Смекни!
smekni.com

Тема Родины в творчестве С.А.Есенина (стр. 1 из 2)

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Кобыльи корабли

1

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.

1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»: