Министерство образования РФ
МОУСОШ № 37
РЕФЕРАТ
«Тема войны и нравственности в произведениях современных писателей».
Комсомольск-на-Амуре
2003 год.
ПЛАН
I. Вступление.
II. Нравственность подвига.
1. «Круглянский мост» - глубоко нравственное произведение
2. Нравственный аспект играет важную роль в произведениях «партизанского» цикла.
3. «Лицо» настоящего героя.
4. Поступки, достойные настоящего героя.
5. Присутствие темы выбора в произведениях Быкова.
III. В. Кондратьев «Сашка».
1. Сашка – воплощение лучших человеческих качеств.
2. … «Люди же мы, а не фашисты …»
IV. Ю. Бондарев «Горячий снег».
1. «Кто есть кто».
2. Антипод Дроздовского Кузнецов.
3. В чем принципиальная разница характеров Дроздовского и Кузнецова?
4. «Злая правота» Дроздовского.
5. Роль Бессонова в романе.
6. «Эволюция» героев романа.
V. Заключение.
VI. Список литературы.
Вступление.
Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневность, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.
Наиболее запомнившиеся мне произведения литературы периода Великой Отечественной войны: Ю. Бондарев “Круглянский мост”, В. Кондратьев “Сашка”, Ю.Бондарев “Горячий снег”.Я выбрала эти произведения, так как считаю, что они в полной мере отражают всю правду о войне и ее участниках.
Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, мудрости вождя и превосходство советского строя. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу родины, раскрепощение и свобода перед лицом опасности и смерти позволили посмотреть правде в глаза и увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране; появились люди, уничтожившие в себе “дракона”.
Авторы-фронтовики, как сказал Твардовский, “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили”. Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Они писали о войне кровавую правду, то, что они сами выстрадали. Когда-то во время испанской войны Хемингуэй заметил: “Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды.… Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, - об этом пусть судят сами писатели”.
Нравственность подвига.
... Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа.
В.Быков
В.Быков все свое внимание уделяет внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их безмерного героизма.
Так С.И.Журавлев в книге “Память пылающих лет” начинает свое повествование о творчестве знаменитого писателя Василя Быкова. Всем хорошо известны такие произведения Быкова, как: “Знак беды” (1983), “Журавлиный крик” (1959), “Обелиск” (1972), “Сотников” (1970), “Круглянский мост” (1969) и другие они относятся к повестям “партизанского” цикла.
Анализируя критические статьи о произведениях Быкова, особо следует поговорить о повести “Круглянский мост”, произведении чрезвычайно важном для понимания творчества Быкова.
А.Адамович, например, давая превосходный анализ “Круглянского моста”, убедительно говорил о “нравственном аспекте” как главном для Быкова, о том, что у автора повести “спор с Бритвиным и бритвиными не об одной лишь военной целесообразности – о самих принципах, основах нашей морали, социалистического гуманизма”.
Считаясь лишь с “военной целесообразностью”, Бритвин посылает на мост случайного встреченного “парнишку на один день”, сына местного полицая Митю (мечтавшего уйти к партизанам и считавшего их самыми смелыми и справедливыми людьми).
Мост взорван, операция выполнена. Можно возвращаться отряд. Но что-то не вызывает радости такой “успех” ни у читателя, ни у главного героя повести, восемнадцатилетнего партизана Степки Толкача, которому сначала Бритвин даже понравился. Понравилась его жестокость, решительность. Он “почти уже поверил в Бритвина, в его волевую решимость и боевой опыт и уже склонялся в душе к тому, чтобы отдать ему предпочтение над Маслаковым”.
Но, узнав о подробностях, как все случилось с Митей, Степка стреляет в Бритвина. Даже для него, не успевшего за свои восемнадцать лет (из них почти три года он воюет) как следует узнать жизнь и серьезно задуматься над ее проблемами, поступок Бритвина неприемлем, ибо противен тем нормам морали и нравственности, которые формировались у Степки в среде народных мстителей.
Для понимания своеобразия творчества Быкова повесть “Круглянский мост”, как уже говорилось, чрезвычайно важно, ибо кладет начало “партизанскому” циклу произведений Быкова. Именно в “Круглянском мосте” нравственный аспект впервые так предельно заострен и занимает главное место, именно там ставятся вопросы, ответы на которые мы находим в последующих вещах Быкова.
Журавлев хочет сказать о том, что все произведения, входящие в “партизанский” цикл, дополняют друг друга. Они как бы связаны между собой невидимой нитью.
“Извечная тема “выбора” в партизанской войне и на оккупированной территории стояла острее и решалась разнообразнее, мотивированность человеческих поступков была усложненное, судьбы людей богаче, зачастую трагичнее, чем в любом из самых различных армейских организмов. И вообще, элемент трагического, всегда являющийся существенным элементом войны, проявился здесь во всю свою страшную силу”, - писал В.Быков.
Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душевную черствость, жестокость в других.
Вставшее перед проблемой решающего выбора герои Быкова, как правило, могут сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Им для этого порой не надо даже вставать на путь предательства. Нужно лишь немного, ”чуть-чуть” отступить от собственных принципов, пойти против собственной совести. Но в том-то и сила Быковских героев, что они не признают нравственный компромиссов, какими бы мелкими и незначительными они на первый взгляд ни казались.
Есть в “Круглянском мосте” два небольших вставных эпизодов, сюжетно никак не связанных с основным содержанием повести, но тем не менее очень важных для понимания. Недаром нравственные ситуации, лежавшие в основе этих эпизодов, найдут свое развитие и продолжение в последующих произведениях Быкова – “Сотников” и “Обелиск”. Эти строки подтверждают лишний раз, что некоторые произведения связанны друг с другом.
Первый эпизод – о нем рассказывает Маслаков Бритвину, Степке и Даниле по дороге к мосту – эта история о том, как уже немолодой партизан по фамилии Преображенский, комбриг, попавший в окружение в 41 году, во время задания остановился с двумя товарищами на ночлег в глухой деревушке. Внезапно нагрянули немцы (потом выяснилось, что приехали они по доносу соседки). Партизаны успели спрятаться, но немцы нашли забытую Преображенским гимнастерку. Выгнав на улицу всю семью, они стали допытываться, где спрятались партизаны. Убили маленькую девочку, приставили пистолет ко лбу мальчишки. Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Комбриг встал из картофельника и пошел к немцам.
Я считаю, что этот поступок по-настоящему героический, достойный настоящего русского человека. Преображенский сделал выбор между своей жизнью и жизнью посторонних ему людей. Это говорит о нравственности его поступка. Как же назвать этот поступок? В “Круглянском мосте” Быков не дает прямого ответа на этот вопрос. Кажется даже, что он пока к нему не готов. Что-то еще не додумано. Что-то не решено.
Все о чем писатель не сказал в данном случае, мы найдем в повести “Обелиск”, в основу которой положена та же сюжетная нравственная ситуация.
Если бы партизаны воевали, как Бритвин с его “трезвым” расчетом и военной “целесообразностью”, а не как Преображенский, то вряд ли они пользовались бы такой поистине всенародной поддержкой.
Второй эпизод с Ляховичем, в котором он не признает власти фюрера. И не смотря на то, что его могут убить, Ляхович не меняет своего решения. И опять тот же вопрос. Как назвать этот поступок?
Так же как в эпизоде с Преображенским, Быков здесь не дает нам прямого ответа на этот вопрос. Зато в другом произведении – “Сотников”, высказывается прямо и недвусмысленно, показав, к чему приводит в этой жесточайшей бескомпромиссной борьбе, что вел с фашистами советский народ, малейшая уступка, малейший нравственный компромисс, малейшее отступление от нравственных норм нашего общества.
С каждым, прочитанным произведением Быкова, я все больше убеждаюсь в том, что его герои не признают компромиссов. В годы войны человек показывал всю свою сущность, свое истинное лицо.