан Л. Соболевымв 1942 году. В публицистическомвступлениик циклу писательсоздает собирательныйобраз «морскойдуши». «Морскаядуша — эторешительность,находчивость,—упрямая отвагаи непоколебимаястойкость...Морская душа— это огромнаялюбовь к жизни...Морская душа— это стремлениек победе... В ней— в отважной,мужественнойи гордой морскойдуше — один изисточниковпобеды». А востальныхрассказах циклаэтот обобщенныйобраз конкретизируетсяв отдельныхсобытиях исудьбах. Авторскоеповествованиенемногословно,драматично,возвышенно.История моряка,трагическипогибшего вединоборствес врагами, навсегдаоставшаясяв человеческойпамяти («Федяс наганом»),сменяетсярассказамио трудной битвекоманды катерас морем («Неотправленнаярадиограмма»),о яростнойсхватке обессилевшегосоветскогоразведчикас фашистом(«Поединок»).Атмосфералегенды кажетсяв рассказахестественной.Моряк, командующийтанком, утюжитвражеские окопы(«Привычноедело»). Трикраснофлотца,захватив минометнуюфашистскуюбатарею, обстреливаютиз нее фашистскиетраншеи, хотяк концу боя«один из них— безногий,другой безрукий,а третий перемазанкровью и землей»(«И минометБил»).
А.Толстого впервую очередьинтересовалоформированиенациональногосклада русскогочеловека, истокикоторого онищет и в далекомпрошлом. Естественно,что в цикле«Рассказы ИванаСударева»(1942) вниманиесосредоточенона историяхмужания людейобретения имисвоего местав грозных событиях.В первом рассказе«Ночью, в сенях,на сене», представляющемсобой родословнуюИвана Сударева,главной сталамысль о Родине.Иван Судареврассказывает,как в одномчастном домеон увидел картинусредней величины:на ней «лесок,речонка самая,что ни на естьтихая русская,и по берегутропинка вберезовуюрощу». Картинаоткрыла героюто, что он немог выразитьсловами. Озареннопонял одно:тянет его этатропиночка,умереть он занее готов, это— его Родина…
Нравственныйклимат общества,определяющийсяборьбой зажизнь и независимостьсоциалистическогогосударства,не мог не повлиятьна литературу.Общественно-историческиесобытия, воздействуяна способыпознаниядействительности,вызывали концентрациютаких признаков,которые до сихпор в них небыли ведущими,—эпичность,героичность,лиризм.
Природаэпичности впрозе Отечественнойвойны былаобусловленаслитностьюжизни и борьбыотдельногочеловека сжизнью и борьбойвсего народа.События в рассказахи повестяхвоенных летпредстают какживое протеканиеистории. И социальнаяактивностьгероев ее творящих,соответствовалатенденцииисторическогоразвития. Эпичностьбыла связанас характеромгероического.
НТихонов в началевойны создаетцикл «Ленинградскихрассказов»(1942), пафосом которыхстала мысль:«Нет возрастадля героического».В рассказах,драматических,лаконичных,исследуютсямгновения вжизни человека,называемыевдохновениемподвигом. Этои рассказ отом, как в поединкемашинистапаровоза сфашистскимлетчиком побеждаетупорная воля«железныйглаз», удивительныйи тонкий расчетрусского рабочего(«Поединок»).И полная самоотреченияработа электромонтераРубахина,исправляющегоповрежденнуюлинию под вражескимогнем («Кукушка»).И мужественныйпоступок фотографас потонувшегопарохода, который,почти захлебываясьв волнах, заставляетотчаявшихсяна плоту людейобрести человеческийоблик («Людина плоту»). Ивзлет нравственныхсил слабойдевушки, сандружинницыЖени Стасюк,которая повелаза собой в атакудрогнувшихсолдат («Мгновение»)...
Предметомизображенияв рассказахвторого типастановитсяблокаднаяповседневнаяборьба осажденногоЛенинграда:холодные заводскиеночи в цехах,где люди делаютснаряды («Зимнейночью»), трудовыебудни мальчика-подростка,с его жизнестойкостьюи самоотверженнойготовностьюуберечь другогоот беды («Я всеживу»), каждодневныйподвиг девушки,обязаннойсообщать в штабпротивовоздушнойобороны о местепадения бомб(«Девушка»),раскрываютсамозабвеннуюработу изнуренныхголодом ленинградцев,освобождающихсвой город изплена блокады,смерти, снегаи льда...
Общиетенденциисоветскойлитературывоенных летв изображениимужества игероики советскогочеловека, такили иначе, сказалисьв каждом значительномпроизведениибольшой и малойформы.
Войнаосмысляетсяв прозе какшкола мужестваи страданий,школа любвии ненависти,как величайшееиспытаниечеловечности,которое с честьювыдержалисоветские люди.
Тяготениек достоверностив сочетаниис широкойобобщенностьюизображениясоставляетсилу героическихповестей ирассказоввоенных лет.Писатели ввойну искалиформу, котораясоздавала бывпечатлениеневыдуманности,доподлинностиизображаемого.Иллюзия жизненнойдостоверностинередко создаваласьтем, что рассказвелся от имениучастниковсобытий, голосавтора сливалсяс голосамигероев. Писатели,прежде всего,стремилисьбыть верными«психологиифактов» (Горький).
Войнаизображаетсякак каждодневныйупорный трудс полной отдачейвсех сил. В повестиК. Симонова«Дни и ночи»(1943—1944) о героесказано, чтоон ощущал войну,«как всеобщуюкровавую страду».Человек работает— вот его главноезанятие навойне, работаетдо изнеможения,не просто напределе, а вышевсякого пределасвоих человеческихсил. Человексовершаетбольше, чем онможет. В этомего главныйвоенный подвиг.
Особенностисимоновскогохудожественногомышления сказалисьв сочетаниидостоверностии психологизма,будничногои высокого, вумении совмещатьанализ человеческихпривычек санализом высокихдум. В повестине раз упоминается,что Сабуров«привык к войне»,к самому страшномув ней, «к тому,что люди здоровые,разговаривавшие,шутившие с нимтолько что,через десятьминут переставалисуществовать».Способностьгероя привыкать,переноситьужасное содержитв себе возможностьгероического.Исходя из того,что на войненеобычноестановитсяобычным, героизм— нормой, исключительноепереводитсясамой жизньюв разряд обыкновенного,Симонов «заземляет»героя Он создаетхарактер сдержанного,несколькосурового, молчаливогочеловека, ставшийпопулярнымв послевоеннойлитературе.
Внравственноммире Сабуроваглавным, определяющимего поведение,характер отношенияс людьми, являетсячувство долга,чувство своейответственностиза исход событий.
Мысльо том, что этавойна освобождаетчеловека отслучайного,наносного,делает еголучше и чище,возникает спервых главповести Симонова.В ходе повествованияона не тольконе исчезает,но набираетсилу, реализуясьв характерах.О Сабурове,например, сказано,что в жизни емуне были чужды«честолюбивыеи даже тщеславныемысли, но сейчас,на этой войне...эти мысли унего почтиисчезли».Корреспондентиз Москвы вразговоре сСабуровымвысказал убеждение,сложившеесяза годы войны,что «люди навоине сталипроще, чище иумнее. Бытьможет,— заметилон — они остались,в сущности,теми же самыми,какими были,но хорошее уних выплылона поверхностьоттого, что ихпересталисудить помногочисленными неяснымкритериям...люди передлицом смертипересталидумать, как онивыглядят икакими оникажутся, на этоу них не оставалосьни времени, нижелания».
Этамысль являетсяодной из ключевыхв симоновскойконцепциичеловека. Войнапо-новому оценилав людях существенноеи несущественное,главное и неглавное,истинное ипоказное «Уменя многохороших людей,- говорит Сабурово своем батальоне,- почти все хорошие».Действительно,в повести нетподлецов, предателей,трусов. Дажесухой, прямолинейный,упрямый Бабченковызывает уважениесвоим бесстрашием,преданностью,полной самоотдачей.
Всоциально-психологическойпрозе военныхлет объективностьи художественнаядостоверностьповествованиясоставляютотличительныесвойства сюжета.К. Симонов слетописнойтщательностьюи подробностьювоспроизводитвремя и события,поскольку цельюбыло рассказатьс наибольшейстепенью полнотыи достоверностио «днях и ночах»сражающегосяСталинграда.В повести отсутствуетединый драматическийузел, событияприсоединяютсяпо принципухронологическойцепочки. Некотораярыхлость композициивозникает всвязи со стремлениемк детальномувоспроизведениюсобытий и военногобыта.
Эпичностьв повести возникает,прежде всегоот того, чтовсе малое частное,конкретное,бытовое в жизниСталинграданасыщено большим,значительным,общим. Умениев частном видетьвсеобщее ипоказать этовсеобщее —способностьистинногохудожника исвойство настоящегоискусства.
Сочетаниедокументальнойдостоверностис обобщенностьюизображения— традициясоветскойлитературысо времен гражданскойвойны, традицияД. Фурманова,А. Серафимовича,Л. Рейснер,продолженнаяпрозой Отечественнойвойны. Достоверностьв ней была выражениемвсеобщей жаждынеприкрашеннойправды.
Вцелом социально-психологическаяпроза явиласьновым этапомв постижениичеловека ивойны, преждевсего потому,что в центреее оказаласьличность —цельная, мыслящая,творческая;события быливоссозданыв их достоверности,точности, суровойправде. Однако,отказавшисьот романтическиобобщенноговзгляда напроисходящее,углубившисьв анализ событийи душ, она ограничивалашироту философскогоосмыслениядействительности.Романы, появившиесяв конце войны,должны быливосполнитьэту утрату.
Войнаобострила всоветских людяхчувство связис прошлым своейРодины. По-новому,во всей значительности,огромностипредсталитеперь историческиеценности, традициирусского народа,других народовнашей страны,богатстванациональнойкультуры, защищаемойв битве с фашизмом.История в этойнапряженнойборьбе приходилана помощьсовременности.«В эту войну,—писал тогда
А. Толстой,—наш взор частообращаетсяк истории нашегонарода,— события,как будто забытыеза давностьюлет, выплываютиз тумана веков,и отсвет героическойборьбы нашихдней падаетна них, и многоеиз того, чтоказалось неяснымили мало значительным,становитсяи ясным и значительным,и мы еще отчетливейначинаем видетьпрямой, мужественныйпуть русскогонародам свободе,к всенародномусчастью насвоей сувереннойземле».
Каквысокий нравственныйобразец и призывк подвигувозрождалисьв памяти народадеяния предков— строителейи защитниковродины. Воспоминаниео них становилосьщедрым источникомдуховных сили патриотизма.«На войне намоткрыласьистория. Героипрошлого перешлииз учебниковв блиндажи»— так характеризовалв те дни И. Эренбургподъем историческогосамо сознания.
Никогдаеще историко-патриотическаятема не быластоль актуальнойи не занималатакого почетногоместа в нашейлитературе.Дух историитеперь сказываетсяво всем — отпоэзии допублицистики.Стоит обратитьсяк литературно-художественнымжурналам техлет - и мы увидим,как часто нарядус произведениямио грознойповседневности- жизни фронтаи. тыла – публикуютсяв них произведенияо прошлом русскогонарода. Помиморазвернутыхисторическихполотен, художникислова создаютв жанре историческогоочерка, рассказа,короткой повестидесятки зарисовок,напоминающихо патриотическихподвигах предков.
В1941—1945 годах в областиисторическогоромана вдохновенноработают видныемастера советскойлитературы:А. Толстой создаеттретью книгу«Петра Первого»,Вяч. Шишковзавершаеттрилогию оПугачеве, Ю.Тынянов пишеттретью книгуромана «Пушкин»,к событиямпервой мировойвоины обращаетсяС. Сергеев-Ценский.Появляютсяизвестныепроизведениядругих авторов– «Порт-Артур»А. Степанова,«Батый» В. Яна,«Багратион»С. Голубова.
Отнедавнегопрошлого доглубокой древностипрослеживаетлитературапуть своегонарода, пополняяновыми звеньяминачатое ещев 30-е годы художественноеосвещениеборьбы занезависимостьРодины.
В1942 году сразутремя изданиямивышел романВ. Яна «Батый».Сюжет его - борьбаРуси в XIII векес хищным и злобнымзавоевателем- был как нельзяболее созвученсовременности.В предисловииисторик С. Бахрушинписал: «В нашидни, когдаразвернуласьВеликая Отечественнаявоина, яркиекартины героическойборьбы русскогонарода противнашествияварваров немогут не встретитьглубокогоотзыва... Этиволнующиестраницы книгиЯна подымаютдух и вдохновляютк самопожертвованиюво имя спасенияРодины».
Вгоды войныобозначилсяинтерес советскихписателей кэпохе ИванаГрозного. Тогдабыли написаныдраматическаяповесть
А.Толстого «ИванГрозный» (1943).
Вовсех этихпроизведенияхсказалосьстремлениеавторов по-
новомуосветить личностьИвана IV, в противовесгосподствовавшейпрежде односторонне-отрицательнойтрадиции раскрытьпрогрессивноезначение ипатриотическийсмысл егогосударственнойдеятельностикак одного изустроителейземли Русской.Стремлениеэто, однако, всвою очередьбыло одностороннеориентировано— фигура Грозногов той или иноймере идеализировалась.Таким былообщее направлениемысли не толькописателей, нои историков.Идеализацияи упрощенияособенно резковыразилисьв романе В. Костылева«Иван Грозный»(1943—1946).
ВпоруВеликой Отечественнойвойны мысльсовременниковчасто обращаласьк родственнымпо духу событиямОтечественнойвойны 1812 года.Самое развитиеих, историческипредрекавшеесудьбу гитлеровскогонашествия,патриотическийподъем, народныйхарактер борьбы,деятельностьпартизан, подвигирусской армии— все это тогдабыло оченьблизко чувствамсоветскихлюдей.
Народныйподвиг 1812 годавдохновлялмастеров искусстваи литературы.В годы ВеликойОтечественнойкомпозиторС. Прокофьевсоздавал оперу«Война и мир»на сюжет героическойэпопеи Л. Толстого.В 1944 году вышелна экраны фильмВл. Петрова«Кутузов».Образы 1812 годавозрождалисьна сцене. С особымуспехом шлав Центральномтеатре КраснойАрмии патриотическаяпьеса А. Гладкова«Давным-давно»,прообразомгероини в нейпослужилалегендарнаяНадежда Дурова.
Средипроизведений,воскресавшихэпизоды Отечественнойвойны 1812 года,широко известенроман С. Голубова«Багратион»(1943). В нем авторповествуето драматическоми трудном начальномпериоде освободительнойвойны — от вторженияНаполеона вРоссию доБородинскогосражения.Тематическаяоснова книги— изображениежизни армии,ее патриотическогодуха, воликпобеде, преодолениятрудностейи противоречий,порожденныхнеблагоприятнымтечением событий.Широко освещеныстратегиякампании, вопросывоенного искусства.Поэтому действиенередко сосредоточиваетсяв высших командныхсферах.
Влице генералаБагратионачитатель видитблестящегопредставителясуворовскойшколы. Весьсклад полководческогомышления егооснован насмелом наступательномпорыве. Багратион,в обрисовкеГолубова,—страстная,волевая натура,им движетвдохновеннаялюбовь к Родине,в его характере- отвага стойкогосолдата прямотаи человечность.Этими свойствамидуши объясняетсяредкая популярностьгенерала ввойсках, восторженнаяпреданностьему офицеров.Психологическипроникновеннораскрыта трагедияБагратиона- человека иполководца:необходимостьподчинятьсяоборонительномуходу войны,непримиримаяс самой сущностьюего характера.
Изпроизведенийо русско-японскойвойне 1904-1905 годов
полюбилсячитателям«Порт-Артур»А. Степанова.Изданный вконце 1941 года,он дорабатывалсяво время воины.Построенноена точнойдокументальнойоснове, обширное«историческоеповествование»,как назвал егоавтор, детальновоссоздаетисторию многомесячнойобороны, являясь«как бы эмоциональнымпутеводителемпо дням Порт-Артура».Трагическийэпизод воины,окончившийсякапитуляцией,приковывалк себе тревожноевнимание России,он стал революционизирующимфакторам, нагляднопоказав военноеи политическоебанкротствоцаризма.
ДвеРоссии - самодержавнуюи народную -рисует писатель,рассказываяо замкнутойжизни далекогоПорт-Артура.Гнилость правящихверхов обнаруживаетсяв типичных ихпредставителях.Таковы царскийнаместник наДальнем Востокеадмирал Алексеев,член императорскойфамилии великийкнязь Кирилл,артурскийначальниксвитский генералСтессель иприближенныек нему генералы- тупой пьяницаНикитин и изменникФок. Аристократическойвысокомерие,карьеризм,стремлениек личной наживе,предательствои полная безучастностьк судьбам Родиныи вверенныхим тысяч людейхарактеризуетморально опустошенноесословие правителей.
Наэтом безотрадномфоне контрастновыделяютсяфигуры подлинныхвдохновителейи героев артурскойобороны – генераловКондратенко,Белого, известногорусского адмиралаМакарова. Глубокоедуховное родствос народом - залоги основа успехаих деятельности.
Авторапривлекаютлюди с сильнымхарактером,демократическимиубеждениями,по-настоящемуозабоченныесудьбами своейстраны и народа.Именно такимизадуманы ипредстаютглавные персонажиповествования:прапорщикЗвонарев, поручикБорейко, рядовойБлохин - оченьудавшийсясобирательныйобраз русскогосолдата.
Образысолдат занимаютдостойное местов романе. Онихорошо передаютразные стороныи свойстванародногохарактера,говорят о духовномбогатствепростых людей.В поэтизациивоинскогоподвига, которойпроникнутався книга, главное- изображениесолдатского,народногогероизма.
Висторическомромане военныхлет случалисьотдельныеидейные ихудожественныепромахи. Нознаменательно,что даже самиэти упущениявозникалиподчас каксвоеобразноевыражение связис современностью.Так, довольнораспространеннымявлением в этотпериод былонедостаточноевнимание косвещениюсоциальныхпротиворечийпрошлого. Этов равной меревыявляетсяв драматическойповести А. Толстогоо Грозном, вроманах В. Яна,не говоря ужео трилогии В.Костылева, иобъясняетсятем, что времятребоваловозвыситьпатриотическуюидею и писателисосредоточиваливнимание преждевсего на ней,на борьбе русскогонарода занезависимостьРодины, посколькуэто было наиболееважным в военныегоды.
Таковынаиболее значительныепроизведенияисторическойпрозы периодаОтечественнойвойны. В них вполной мерепроявилисьгражданственностьи высокая идейностьнашей литературы:книги о прошломкрепили патриотическиесилы, звали кзащите историческихзавоеванийнарода, к победе.Крупных успеховдостигли писателив воплощенииволевых, героическихнародных характеров.Именно такимиизображеныведущие персонаживсех упомянутыхвыше произведений.
4.Заключение
Насовременномэтапе нашалитература,идя испытаннымпутем обогащенияхудожественныхформ, благодаряноваторскомуразвитию наиболееплодотворныхтрадиций, значительнорасшириламасштабы кактрадиций, таки новаторства.Если сравнительнонедавно в понятие«традиции»включалосьглавным образомклассическоенаследие прошлыхэпох, то в настоящеевремя уже существуюти оказываютсвое воздействиеи традициисамого социалистическогореализма.
Традицииэти возниклии укрепилисьне стихийно,а в результатенапряженныхпоисков. Неслучайно слово«поиск» приобрелотакую популярность.И характерно,что сами писателисвязываютхудожественныеискания с поискамиистины, а истинав словоупотребленииШолохова, Бондареваи других писателейявляется непросто синонимомправды, а еевысшим выражением.
Закономерно,что одновременнос необычайновозросшимвниманием кхудожественномусвоеобразию,оригинальностии совершенствупроизведенияв последнеевремя так властнозвучит требованиедостоверности.И литератураохотно откликаетсяна это требование,погружаясьв исследованиежизни, обращаяськ свидетельствамучастниковпривлекшихвнимание писателейсобытий. Достаточноуказать напопулярность,которой пользуютсямемуары о ВеликойОтечественнойвойне. Ни одинписатель, пытающийсяпоказать величиеподвига советскогонарода, спасшегоценой огромныхжертв Родину,цивилизациючеловечества,не может неоценить подостоинствузначениясвидетельств,размышлений,выводов, которымитак богаты этипроизведения,хотя большаячасть их авторовне преследовалалитературныхцелей, а стремиласьправдиво рассказатьо том, что выпалона их долю идолю страныв грозные военныегоды. Но этиправдивыесвидетельства,не преломленныечерез призмужанровых истилевых каноновромана, повести,драмы, стимулировалипоиски новыхформ и играютогромную рольв обогащениисовременнойхудожественноймысли, в воспитаниичитателя.
Такжехудожественнаямысль нередкоявляется памятью– память народаи память самогохудожника.
ЕслиВремя синтезируетв художественномпроизведенииисторию исовременность,то память – этои прошлое иэстафета вбудщее.
Особенномощно и проникновенномотив памятизазвучал впроизведенияхо ВеликойОтечественнойвойне. Зазвучалкак утверждениевеличия подвигав защиту Отечестваи как заветгрядущим поколениям.И чем дальшеотодвигаютсясобытия техгероическихлет, тем ощутимеестановитсявсечеловеческоезначение свершенногосоветскимнародом подвигаи все болеевозрастаетроль памятио нем.
Память,даже самаягорькая, поднимаетчеловека надВременем, несетв себе залогбессмертия.
Темапамяти и в искусствеи в размышленияхдеятелей культурыосознаетсякак тема большогоэпическогодыхания, какдвижущее началоразвития культуры.
Каждомурусскому человекуособенно дорогоПраздник Победы.Дорог памятьюо тех, кто ценоюсвоей жизниотстаивалсвободу. Мыдолжны всегдапомнить о людях,отдавших своижизни за свободуи светлое будущеенашей страны.Бессмертенподвиг тех, ктоборолся и победилфашизм. Памятьоб их подвигебудет вечножить в нашихсердцах и нашейлитературе.Мы должны знать,какой ценойбыло завоеванонаше счастье.Знать и помнитьо тех, почтисовсем девчонкахиз повестиБориса Васильева«А зори здесьтихие», которыесмело смотрелисмерти в глаза,защищая своюРодину. Развеим, таким хрупким,нежным, носитьмужские сапогиили держатьв руках автоматы?Конечно, нет.
Сейчастех, кто виделвойну не потелевизору,кто вынес ипережил ее сам,с каждым днемстановитсявсе меньше именьше. Даюто себе знатьгоды, старыераны и переживания,которые сейчасвыпадают надолю стариков.Чем далее, темвсе живей ивеличественнейразвернутсяони в нашейпамяти, и нераз сердце нашезахочет вновьпережить священный,тяжкий и героическийэпос дней, когдастрана воевалаот мала до велика.И ничто иное,как книги, несможет нампередать этовеликое и трагическоесобытие - ВеликуюОтечественнуювойну.
Оцене победы,которую нашнарод оплатилжизнями своихлучших сыновейи дочерей, оцене мира, которымдышит земля,думаешь сегодня,читая горькиеи такие глубокиепроизведениясоветскойлитературы.
Историярусской советскойлитературы.Издательство«Просвещение»,Москва – 1983 г., сиспр.
Советскаялитература:Справочныематериалы.Москва «Просвещение»,1989 г.
Радижизни на земле.П. Топер. Литератураи война. Традиции.Решения. Герои.Изд. третье.Москва, "Советскийписатель", 1985г.
ВишневскийВс. Статьи.Дневники. Письма.М. 1961 г.
РусскаялитератураХХ века. Изд."Астрель", 2000г.
Реферат потеме:
г. Санкт-Петербург
2004 г.