При поступлении установленным порядком запроса из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица, рассматривающего обращение, подразделение системы МВД России обязано в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу руководитель подразделения системы МВД России вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший. Для продления срока рассмотрения обращения исполнитель представляет рапорт на имя руководителя подразделения системы МВД России не позднее трех дней до истечения установленного срока с указанием причин продления и конкретных мер, необходимых для завершения рассмотрения обращения.
После завершения проверки, проведенной по сведениям, изложенным в обращении, для обобщения результатов составляется мотивированное заключение. Если для подготовки ответа по обращению не требуется проведение проверки, мотивированное заключение не составляется. Заключение составляется в произвольной форме, должно содержать объективный анализ собранных материалов, а также выводы по итогам проверки, в том числе решение о списании материалов в дело. Заключение подписывается лицом, производившим проверку, и утверждается руководителем органа внутренних дел.
Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке подразделения системы МВД России за подписью руководителя подразделения системы МВД России. При необходимости разъясняется порядок обжалования принятого решения. Текст ответа составляется в официальном стиле и не должен содержать служебные аббревиатуры (например, МОБ, УУМ, ОУР). Ссылки на те или иные статьи нормативных правовых актов без дальнейшего разъяснения их требований не допускаются. Запрещается направлять гражданам ответы с исправлениями, ошибками (в том числе в реквизитах).
Ответ на обращение, поступившее в подразделение системы МВД России по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения может являться:
1. Указание автором недействительных сведений о себе и/или адреса для ответа.
2. Поступление дубликата уже принятого электронного сообщения.
3. Некорректность содержания электронного сообщения.
4. Невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения)[4].
На коллективное обращение ответ дается на имя гражданина, по фамилии которого оно учтено. В тексте ответа необходимо указывать, что ответ дается на коллективное письмо.
По обращению, некорректному по содержанию, автору направляется ответ о недопустимости злоупотребления правом на обращение. По обращению, некорректному по изложению, автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
2. Административно-юрисдикционный (административно-деликтный) процесс: содержание, понятие, виды производств, правовая регламентация
Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления. Их основная задача — процессуальное обеспечение определенных мер государственного принуждения»[5].
Другие ученые под административным процессом понимали деятельность органов управления по разрешению любых индивидуальныхдел,возникающихвсферегосударственногоуправления[6]. В частности, В.Д. Сорокин предлагал широкое понимание административного процесса. И.В. Панова, А.П. Коренев, П.И. Кононов такжерассматриваютразличныеадминистративно-процессуальные производства как самостоятельные виды административного процесса[7].
Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов считают административно-юрисдикционную и административно-процедурную деятельность составляющими административного процесса, административное производство рассматривают как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти[8].
Административные производства, которые в своей совокупности составляют административный процесс, могут носить позитивный характер. Данные производства в настоящее время называются административные процедуры. Административные производства, появление которых вызвано негативными действиями (правонарушениями), называют юрисдикционные производства или коллизионные административные процедуры[9].
Как уже отмечалось, в науке административного права административные-юрисдикционные процедуры рассматриваются как составная часть административного процесса[10]. Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина говорят о том, что «наиболее актуален сейчас вопрос об административных процедурах, без которых трудно наладить эффективную государственную и социально-экономическую деятельность»[11]. А.А. Никольскаяотмечает,что научно обоснованнаяправоваяпроцедура дает гарантии прав граждан, обеспечивает их реализацию, четко определяя обязанности каждой стороны в административно-процедурном отношении[12].
В настоящее время законодательство не содержит определения «административная процедура», но, тем не менее, использует данный термин при разрешении налоговых споров. Такой вывод следует из названия Федерального закона от 4 ноября 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»[13].
В этой связи представляется, что вполне актуально определить, что понимается под «административной процедурой». Как отмечает А.М. Васильев, правовые категории очень важны, поскольку эти фундаментальные понятия правоведения, категории, отражают наиболее существенные свойства правовых явлений и представляют собой наиболее глубокие по содержанию и широкие по объему понятия в границах правовой науки[14].
Процедура — это официально установленный порядок действий[15]. Как отмечает О.В. Яковенко, «правовая процедура — это особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, направленной на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемый от нарушений правовыми санкциями»[16].
Б.М. Лазарев «под процедурой понимал порядок совершения действий, необходимых для выполнения какого-либо дела, решения задачи. Применительно к государственным органам процедуры определяют стадии, их цели, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фиксации»[17].
В.Н. Протасов, проведя фундаментальное исследование, касающееся теории юридических процедур, отмечает, что процедура как общесоциальное явление представляет собой систему контроля, которая ориентирована на достижение конкретного социального результата; состоит из последовательных сменяющих друг друга актов поведения и как деятельность внутренне структурирована общественными отношениями; урегулирована социальными нормами как нормативная модель или определена в договоре как порядок реализации конкретного отношения; иерархически построена; постоянно находится в динамике, развитии; имеет служебный характер, выступает средством реализации главного для нее общественного отношения.
Правовая процедура обладает всеми названными признаками, а ее особенность состоит в том, что она действует в правовой среде.
И.М. Лазарев в своем исследовании отметил, что «юридическая процедура определяет порядок совершения субъектами права тех или иных юридически значимых действий, совокупность которых и образует юридический процесс». Кроме того, И.М. Лазарев отмечает, что юридический процесс — урегулированная процессуальными нормами права совокупность юридически значимых действий субъектов права по нормативно-правовому регулированию общественных отношений и по применению материально-правовых норм, выраженная в форме правотворчества или правоприменения. Одно или несколько юридически значимых действий, составляющих содержание того или иного вида юридического процесса, следует рассматривать как юридическую процедуру[18].
В.Н. Протасов утверждает, что юридический процесс представляет собой разновидность юридической процедуры, направленной на выявление и реализацию материального охранительного правоотношении.
Изучение юридических процедур в позитивном и юрисдикционном аспектах привело к исследованию административных процедур, охватывающих разные виды административной деятельности органов публичного управления: нормотворчество, контрольно-надзорную деятельность, организационную деятельность и др. Наиболее типично следующее определение административной процедуры.