Чету белеющих берез.
Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями («спаленная жнива», «ночующий обоз»), то наиболее общими признаками (желтая нива), то резкой, единичной деталью. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее изображение русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Развитие темы родины от широкого плана к более узкому, напоминает «опрокинутую пирамиду»[4], и поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический пласт – обобщенное изображение русской природы – еще очень широк, но уже реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он представляет собой большой мир России. Смысловые объемы дальнейших пластов последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов. В конце второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно связанного с народным бытом («спаленная жнива», «проселочный путь», «в степи ночующий обоз», полное гумно» и так далее). Здесь начинается крупный план, малая область русского мира. И представление о герое, которого обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы вещественней, осязаемей. Наконец, в финале возникают образы мужиков – обитателей «печальных деревень». Все эти лики родины горячо утверждаются автором – скрывающимся под маской лирического героя стихотворения. В зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом, обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.
Следует отметить, что тематическое развитие «Родины» - от «широкого» к «узкому», от «большого» к «малому», от философии к картинам природы и человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Характерно в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Стихотворение «Родина» состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Содержание этих словесных символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из них и насыщен ассоциациями (образы степей, лесов, рек вызывают мысли о просторе и могуществе). Но величие России подчеркивается еще и благодаря возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они – представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно. Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения – литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей. Стихотворение «Родина» композиционно делится на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, « огни…деревень», «дымок спаленной жнивы», чета берез, изба, «полное гумно». Эти части стихотворения как бы противопоставляются друг другу.
Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
или
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье…
Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию, эпитеты ( желтая нива, резные ставни, «вечером росистым», «пьяных мужичков» и так далее), а также олицетворения: « печальных деревень», «ночующий обоз». Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и просто любит ее, и видит «полное гумно», чувствует «дымок спаленной жнивы», любит смотреть на «пляску с топаньем и свистом» (здесь аллитерация позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Также в стихотворении появляется мотив дороги: « проселочным путем люблю скакать в телеге…» Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее панораму: «Дрожащие огни печальных деревень».
Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков, стихотворение Хомякова А.С. «Отчизна». Первым известным откликом на произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина», - то, аллах-керим, - что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских»[5]. Однако картина, написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу. Образ поэта в «Родине» - образ глубоко любящего свою отчизну русского передового человека того времени. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтов в «Родине» - поэт-реалист. «Родина» принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым. Стихотворение М.Ю.Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» отличается самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно - художественной целостностью.
[1] Н.А.Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179.
[2] У.Р.Фохт. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст.им. Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27
[3] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. - Л.: Наука, 1964, стр.172.
[4] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174.
[5] В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 – 1848 годов. – М.: Художественная литература, 1982. – Т.9. - 863с. – С.455.