Смекни!
smekni.com

Тема Судьбы в романах Пушкина

Капитанскаядочка


Историяпроходит через

Дом человека,через его частнуюжизнь.

Ю.М.Лотман


Восстаниедворян на Сенатскойплощади вС.-Петербурге.

14 декабря1825. Это событиестало наивысшиммоментомдекабристскогодвижения иначалом егоконца. Послеразгрома восстания,А.С.Пушкинпредпринимаетпопытки переосмыслитьпроисходящиесобытия и ихроль в судьбедворян, средикоторых былиего друзья. В30 годах XIXвека Пушкиннаиболее частообращаетсяк теме восстанийи задумываетсяоб их влияниина судьбы нечеловечествавообще, а отдельновзятой личности.Этому способствовалиряд произошедшихв те годы событий:французскаяреволюция 1830года, холерныебунты в России,восстаниявоенных поселенийв Новгородеи Старой Руси.

И именно вэто время судьбакак бы подсказалаПушкину неожиданныйсюжет, который,казалось, помогалрешению проблемы,так остропоставленнойвосстанием,потерпевшимпоражение. 17февраля 1832 годаПушкину доставилиподарок НиколаяI«книгу» - многотомное«Полное собраниезаконов Российскойимперии», - присланнуюв помощь егозанятиям историейПетра I.В двадцатомтоме поэт обнаружилмножествоматериалов,связанных свосстаниемПугачева: манифестыЕкатерины II,ее именныеуказы, «наставления»,а также сенатскиеуказы, заполненныематериаламисудебныхразбирательствдел пленныхмятежников– Пугачева иего товарищей.Среди этихофициальныхдокументовособое вниманиеПушкина привлекла«Сентенция1775 года января10. О наказаниисмертною казнеюизменника,бунтовщикаи самозванцаПугачева и егосообщников.С присоединениемобъявленияпрощаемомпреступником».1

В «Сентенции»довольно подробнорассказывалосьо ходе восстанияи его участниках.Там-то и обнаружилПушкин неожиданноеи взволновавшееего сообщениео дворянине,перешедшемна сторонуПугачева.

Мысль, интересовавшаяПушкина, былаподтвержденаисторическимфактором –дворянин из«хорошего»,то есть родовогодворянстваперешел насторону Пугачеваи участвовалв народномвосстании.Тогда-то и возникзамысел историческогопроизведения(повести? романа?)о дворянине– пугачевце.

Первый планне стал основойзадуманногопроизведения– явно не доставалофактическогоматериала.Пушкин вновьвернулся кзамыслу о дворянине– пугачевцеи в 1833 году составилновый план.

В первыхчислах февраля1833 года Пушкинобращаетсяс просьбой квоенному министруА.И.Чернышевуразрешить емупознакомитьсяв архивах военногоминистерствас документамивторой половиныXVIIIвека. Первыематериалы изканцелярииЧернышеваПушкин получилв конце февраля.Изучение ихпозволиловнести существенныеизменения взамысел романао дворянинепугачевце.

К 22 мая он ужезакончил еечерновой вариант.В июле Пушкинпопросил разрешениевыехать в Казанскуюи Оренбургскуюгубернии, мотивируясвою просьбужеланием ознакомитьсяс местами, которыедолжны бытьописаны вподготавливаемомим романе. 7 августапоездка быларазрешена, ИПушкин получилчетырехмесячныйотпуск. 18 августаон выехал вПетербург. 1октября, послепосещенияКазанской иОренбургскойгубернии, Пушкинприбыл в Болдино,где и завершилсвою работунад «ИсториейПугачева».

Но и послеэтого Пушкинне приступилк написаниюромана. Толькочерез год, воктябре-ноябре1834 года, или даже1834-1835 годах, Пушкинзаписываетновый планромана.

В этом планесовершенноснята проблемапереходадворянина-офицерана сторонуПугачева. Заним сохраниласьлишь функциясвидетеля.Некоторые изназванных вплане событийуже довольноблизки к «Капитанскойдочке».

Композицияромана построенаисключительносимметрично.Сначала Машаоказываетсяв беде: суровыезаконы крестьянскойреволюции губятее семью и угрожаютее счастью.Гринев отправляетсяк крестьянскомуцарю и спасаетсвою невесту.Затем Гриневоказываетсяв беде, причинакоторой на сейраз кроетсяв законах дворянскойгосударственности.Маша отправляетсяк дворянскойцарице и спасаетжизнь жениха.Но интереснаво всем этомроль случая,судьбы!

C тоговремени какГринев попадаетна службу вОренбург, жизньпровинциальногодворянинасмыкается спотоком общероссийскойистории ипревращаетсяв великолепныйнабор случайностейи зеркальноповторяющихсяэпизодов, которыезаставляютвспомнить како поэтике В.Скота, так и озаконах построениярусской волшебнойсказки. В открытомполе Гриневскуюкибитку случайнозастигаетснежный буран;случайно нанее натыкаетсячернобородыйказак, которыйвыводит заблудившихсяпутников кжилью. Случайнопроводникоказываетсябудущим Пугачевым.Столь же случайносцепление всехпоследующихвстреч Гриневаи поворотовего судьбы.

Попав в Белгородскуюкрепость в 40верстах отОренбурга, онвлюбляетсяв дочь капитанаИвана КузьмичаМиронева, 18-летнююМашу и деретсяиз-за нее надуэли с поручикомШвабриным;ранен; в письмек родителямпросит благословенияна брак с бесприданницей;получив строгийотказ, прибываетв отчаянии.(Естественно,Маша, в концеконцов, поселитсяу родителейГринева, а Швабринперейдя насторону Пугачева,сыграет в судьбегероя злогогения).

Пугачев,захватив крепость,случайно узнаетСавельевича,вспоминаетзаячий тулупчики полтину наводку, послебурана пожертвованныеему Петрушейот чистогосердца и милуетбарчука заминуту до смерти.(Зеркальноеповторениеэпизода стулупчиком),мало того отпускаетна все четырестороны.

Отправившисьв Оренбург,дабы поторопитьосвобождениебелгородскойкрепости, Гриневслучайно узнает,что Маша, спрятаннаябелгородскойпопадьей, теперьв руках предателяШвабрина. ПетрАндреевичпытается уговоритьгенерала выделитьему полсотнисолдат и отдатьприказ обосвобождениикрепости. Получивотказ, он самостоятельноотправляетсяв пугачевскоелогово. Попадаетв засаду и случайноостается жив.

Причем Гриневслучайно оказываетсяв руках Пугачеваименно в тотмомент, когдатот прибываетв хорошемрасположениидуха, так чтокровожадномукапралу Белогородовуне удается«попытать»дворянина.

Пугачев тронутрассказом одевушке насильноудерживаемойШвабриным;отправляетсявместе с героемв Белогородскуюкрепость, идаже узнав, чтоМаша-дворянка,невеста Гринева,не меняет своегомилостивогорешения. Большетого, полушутливопредлагаетпоженить иготов принятьна себя обязанностипосаженногоотца (так случайносбывается сонГринева, которыйпривиделсяему сразу послебурана).

ОтпущенныеПугачевым,Гринев, Маша,Савельевичпопадают взасаду правительственныхвойск (сюжетнаявариация натему эпизодас пугачевцами);случайно командиромотряда оказываетсяЗурин, которомуГринев еще попути к местуслужбы до бурана,проиграл сторублей « набильярде».Отправив Машув отцовскоеимение, Петрушаостается вотряде послевзятия Татищевойкрепости иподавлениябунта он арестованпо доносу Швабринаи не может отвестиот себя обвинение,поскольку нежелает вмешиватьв судебноеразбирательствоМашу. Но таотправляетсяв Петербург,случайно сталкиваетсяс царицей напрогулке вЦарском селе;случайно неузнает царицуи простодушнорассказываетобо всем. Екатеринаслучайно помнито геройскойгибели капитанаМиронова. СлучайноГринев присутствуетна казни Пугачева.Случайно этизаписки попадаютв руки «издателя»,под маскойкоторой скрываетсясам Пушкин.

Тема судьбыпрослеживается,как мне кажется,следующимобразом:

- во-первых,стечение случайныхобстоятельствв жизни героев

- во-вторых,судьба представлена,как некая стихия,природная илиисторическая,здесь эту рольприроднойсудьбы выполняетметель.

Метель (метель)-смятение, мятеж,смута; волненияпереживания,испуг, страх.

Эта самаяметель у Пушкина– прозаика - истанет судьбоноснойдля Петра Гринева.Это та самаяметель, котораяпоказываетчитателю, чтов данный моментмир находитсяв состоянииметели, ясноодно: заблудившемуся путнику неминовать беды.Что или кто тамвиднеется вдали? Божийхрам, как в повести«Метель»? Нет… «волк иличеловек», «пеньили волк».

Пушкинскиймотив в метеликак литературнаятрадиция появляется«в произведенияхписателей XIX,XXвеков. (Блок«Двенадцать»,Булгаков «Белаягвардия», Пастернак«Доктор Живаго»).

Сил нам неткружиться доле;

Колокольчиквдруг умолк;

Кони стали…«Что там в поле?»

«Кто не знает?Пень иль волк?».

Пушкин«Бесы» 1

- в-третьих,немало важнароль вещегосна- предсказателясудьбы.

Сон ПетраГринева (главаВожатый)- вещий,пророческийсон весь трагизмдальнейшихсобытий. «Мужикс черной бородой»размахивающийтопором,- предвестниккровавых расправПугачева, и тотже мужик, ласковозовущий подсвое благословение,-быть может,добрый знакдля самогоГринева.

Пугачев сыгралспасительнуюроль в судьбеГринева, проявляя«государеву»милость также, как ЕкатеринаIIпроявила милостьк его дальнейшейсудьбе. Пугачевтоже вовлеченв тот круг добра,о котором постояннонапоминаетавтор романа.

Светлая вераПушкина в добродетельчеловекаспособствовалатому, что Пугачевв романе показанпротиворечиво,несколькоидеализированно.Поступки егонепредсказуемы:добро и зло,злодеяние имилость. Мыможем себезадать вопрос!«Почему, жестокорасправившисьс комендантомкрепости, егоженой, со всеми, кто не присягнул«государю»,Пугачев проявляетявную благосклонностьк Гриневу?».

Мятежникав офицере поразиласмелость, верностьдому, его страстноежелание защититьвозлюбленную,пусть дажеценой собственнойсмерти, егоподверженностьсердечномувлечению, а нерассудку - всете качества,которых не былоу самого Пугачева.

Из метелипоявится Пугачев,мятежный характерраскрыт в романе:метель положилаопределеннуютрагическуюпредрешимостьсудьбы.

Таким образом,судьба Гриневасоотнесенас изображаемымиисторическимисобытиями:подавлениепугачевскогобунта в России.Характер героядается черезпризму восприятияили фигурыПугачева отих первой встречив дороге вовремя буранаи до последнегокивка головойГриневу с Лобногоместа на краснойплощади.

Пугачев играетв судьбе Гриневаи его любимойМаши Мироновойогромную роль,не однаждыспасая обоихот смерти.ВеликодушноеотношениеПугачева кГриневу неможет не расположитьдоброго и отзывчивогомолодого человека.«Ты мой благодетель»-говорит Гриневв минуту эмоциональногопорыва. Но воснове отношенияПетра Гриневак Пугачевулежит не благодарность,а бескорыстнаяискренняясимпатия (впрочем,взаимная). ИГренев, классическийвраг Пугачева,не может непризнать егообаяние: «Зачемне сказатьистины? В этуминуту сильноесочувствиевлекло меняк нему».1

Пушкин видитроковую неизбежностьборьбы, понимаетисторическуюобоснованностькрестьянскоговосстания,отказываетсявидеть в егоруководителях«злодеев». Ноон не видитпути, которыйот идей и действийлюбого из борющихсялагерей велбы к тому обществучеловечности,братства ивдохновения,туманные контурыкоторого возниклив его сознании.

В «Капитанскойдочке» Пугачевнаделен достаточнойвластью, чтобысамостоятельнои вопреки своимсподвижникамспасти и Гриневаи Машу Миронову.Пушкин начинаетценить в историческомдеятеле способностьпроявить человеческуюсамостоятельность,не растворитьсяв поддерживающейего государственнойбюрократии,законах, политическойигре. Прямое,без последующихзвеньев, обращениеМаши к ЕкатеринеII,доступностьи человечность,который неставить междужизнью и собоймертвой фикциизакона, независимостьПугачева отмнения своих«пьяниц», которые«не пощадилибы бедную девушку», обеспечиваютсчастливыеразвязки человеческихсудеб.

«Гринев - нерупор идейПушкина. Онрусский дворянин,человек XVIIвека, с печатьюсвоей эпохина челе. Но внем есть нечто,что привлекаетк нему симпатиюавтора и читателей:он не укладываетсяв рамки дворянскойэтики своеговремени, дляэтого он слишкомчеловечен. Нив одном изсовременныхему лагерейон не растворяетсяполностью. Внем видны чертыболее высокой,более гуманнойчеловеческойорганизации,выходящей запределы еговремени»1.Отсвет пушкинскоймечты о подлинночеловеческихобщественныхотношенияхпадает на Гринева.В этом глубокоеотличие Гриневаот Швабрина,который безостатка умещаетсяв игре социальныхсил своеговремени. Гриневу пугачевцевна подозрениикак дворянини заступникза дочь врага,у правительства– как друг Пугачева.Он не «пришелся»ни к одномулагерю. Швабрин- к обоим: дворянинсо всеми дворянскимипредрассудками(дуэль), с чистосословнымпрезрениемк достоинствудругого человека,он становитсяслугой Пугачева.Швабрин моральнониже, чем рядовойдворянин Зурин,который, воспитанныйв кругу сословныхпредставлений,не чувствуетих бесчеловечность,но служит тому,в справедливостьчего верить.Для Пушкинав «Капитанскойдочке» правильныйпуть состоитне в том, чтобыподняться над«жестокимвеком», а сохранитьв себе гуманность,человеческоедостоинствои уважение кжизни другихлюдей.

Таким образом,в романе «Капитанскаядочь» Пушкинпоказываеткак бы стихия,случайность,сон, не вмешивалисьв судьбу - человексам творецсвоей судьбы.


1Макагоренко– Пушкин – Москва1995 c.15

1Пушкин собраниесочинения.Москва – 1949 c.560

1Пушкин собраниесочинения.Москва-1949.c.569

1Макагоренко– Пушкин в школе1995 г. Москва.c.


Заключение


В рефератена примерахчетырех разножанровыхпроизведениймы видим абсолютноразную рольсудьбы.

В первомпроизведениироль судьбынаказующая,ее играет петушок.

Во второмсудьба-рок, отнее нельзяуйти.

В третьемроль судьбыиграет метель,которая противволи героев.

И в четвертомсудьба-стихия-история.

Все определенияслова судьбыбыли использованыАлександромСергеевичем.

Таким образом,в разножанровыхпроизведенияхпроследивпроблему ролисудьбы в жизниотдельногочеловека,государства,общества, я ещераз прихожук выводу огениальностивеликого русскогописателя. Еголитературноенаследие – этоцелое «философскоеучение», посланиемудреца, пророканам ныне живущим,тем, кто жилраньше, и тем,кто будет житьв XXIвеке. В связис этим в заключениехотелось бы,привести словаиз эссе СергеяЗалыгина:

«…» Он (Пушкин)– это самоесветлое и разумноесреди всеготого, что обязанолюдям бессмертие,и не он, а мывиноваты в том,что стольбезрассудно,столь варварскик этому обещаниюотнеслись, воти знаем сегодня– а будет ли унас завтра? Он,знал, мы – незнаем.

Мы виноватыперед ним, а нетолько «они»- его современники.Мы!

«…» Пушкиндаже гибельюсвоей высказалнам истину, амы?

Поняли его?Услышали? Вняли?И не запоздаемего понять?


Золотой петушок.


Сказки - этодетский жанр,но особенностьсказок Пушкина,в том что ониимеют глубокийфилософскийсмысл. И возвращаяськ сказкам сноваи снова, мы открываемновые философскиеграни.

Все сказкиПушкина, такили иначе касаютсятемы судьбы. Герои сказокискушают своюсудьбу: невежественнаястаруха пытаетсястать «владычицейморской», ножадность возвращаетее к «разбитомукорыту». Злаямачеха пытаетсяизбавитьсяот доброй царевныи в итоге «лопаетсяот злости». Злые завистникипопытаются разлучить царяСалтана с сыномГвидоном, нотяжелая судьбаеще большезакаляет Гвидона,и в конце концоввоссоединитотца с сыном.Но наиболееяркой сказкойо превратностяхсудьбы являетсясказка о «Золотомпетушке».

Сказку о«Золотом петушке»можно отнестик жанру волшебныхсказок. Онасоздана в 1834 годуво время пребыванияА.С.Пушкина вБолдино. С 1824 по1834 «фольклорные»опыты Пушкинаразвиваютсякак два самостоятельныхтечения: слитературнойи фольклорнойстилевой основой.Представляетсянеобходимымотметить, чтоПушкин любилфольклорныесказки с детства,слушая рассказыняни.

В основесюжета сказкио «Золотомпетушке» поучительноеповествованиео царе Дадоне,который в молодостинаделал многогрехов.

« Смолодубыл грозен он

И соседямто и дело

Наносил обидысмело»1

И теперь настарости летему пришлосьрасплачиваться.Но Дадон пытаетсяизбежать своейучасти и обращаетсяза помощью кмудрецу-звездочету.Тот соглашаетсяпомочь Дадону,дав ему золотогопетушка, ноберет с царяобещание исполнить любую просьбу.

Некотороевремя Дадон«царствоваллежа на боку»2

И соседиприсмирели

Воевать ужене смели.

Но однаждыстрашный шумразбудил царя.Золотой петушокпредвещал свостока беду.Государь принимаетрешение отправитьтуда войско,возглавляемоестаршим сыном.Время идет,вестей нет, апетушок опятьустраиваетпереполох,Дадону ничегоне остается,как отправитьна восток младшегосына. Как и врусских народныхсказках, авториспользуетмагическоечисло «3» и петушокв третий раз«волнуетсяна спице». СудьбазаставляетДадона отправитьсяв путь. Царьжестоко наказанза свое прошлоесмертью своихсыновей.

…Что за страшнаякартина!

Перед нимего два сына,

Без Шлемови без лат,

Оба мертвыележат,

Меч вонзившидруг во друга.

Но скорбьего по сыновьямне была долгой,как только онувидел Шамаханскуюцарицу.

Околдован,восхищен,

Пировал уней Дадон.

Введя этусцену Пушкинхотел подчеркнуть,что Дадон нетолько плохойотец, но и равнодушный,безжалостныйчеловек.

Не придавтела земле,переступивчерез смерть,Дадон думаеттолько о себе.В этой сценемы сталкиваемсяс таким понятием,как кощунство.

Дадон стар, а рядом с ниммолодая царица,подарившаяему вторуюмолодость, Царьзабывает оданном мудрецуслове.

Удивительноправдоподобнораспоряжаетсясудьба, когдау нее чего-топросишь, онаобязательновозьмет себечто-то взамен.Дадон на старостилет просилпокоя, но взаменотказалсяотдать то, чтоему не принадлежит.В этом проявляетсяего неблагодарность.Пушкин как быговорить: илиспокойнаястарость, илибеспокойнаямолодость,всего сразубыть не может.Нарушив незыблемоецарское слово,отказав мудрецу,оставив себеШамаханскуюцарицу (символмолодости),Дадон наказан.

… Петушокспорхнул соспицы;

К колесницеполетел

И царю натемя сел,

Встрепенулся,клюнул в темя

И взвелся…и в тоже время

С колесницыпал Дадон.

Таким образом,читая сказкуПушкина, мыпонимаем ихглубокий философскийсмысл, которыйзаключаетсяв том, что нельзя играть с судьбой.

Эта сказказаканчиваетцикл сказокА.С.Пушкина, ипоэтому в нейзвучат пророческиестроки:

Сказка ложь,да в ней намек!

Добрым молодцамурок.

Жизненныйурок дает Александр СергеевичПушкин. Обращаяськ жанру сказок,он учитываетих жанровуюособенность-поучительность,и то, что сказка«кладесь народноймудрости», ито, что этотжанр доступени взрослым, идетям.


1Пушкин избранныесочинения 1949- Москва с.367

2Пушкин избранныесочинения1949-Мосва с.369


Оглавление:


  1. Введение

  2. «Тема судьбыв произведенияхА.С.Пушкина»

Глава I«Золотой петушок»

Глава II«Вещий Олег»

Глава III«Метель»

Глава IV«Капитанскаядочка»

  1. Заключение

  2. Приложение

  3. Список литературы


Литература


  1. А.С.Пушкин«Избранныесочинения»- 1949г. Москва.

  2. В.Коровин «Лелеющиедушу гуманность»- 1982г. Москва.

  3. Г.Макагоренко«А.С.Пушкин»- 1985г. Москва.

  4. Ю.М.Лотман«Пушкин» - 1999г.Санкт-Петербург.

  5. Б.Сушков«Прав судьбызакон» - «В мирелитературы»- 1989г. Москва

  6. А.Г.Кутузов– «В мире литературы»- 1999г. Москва.


«Метель»


Повесть«Метель» входитв цикл повестей,автором которыхПушкин указываетнекого Белкина.Таинственностьи случайностьсоставляютатмосферу этойпушкинскойповести. Всездесь необычнои загадочно,хотя повествуетсяу самой, что нина есть прозаическойжизни. Тайнасохраняетсядо последнейстраниц повести,до последнихее слов. В неведениии непосредственныеучастникиистории – жених,невеста, неожиданнообвенчана иставшая замужней,«женатый жених»,родители. Впрозу деревенско-поместнойдействительностивторгся случай,но он же, как впоследствииоказалось, всеразрешил ковсеобщемуудовольствию.

Итак, «жилв своем поместьеНенарадоведобрый ГаврилаГавриловичР***». Были у негожена и дочь,семнадцатилетняяМарья Гавриловна,«стройная,бледная» девица,считавшаясябогатой невестой.По соседствужил бедныйармейскийпрапорщикВладимер.Естественно,они были другв друга влюблены.Тут все складываетсятак, как обычнов романтическихповестях, ачасто и в тогдашнейжизни. И дальшевсе идет обычнымпорядком: родителиоказалисьжестокими и«запретилидочери о неми думать», затемследует рассказо непременнойпереписке, освиданиях, оклятвах в вечнойлюбви, о сетованияхна судьбу и оразличныхпредположениях.«Переписываясьи разговариваятаким образом,они (что весьмаестественно)дошли до следующегорассуждения:если мы другбез друга дышатьне можем, а волежестоких родителейпрепятствуютнашему благополучию,то нельзя линам будет обойтисьбез нее?» И так,план действийне без колебанийи надежд избран.Повествованиео влюбленныхразвертываетсяв рамках строгойи сухой логики.Кажущаясялогичностьповедениявлюбленныхвсе времяподвергаетсясомнению, скрывающемукнижность,игрушечностьситуаций, намеренийи самих персонажей.Любовные волненияпредстают вдвух противоречащихдруг другуракурсах: влюбленныеотносятся ксвоим чувствамсерьезно, каки их родители(иначе зачемим негодоватьна «взаимнуюсклонность»),но и рассказчикподчеркиваеткак раз незрелостьчувств.1

Марью Гавриловнуне оставляютмечты о тайномвенчании иродительскомпрощении. Онаи Владимирнадеются «броситсяпотом к ногамродителей».Но дальше всудьбу влюбленныхвмешиваетсяметель. «Надворе быламетель; ветервыл, ставнитряслись истучали; всеказалось ейугрозой и печальнымпредзнаменованием»,«Метель неутихала; ветердул навстречу,как будто силясьостановитьмолодуюпреступницу».2Родителии природаоказывается,словно в заговорепротив обрученияМарьи Гавриловныс Владимиром.

Та же метельуклоняет иВладимира отправильнойдороги. ПротивВладимира, каки Марьи Гавриловны,словно восстаетсама матушка-природа:началосьбессмысленноеблуждание.Строгий планобернулсяхаосом. Случайвзял верх. Метельотодвинулаот ВладимираЖадрино не напять, а на десятьверст, и времяприблизилоськ рассвету.Наконец Владимирдобрался доцеркви и додвора священника.Но Марья Гавриловнауже была обвенчанас другим. Случайразрушил «разумные»предначертаниягероев. Он вмешалсяв судьбу двухюных беспомощныхвлюбленныхи разъединилих навсегда.

Владимиргеройски погибает,Гаврила Гавриловиччерез нескольколет скончается,так и не узнавправды о побегеи тайном венчании.Марья Гавриловнастанет «наследницейвсего имения».И вокруг богатойневесты закрутятсяженихи. Еепо-прежнемуне оставляетромантическиевоспоминания.И теперь ониосеняют все,что хранитпамять о Владимире:«она береглавсе, что моглоего напомнить:книги им некогдапрочитанные,его рисунки,ноты и стихи,им переписанныедля нее». Книжныйромантизм,условность,навеяннаялитературой,становитсяформой переживаний:«Память егоказалась священнойдля Маши», «несколькомесяцев ужеспустя, нашедимя его в спискеотличившихсяи тяжело раненныхпод Бородином,она упала вобморок, и боялись,чтоб горячкаее не возвратилась.Однако, славабогу, обморокне имел последствия».1

Но душа МарьиГавриловныне умерла, игероиня жаждетсчастья, какбы ни дорогабыла ей любовьВладимира ивоспоминанийо нем, как быни сдерживалаона чувстваобетом верности.Весь тон повествованияпроникнутпредчувствиемблизких перемен,касаемых участигероини. Но вот«в ее замке»явился «раненыйгусарскийполковникБурмин, с Георгиемв петлице и синтереснойбледностью…».Бурмин – рыцарь.Он посещаетзамок своейпечальной дамы.Именно такогогероя и ждалагероиня. Он былв меру умен,опытен, прости свободен вобращении.Герои тянутсядруг к другу.И более всегоих связываеттайна. Потрясеннаяслучившимся,гибелью Владимира,перенесшаяболезнь, героиняповзрослелаи, хотя по-прежнемуживет романтическимипредставлениями,уже не можетне поверятьрассудком нисвоего чувства,ни отношенияк Бурмину.

Исчез безоглядныйсвободный порывчувства, ноМарья Гавриловнаприобрелавзамен умениевладеть собой.За ним таитсянечто новое.За хитростьюскрыта жаждасчастья, полнотачувств, испытываемыхюной душой иовладевшейею. Влюбленностьперерастаетв любовь. Героиняполюбила Бурмина.И женское сердцеМарьи Гавриловныподсказываетей (как и опытномуБурмину), чтоони созданыдруг для друга.

Однако иронияПушкина неисчезает. ИтогпространногообъясненияБурмина прост:«Я женат!». Настаетненужное объяснение.Бурмин-гусарговорит о «преступнойпроказе», ожестокой шуткеи жестокомотмщении. ВмолодостиБурмина отличаливетреность,лихачество,гусарскаяудаль. Его ветреностьчуть не сталанепреодолимымпрепятствиемк счастью героев.Оказывается,он тайно обвенчанс незнакомкой.Ею оказаласьМарья Гавриловна.Спадает покровеще с однойтайны, преподнесеннойжизнью. НезнаемаяБурминым жена– рядом.

Перед началомрассказа БурминаМарья Гавриловнавоскликнула:«Как это странно!».Однако странноли?

На первыйвзгляд – да,странно. Нотолько на первый.Своевременнаяметель, удачныйслучай. Но случайли только? Все,казалось бы,подверженов повестислучайности:метель разъединяетвлюбленныхи соединяетсупругов. СлучайнозаблудилсяВладимир, случайноочутился внезнакомойстороне Бурмин.Случайно обвенчаласьМарья Гавриловнас заезжим гусароми столь же случайноне стала женойВладимира.Случайно опоздалВладимир ислучайно подшутилнад провинциалкойгусар Бурмин.Не слишком лимного случайностей?Из-за досадногои нелепогослучая из жизниМарьи Гавриловныуходит Владимири случайновходит в еесудьбу Бурмин.Какое-то господствослучайностейв повести! Ихтак много, чтоневольно приходишьк мысли, чточерез случайностьпросвечиваетзакономерностьи неизбежность.Странное происшествиеоправдываетсяхарактерамигероев. Владимирнеопытен, нев меру самодеяни опьянен пылкимвоображением.Марья Гавриловнаживет книжнымипредставлениями,к тому же, отважившисьна отчаянныйшаг, она слишкомпотрясена.Бурмин в тупору – легкомысленный,беспечный,«ужасный повеса»,не задумывающийсянад содеянным.Нечаяннаявстреча МарьиГавриловныи Бурмина предстаетслучайнымстечениемобстоятельств.Случай становитсявыражениемобъективныхзаконов жизни.И в ней обнаруживаетсяболее глубокаяправда. Бедномули армейскомуофицеру Владимиру,которого родителиМарьи Гавриловны«принималихуже, нежелиотставногозаседателя»,пристало женитьсяна богатойнаследницеМарьи Гавриловны?Нет. Гораздоестественнее,если законнымбраком соединятсягусарскийполковникБурмин и состоятельнаябарышня. Таковаправда действительности.И она пробиваетсебе дорогу,разъединяяи соединяясудьбы людейдаже помимоих личных воль.Она исправляетребяческиемечтания героеви все устраиваетна свой настоящийлад. И в том, чтоМарья Гавриловнаи Бурмин встретилисьи полюбили другдруга, торжествуетне произвол, а радостнаяулыбка жизни.Когда-то МарьяГавриловнавскрикнула:«Ай, не он! неон!» Она ошиблась:это был «он».Так и произошло.Любовь героинии Бурмина оказаласьвозможной,потому что длянее нет непреодолимыхпрепятствий.

Случай в«Метели» равензакономерности.Это только свиду он случай,а приглядевшиськ нему, сразураспознаешьв нем неизбежность,которая вторгаетсяв самые интимныенепредсказуемыеотношениялюдей. Конечно,Марья Гавриловнаи Бурмин чувствуютвзаимное влечение.Но разве небыло его у героинии Владимира?Одноко метельразлучиларомантическихвлюбленных,и благодаряей вступилав законный бракМарья Гавриловнаи Бурмин. Любовьже пришла к нимпозже. И пришлапотому, что оба– и Марья Гавриловнаи Бурмин, - какиебы литературныеони не играли,не выходят зарамки сложившегосяуклада. Владимиридет противбыта, противпривычек среды,он надеетсясам добитьсясчастья. Но этоему не удается.Его забываютради Бурмина,который ничегоне добываетсяи к которомусчастье самоплывет в руки.Марья Гавриловнаи Бурмин думают,что между ними«непреодолимаяпреграда», нона поверку еенет. И как быни казаласьгероиня похожейна романтическихдевиц, она все-такиобыкновеннаяи вполне здраворассуждающаядворянскаядевушка. То,какой она хочетпредставить,совсем не совпадаетс тем, какой еевидит и изображаетПушкин. Но обагероя, пройдяпуть испытаний(Марья Гавриловна– смерть возлюбленного,Бурмин – войну),приобретаютжизненно ценныекачества, становятсязрелыми и умными.И судьба даритим счастье. Вих обыкновеннойлюбви есть свояпрелесть. Онане отмечаетсяПушкиным. МарьяГавриловнаи Бурмин разыграликнижные роли,но осталисьобыкновеннымилюдьми. В ихвполне прозаическоебытие вошласвоя поэзия,которой стольбогата и накоторую стольщедра живаяжизнь.

Мудрая метельв повести Пушкина,всезнающейсудьбы. РольМетели в повестиПушкина – роль.


Песнь о вещемОлеге.

В основебаллады «Песньо вещем Олеге»лежит записьо походе князяОлега в «Повестивременных лет»Нестора. Жанрлетописи предполагаетчеткую констатациюфактов, отсутствиеавторскойоценки событий.Пушкин же создаетэмоциональноестихотворноепроизведение,ставя иныезадачи. Во-первых,его интересуетнеотвратимостьи неизбежностьрока, судьбы.Именно она, помнению автора,настигаетОлега, когдаон бросает ейвызов.

Во-вторых,Пушкин ставитпроблемускептическогоотношения кпророкам-волхвам.Почему же А.С.обращаетсяк этой теме?Песнь «О вещемОлеге» быланаписана в 1822году. Как разв то время, когдаюный поэт находитсяв южной ссылке(1820-1824 гг.), поводом,для которойпослужиливольнолюбивыестихи и политическиеэпиграммы,распространявшиесяв рукописныхвариантах. Вэтот периодПушкин испытываетдружескоеучастие РаевскогоВладимираФедоровича.Присутствуетна заседанияхСоюза Благоденствия.Знакомитсяс Пестелем,будущим главойдекабристов,руководителем южного тайногообщества.

Но еще в Петербурге,до ссылки наюг, по мнениюпушкиноведов,Пушкин велразгульныйобраз жизнимолодого повесыи попал к цыганке,которая предсказалаАлександруСергеевичудальнюю дорогу.Таких перементогда ничегоне предвещало.Но вскоре судьбапоэта резкоизменилась.Ему предстоялоотбыть в ссылкуна юг, и это лучшееиз того, чеммогла закончитьсяистория влечениявольнолюбивойлирикой.

Итак, обратимсяк тексту «Песнио вещем Олеге».

В старыхрусских летописяхупоминается,что в Киевеправил Олег.Он совершилудачные походына Царьград,в сторону Каспийскогоморя, освободивземлю от набеговхазар, а длярусских купцовзаключил сВизантиейвыгодный торговыйдоговор. О князеОлеге былосложено многопесен, легенди приданий.Народ воспевалего мудрость,умение предсказыватьбудущее, еготалант великолепноговоенноначальника,умного, бесстрашногои находчивого.Например, когдагреки перекрылицепями Босфорскийпролив, Олегпоставил ладьина колеса ипривел войскок Царьграду.

С дружинойсвоей, в цареградскойброне;

Князь по полюедет на верномконе.1

Пушкин рассказываето нем, как о былинномбогатыре. Князьмного совершалпоходов, носудьба береглаего.

Мы понимаем,что навряд лиавтора интересовалане столькосудьба князя,а четко видим,что на первыйплан выходиттема неотвратимостисудьбы.

Пушкин ироничноназывает Олега«вещим»:

Как нынесбирается вещийОлег

Отмститьнеразумнымхазарам…

Пирует сдружиной вещийОлег

При звоневеселом стакане…2

Затем Пушкинназывает черезволхвов «могучим»:

Волхвы небоятся могучихвладык…

Могучий Олегголовою поник

И думает: «Чтоже гаданье?»

Олег не смогпротивостоятьволе судьбы,поэтому эпитетиз уст кудесниказвучит такиронично:

Запомни женыне ты словомое:

Воителю слава– отрада;

Победойпрославленоимя твое;

Твой щит навратах Цареграда;

И волны и сушапокорны тебе;

Завидуетнедруг стольдивной судьбе.

Но примешьты смерть отконя своего.

Олег былнаказан, за точто упрекнулволхва и неповерил ему:

… Кудесник,ты лживый, безумныйстарик!

Презретьбы твое предсказанье!

Мой конь идоныне носилбы меня.

Но через многолет, когда ондумает, чтоопасностьминовала – коньмертв, - судьбанастигаеткнязя. Он трогаетчереп коня:

Из мертвойглавы гробоваязмея,

Шипя, междутем выползала.

РассказаннаяА.С.Пушкиномлегенда о славномкнязе Олеге,что у каждогосвоя судьба,и как бы ты непротивилсяей, она все равнотебя настигает,и то, что словамипророков нельзяпренебречь,потому что онине могут вещатьпо чьей-то воле,а только поволе небес.

1Коровин «Лелеющаядушу гуманность».Москва 1982 г.с.97

2Пушкин Избранныесочинения.Москва 1949 г.с.354

1Пушкин Избранныесочинения.Москва 1949 г.с.354

1Пушкин Избранныесочинения.Москва 1949 г.c.14-15

2Пушкин Избранныесочинения.Москва 1949 г.с.15-16


МинистерствообразованияРоссийскойФедерации


Тема: «Темасудьбы

в произведенияхА.С.Пушкина»


Выполнил:

Учащаясясш №46 9 «А» класса

ЧерепейкинаМария


Краснодар,2004г.


Введение


«Пушкин естьявление чрезвычайноеи, может быть,единственноеявление русскогодуха», - сказалГоголь. Прибавлюот себя: и пророческое.

Ф.М.Достоевский


Федор Михайловичправ. Пушкинаможно назватьи пророком игением. Ведьименно он определялсудьбу нашейлитературыи национальнойкультуры.

Мой реферат«Тема судьбыв произведенияхА.С.Пушкина»посвященнисследованиюроли судьбы,рока пророчества,вещего сна вразножанровыхпроизведенияхписателя.

По толковомусловарю Ожегова,судьба это:

  1. Стечениеобстоятельств,не зависящихот воли человека,ход жизненныхсобытий.

  2. Доля,участь.

  3. Историясуществованиякого-чего-нибудь.

  4. Тоже, что и суждено.

Знакомствос библиографическимматериаломоб А.С.Пушкинедало мне возможностьпонять, чтосудьба поэтатакже былапредопределена,и самой русскойисторией, иконечно же,свыше,?! ПоявлениеПушкина этотоже предопределенностьсудьбы. В статье«Прав судьбызакон» БорисСушков писал:

«… пистолету Дантеса дрогнул».По характеруранения Пушкинаэто было видно.Судя по всему,Дантес не собиралсяего убивать.Он не целил емув грудь, какнадо было, еслиб он имел намерениеубить Пушкина,а стрелял наугад,торопливо, могпросто промахнутьсяили ранить вногу, а попалв низ живота.И эта рана оказаласьраковой.

Пушкин жев ответномвыстреле, дажераненый, лежа,превозмогаячудовищнуюболь, целилсяи попал Дантесув грудь, пробилему руку, которойтот заслонился,и только пуговицаот мундира, окоторую удариласьи отрикошетилапуля, спаслаего от смерти.

Таким образом,налицо двеслучайности.Случайностьпервая направилапулю Дантесане туда, кудаон хотел, - и Пушкинбыл смертельноранен. Случайностьвторая направилапулю Пушкина,намеревающегосяубить противника,в пуговицу, иДантес отделалсялегкой раной.1

Мой рефератсостоит из:

Глава перваяв сказке А.С.Пушкина­­«Золотойпетушок» - наказующаяроль судьбы»- это небольшоеисследованиесказок писателяи функциональногоназначенияв них судьбы,а также судьбоноснойроли волшебныхпомощников.

Глава вторая- неизбежностьсудьбы. Судьба– рок в балладеА.С.Пушкина«Песнь о вещемОлеге» посвященанеизбежностисудьбы и неподвластности(княжеской)человеческой,воли волхвов– посланниковнебес.

Глава третья.Образ метелив одноименнойповести Пушкина».В данной частиработы я пытаюсьпоказать судьбукак явлениесложившейсяв результатестечения реальных,а не стихийныхобстоятельств.

Глава четвертая«Капитанскаядочка» - стихия- история - судьба.Эта часть работыпосвященаосмыслениюпроблемы судьбыотдельногочеловека висторическойсудьбе государства.

Думаю, чтособранный мнойматериал будетинтересен науроках литературы, посвященныйтворчествуА.С.Пушкина.