В Сашке Кондратьева воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу.
Ю.Бондарев “Горячий снег”
Нельзя не согласиться с мнением критика А.Лащикова: “Герои Ю.Бондарева истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других, что сообщает им ту мягкость характера, которая так привлекает людей. Они мужественны в бою и до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Они упорны в своей деликатности и деликатны в своем упорстве и до последнего вздоха отстаивают свой духовный мир высоких нравственных ценностей своего народа”.
Обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых вышли, из этого горнила изменившись, через страдания открыв для себя новые нравственные истины.
Конечно, более всего читателей интересует, в романе “Горячий снег”, проблема столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова. Если гуманная правота Кузнецова принимается читателями сразу, судьба лейтенанта Давлатяна, кристально чистого юноши, одушевленного порыва во что бы то ни стало подбить хотя бы один танк противника и несчастного от этого, что еще до боя был смертельно ранен, вызывает чувство щемящей жалости и страдания, то отношение читателей к Дроздовскому неоднозначно. Одни совершенно не принимали Дроздовского и не до конца уяснили авторское к нему отношение, другие видели в нем так много положительного, что не соглашались с автором вообще, находя этот тип командира не только приемлемым, но и необходимым в военной обстановке, ссылаясь на Бессонова, который тоже был суров и требователен, полагая, что по долгу службы он не имеет права жалеть ни себя , ни других.
В чем принципиальная разница характеров Дроздовского и Кузнецова ? В том, что в Кузнецове живет ясное осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности и потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства.
Я разделяю точку зрения критика писавшего эту статью, потому, что Кузнецов был очень ответственный и глубоко нравственным человеком.
Дроздовский увидел в Сталинграде прежде всего возможность для немедленного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Стреляя по самолету, жаждет лично попасть, выделиться уже до главного боя, не упустить «шанс».
Эти строки говорят о том, что Дроздовский во всем видел выгоду для себя. Он был расчетливым человеком, который во всем искал выгоду.
Приведем мнение критика Виктора Чалмаева о Дроздовском. «Писатель видит в Дроздовском, в его водных процедурах на обжигающем ветру, в этой нарочитой четкости еще неопределенное индивидуалистическое понимание событий, времени. Герой спешит взять от войны свою долю успеха, он искренне верит: первый бой, которого он ждал, много будет значить в его судьбе или же этот бой станет для него последним. И в дальнейшем он сильно пришпоривает судьбу, вмешивается в ход боя эгоистично, с азартом игрока, ведущего «диалог» с удачей, губит напрасно Сергуненкова, Зою Елагину. «Злая правота» Дроздовского – это правота незрелого школяра, честолюбца, возбужденного близостью удачи».
Я согласна с Чалмаевым в том, что Дроздовский легкомысленный , неответственный человек, ищущий выгоду во всем.
Духовный мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. И теперь его ожидает или окончательный распад, или медленное тяжелое становление. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося на его же рубеже. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа, армии. Многие, осуждают Дроздовкого, жалеют его и , проникая в авторское отношение к герою, доказывают, что со временем и он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, нравственность, братство, не теряют своего смысла, не забываются, наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.
Проникая в новые глубинные грани человеческого существования открываются через образ генерала Бессонова.
Виктор Чалмаев говорит, что характер Петра Александровича Бессонова – открытие Бондарева – романиста : «Писатель показал этого немолодого уже военачальника, каждый миг осознающего возложенную на него ответственность, в сложном разностороннем движении души».
Общение с Весниным и его смерть открыли генералу Бессонову иное понимание своего назначения.
Драматизм положения Бессонова, ответственного за жизнь тысяч людей, ему подчиненных, за судьбу операции, усугубляется тем, что его сын, воевавший в армии, который командовал изменник Власов, пропал без вести.
То непреодолимое, что встало на пути Майнштейна к Сталинграду, что мы называем советским характером, было скрыто в суровом Бессонове и добром Веснине, в молодых артиллеристах батареи Дроздовского, в тех разведчиках, что упрямым, вопреки обстоятельствам, тащат пленного немца в штаб.
По мере чтения романа, я наблюдала «эволюцию» героев, которые с каждым боем становились сильнее духом и нравственно усовершенствовались.
Горячий снег – это не в буквальном смысле горящая под ногами врага земля, это та несокрушимая духовная сила, воплощенная в Бессонове, командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они намерены защищать до конца.
Смысл эпитета «горячий» в романе многозначен. Это не только горящая земля, снег – это снег, пропитанный кровью солдат и слезами.
Заключение.
Четыре десятилетия минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.
Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяжелые дни войны, в самые критические её минуты не покидало советского человека уверенность в победе.
И сегодняшний день, и наше будущее во многом обусловлены маем 1945 года. Салют Великой победы вселил в миллионы людей веру в возможность мира на земле.
Не пережив того же, что переживали бойцы, переживал сражающийся народ, - нельзя было правдиво и горячо рассказать об этом …
Тема Великой Отечественной воины не уходила с годами из русской советской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели». Связано это с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. И с каждой сотней мальчиков, родившихся в 23-24 –х годах в живых осталось только трое. Но те, кому посчастливилось вернуться с войны, имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. Через 20 лет после войны Юрий Бондарев писал: «За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя возле своего плеча железное дыхание смерти молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на 20 лет и , мнилось прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям». Этот душевный опыт, творческая энергия фронтового поколения очень существенно повлиял на послевоенную отечественную культуру. Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны, главному событию своей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта освещали события военных лет.
Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно. Я надеюсь, что все те великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от таких ошибок, и больше не повториться такой масштабной и беспощадной войны.
Список литературы:
1. Журавлев С.И. «Память пылающих лет» 1985 г.
2. Коган А. «Уроки памяти» 1988 г.
3. Тесемницина М.С. «Произведения о Великой Отечественной войне» 1985 г.
4. Шаламов А. «Силой долга и совести» 1988 г.
5. ПолевойБ.Н. “Повесть о настоящем человеке” Киев 1983г.
6. КаревГ.А. “Пылающий берег”, Одесса 1983г.