РЕФЕРАТ
ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Исполнитель: Мисявичуте Евгения Сергеевна
Ученица 11 класса «А»
МОУ «Средняя школа №9
Руководитель: Соловьёва Ольга Николаевна
г.Великие Луки
2004 год
СОДЕРЖАНИЕ:
I.ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………..стр3
II.БАЛ В ЖИЗНИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА:
1.История бала…………………………………………………...стр 4-5
2.Виды балов…………………………………………………….стр 6-7
3.Бальный этикет………………………………………………….стр 8
4.Планирование бала…………………………………………..стр 9-13
5.Аксессуары………………………………………………….стр 14-15
6.Развлечения………………………………………………….стр16-17
III. ТЕМА БАЛА В РУССКОЙ КЛАСИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:
1. «Горе от ума»…………………………………………...стр 18-29
2. «Евгений Онегин»……………………………………...стр 30-38
2.1. «Петербургский бал»………………………………...стр32-33
2.2. «Бал Татьяны на именинах»…………………………стр34-37
2.3. «Московский бал»……………………………………….стр38
3. «Мёртвые души»……………………………………......стр 39-40
4. В.Гофман «Летний бал»……………………………………стр41
5. «Мастер и Маргарита» (бал у Сатаны)………………..стр 42-46
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...стр47
I.ВСТУПЛЕНИЕ.
Литература – один из моих любимейших предметов. Каждый литературный период интересен по-своему, но моя любовь к литературе началась с «Золотого века», с А.С. Пушкина.
Изысканные манеры, дуэли, век когда мужчины боготворили женщин, высшее общество, взаимоотношения дворян, всё это притягивало меня как магнит. «Сегодня граф N даёт бал в честь именин своей дочери…» примерно так могла выглядеть статья в светской хронике тех лет. Бал одно из популярнейших событий XIX века, он давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и.т.д.
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал - красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух, танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое. Сколько стрел сломал трудолюбивый Амур, о сердца молодых людей? В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь, сколько дуэлей из – за оскорблённой чести и отвергнутой любви, видело это время.
Интрига одна из неотъемлемых атрибутов великосветского бала. Паутина сплетен и наговоров оплетала всех, никто не мог избежать этого, рано или поздно все попадали в расставленные сети интриги. И чтобы не оказаться марионеткой в руках других людей сами начинали плести клубок сплетен.
В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не широко, и готовя данный реферат я узнала много нового и интересного. В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по разному: в одних – это действие не играет существенной роли («Мёртвые души», Н.В Гоголь), в других бал становится роковым («Маскарад», М.Ю Лермонтов). Л.Н Толстой для описания первого бала Наташи Ростовой не жалеет листа и описывает бал на протяжении двухсот страниц. В произведении А.С Грибоедова «Горе от ума» практически всё действие происходит на балу, таким образом так или иначе бал притягивает к себе писателей: и многие из них уделяют ему особое место.
Очень жаль, что в наше время балов практически нет и этикет не входит в школьную программу. Давайте попробуем подробнее узнать про это волшебное завораживающее, а иногда трагическое действие!
II. Бал в жизни русского общества.
1. История бала.
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVIIв, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII — XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне,
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти 'Горе от ума" А.С. Грибоедова:
...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы « трауре, так балу дать нельзя,
И в другом месте:
балы дает нельзя богаче,
И летом праздники на даче
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
2. Виды балов.
Наибольшее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.
Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выводить в свет.
Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге, На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин.
Общественныебалы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты., которые мог купить каждый желающий.Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Вот как описывает благотворительный бал А.П., Чехов в повести " Анна на шее".Общедоступные балы для различных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников. Детскиебалы- эго особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо у танцмейстера Иогеля. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет,которые считались невестами, по тому, что пятнадцать лет - это уже возможный возраст для замужества. Вспомним, как в "Войне и мире" на детский бал к Фогелю приходят прибывшие в отпуск молодые офицеры Николай Ростов и Василий Денисок, Детские балы славятся веселостью. Здесь непринужденная обстановка детской игры незаметно переходит в увлекательное кокетство. Описание детского бала можно увидеть у Л.Н. Толстого в роман "Война и мир";Маскарад.Вход стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет; дамы проходили бесплатно. Маска была обязательна, костюм желателен, но его мог заменить плащ- домино. Маскарады любила посещать Екатерина II.
3. Бальный этикет.
Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет - выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".
Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:
Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;
Не фыркал, не сопел, не издавал бы