Мандельштам интересовался античностью. У поэта был свой путь к античности, как и у всех крупных европейской поэтов, связавших с античностью поиск утраченной гармонии.
Осип Мандельштам был сугубо городским поэтом, точнее поэтом северной столицы России. Самые значительные его стихи обращены к Петербургу. «Камень» объял и «желтизну правительственных зданий», и Адмиралтейство «с ладьёй воздушною и мачтой недотрогой», и великое творенье «русского в Риме» – Казанский собор.
Из холодного Петербурга поэт мысленно уходит в прекрасную, светлую Элладу, и вместе с ней в мир «Камня» входит море:
Спокойно дышат моря груди…
…………………………………
Останься пеной, Афродита…
…………………………………
Любовь, красота, слово и музыка – это гармония мира, «всего живого ненарушаемая связь».
Если Тютчев в своём «Silentium!» необычайно скуп на тропы, то у Мандельштама их более, чем достаточно. Метафоры: «моря груди» и «безумный, светел день», «пены бледная сирень», - все сосредоточены во второй строфе; очень выразительные эпитеты: «чёрно-лазоревый» или «кристаллическая нота».
Стихотворение написано ямбом, никаких разногласий по этому поводу, я думаю, нет:
Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Сколько бы не говорил Поэт о молчании, ему никак не обойтись без Слова.
Слово – это мост от души и земли на небо. Умение пройти по такому мосту даётся не каждому. «Читать стихи – величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почётно, чем звание поэта», - писал Мандельштам.
Заключение.
Борис Пастернак в поэме «Высокая болезнь»:
За излом выросших небес.
Что было делать? Звук исчез.
……………………………………
Мы были музыкой во льду.
Я говорю про ту среду,
С которой я имел в виду
Сойти со сцены, и сойду.
На склоне лет о назначении поэта Пастернак скажет:
Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера – прощанья,
Пирушки наши – завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.
Так что такое поэзия и в чём её значение? Поэзия – это «музыка во льду» мира. Ей дана великая власть – согревать холод бытия. Вот мнение В. Соловьёва: «Дело поэзии, как и искусства вообще, - не в том, чтобы «украшать действительность приятными вымыслами живого воображения», как говорилось в старинных этикетах, а в том, чтобы воплощать в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни, которому философ даёт определение в разумных понятиях, который проповедуется моралистом и осуществляется историческим деятелем, как идея добра».
Список использованной литературы:
1. В. Я. Брюсов. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества. – Сочинения. В 2-х т. Статьи и рецензии. – М.: Худож. лит., 1987.
2. А. Горелов. Три судьбы: Тютчев, Бунин, Сухово-кобылин. – М.: Худож. лит., 1980.
3. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Воспоминания, материалы к биографии, комментарии, исследования. – Воронеж: издательство ВГУ, 1990.
4. Н. Королёва. «Silentium!» – Поэтический строй русской лирики. – Л.: изд-во ЛГУ, 1973.
5. О. Мандельштам. Избранное. В 2-х т. – М.: СП Интерпринт, 1991.
6. В. С. Соловьёв. Поэзия Ф. И. Тютчева. – Литературная критика. – М.: Современник, 1990.
7. Ф. Тютчев. Сочинения. В 2-х т. – М.: изд-во «Правда», 1980.
8. Ф. И. Тютчев и «Русский архив». – Встречи с прошлым, вып. 3. – М.: Сов. Россия, 1986.
9. М. Цветаева. Стихи и поэмы. – Вильнюс: Vaga, 1988.
10. В. Шкловский. Гамбургский счёт: статьи – воспоминания – эссе (1914 – 1933). – М.: Сов. Писатель, 1990.
11. Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энцикл., 1995.
12. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. От былин и летописей до классики XIX века. – М.: Аванта+, 1999.
13. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 2. XX век. – М.: Аванта+, 1999.