Введение
Данная работапосвященарассмотрениюобращений впоэзии А.Блока.
Задачаминашей работыявляются:
Отборматериала втворчестведанного поэта
Классификацияотобранногонами материала
Наблюдениенад стилистическимифункциямиобращений впоэзии данногоавтора.
Цельюнашей работыявляется выделениетипов и функцийобращений впоэзии А.Блока.
Для началаопределим, чтоже такое обращение?«Обращение- это слово (илисочетаниеслов), называющеетого, к кому(чему) обращаютсяс речью. Оноимеет формуименительногопадежа и произноситсяс особой звательнойинтонацией.
Основнаяфункция обращения– побудитьсобеседникаслушать, привлечьвнимание ксообщению,поэтому в качествеобращения частоупотребляютсяимена, фамилии,название лицпо родству ит.д.
В художественныхпроизведенияхв функции обращениймогут выступатьназвания птиц,животных инеодушевленныхпредметов.Обращение можетстоят в начале,середине иликонце предложения.»
Таковаточка зренияна обращения,изложеннаяв лингвистическихсловарях исправочниках,а также в работахряда ученыхтаких, как БабайцеваВ.В. и МаксимовЛ.Ю. Такое мнениеопределенноможно считатьправильным,но оно не достаточнополно характеризуетданное явление.Очень интереснав этом смыслеточка зренияН.С. Валгиной,изложеннаяв ее работе«Синтаксисрусского языка».Она пишет: «Обращениене только называетлицо, но передаетразличныесопровождающиеэто названиеоттенки значение:упрек, испуг,радость,укоризненно-снисходительноеотношение ит.д., т.е. передаетсубъективнуюмодальность.Предложения-обращенияособенно богатыинтонационнымиоттенками».
В своейработе Валгинавыделяет способывыраженияобращений: «Длявыраженияобращений вдревнерусскомязыке существовалаособая формазвательногопадежа. Остаткиего можно встретитьеще в литературе19 века. Такиеформы сохранилисьчастично всовременномрусском языкев качествемеждометийи междометныхвыражений:господи, боже,боже мой, батюшкисветы мои и др.
В современномрусском языкеобращениявыражаютсяформой именительногопадежа существительногоили субстантивированнойчастью речи.
Для произведенийхудожественных– особеннопоэтическихи ораторских– характерныраспространенныеобращения.Обычно этосуществительное,снабженноесогласованнымиили несогласованнымиопределениями,приложениямии даже придаточнымиопределительными.Эти обращенияхарактеризуютпредмет илилицо, передаютотношение кнему.
Обращениечасто выражаетсяместоимениемс частицей О.Это обращениеобычно сопровождаетсяопределительнымипридаточными.
Например:«О ты, чьих писеммного, многов моей портфелеберегу! (Некрасов)»
Обращениямогут выстраиватьсяв однородныйряд.
Например:«Пойте, люди,города и реки,пойте, горы,степи и моря.(А Сурков)»
Аоднородныеобращения могутформальносовпадать ссочетаниямиприложенияи обращенияпри нем.
Например:«Тебе, Кавказ,суровый царьземли, я сновапосвящаю стихнебрежный…»(Лермонтов)
В речипоэтическойи ораторскойобращениявыполняютособые стилистическиефункции: являютсяносителямиэкспрессивно-одиночныхзначений; какправило, ониметафоричны.» (2)
Из всехтрудов, написанныхна эту тему,наиболее интереснойи наиболееполноценнойнам показаласьработа Д.Э.Розенталя,изложеннаяв книге «Практическаястилистикарусского языка».Здесь Розентальнаиболее полнорассматриваетобращения,используемыев художественныхпроизведенияхи в частностив поэзии. Ондаже выделяетстилистическиефункции обращений:«Особуюфункцию выполняютобращения впоэзии, где онибольшей частьюимеют риторическийхарактер (ср.обращения котсутствующемулицу, обращенияк животным, кнеодушевленнымпредметам).
Если встилистическинейтральномтексте в ролиобращениявыступаютсобственныеимена людей,названия лицпо родству, пообщественномуположению, попрофессии ит.д., то в текстахс эмоциональнойи экспрессивнойокраской функцияобращениязаключаетсяне столько вназыванииадресата речи,сколько в егохарактеристике,выраженииотношения кнему, общемповышениивыразительностиречи. В результатесоздаютсяразличныестилистическиеразновидностиобращений:
Обращения– метафоры
Обращения– перифразы
Обращения– метонимии
Обращения– иронии
Обращения– повторения
Обращения– риторические
Обращения– присловья
Обращения– фольклорные
Обращения– архаические.» (17, стр. 334-335)
Этаконцепцияпредставляетсянам наиболееполной и наиболееточной, поэтомуименно ее мырешили положитьв основу даннойработы.
Из вышесказанноговидно, чтообращениямиинтересовалисьмногие ученые,они достаточнохорошо изученыи описаны. Нотворчестводанного поэтас точки зренияиспользованияобращений почтине рассмотрено,а если и рассмотрено,то недостаточнополно и глубоко.А между тем они(обращения)играют оченьважную рольв поэтике Блокаи заслуживаютк себе повышенноговнимания.
Как известно,Блока причисляютк ряду символистов,обще эстетическиеустановкикоторых и определилиподход художникак поэтическомуслову. Символистыисходили изпринципиальногоразрыва междупоэтическойречью и логическиммышлением:понятийноемышление можетдать лишь рассудочноепознание внешнегомира, познаниеже высшей реальностиможет бытьтолько интуитивными достигнутоне на языкепонятий, а насловах-образах,символах. Этимобъясняетсятяготениепоэтов-символистовк речи подчеркнутолитературной,«жреческому»языку.
Основнымстилистическимпризнакомсимволическойпоэзии становитсяметафора, смыслкоторой обычнообнаруживаетсяво втором еечлене, которыймог развертыватьсяв сложную, новуюметафорическуюцепь и житьсвоей самостоятельнойжизнью. Такиеметафоры нагнеталиатмосферуиррационального,перерасталив символ. Движениетаких символовобразовывалосюжет-миф, который,по мысли ВячеславаИванова, представляетправду о сущем.
Что касаетсясамого Блока,то для раннегоего творчествахарактерендуализм взглядов,что не моглоне отразитьсяна особенностяххудожественнойформы его поэзии.В результате:
Параллелизмобразов
Антитезысловосочетаний
Противопоставлениясвета и тьмы,дня и ночи
Сферамистическихчаяний – в ореолесвета, горизонтее – в заревахсолнца и огня.Центральныйобраз – сб. «Стихово прекраснойДаме» - образвечной жены,царицы. В созданииэтой мистерииБлок широкопользуетсясимволическимиобразами итерминологиейфилософскойлирики Вл. Соловьева.
Позднеепроисходитрешительнаяпереоценкапоэтом своихпрежних общественныхи эстетическихпозиций. В «Снежноймаске» наиболееярко выразилисьхарактерныечерты тогдашнейхудожественнойманеры Блока– метафорическийстиль и музыкальностьстиха. Мы встречаемсяс самыми сложнымиприемами реализацииметафор всамостоятельныйобраз, предельнойэкспрессивностьюинформации,эстетизированнымсловарем. Особоевнимание Блокуделяет музыкальнойвыразительностистиха. Строястихотворениена открытойметафоре, поэтсоздает сложныйметафорическийряд, которыйживет самостоятельной,поэтическойжизнью, образуясвой поэтическийсюжет (образыуносящейсяв снежную дальтройки, увлекающейсчастье, молодость,любовь; снежнойвьюги, заметающейсердце, и др.). Рассматриваяметафорическиеряды и анализируяобщие принципыблоковскойметафоризациитой поры, В.Жирмунскийписал: «Символдостигаеткрайних пределовметафоризации:тройка теперьуже не уноситсчастье поэта– она уноситсамого поэтаи его возлюбленнуюСнежную Деву».
Особенностьстиха Блокаэтого времени– последовательноеразвитие метафорыв самостоятельнуюпоэтическуютему. При этомБлок не тольконе избегаетлогическихпротиворечий,но намеренноподчеркиваетих. Как пишетВ. Орлов, «в «Снежноймаске» в наиболееобнаженнойформе закрепленытипическиечерты тогдашнейхудожественнойманеры Блока– метафорическийстиль, завораживающаямузыкальностьстиха.»
Творческийкризис Блоказавершаетсялироэпическимциклом «Вольныемысли», которыйи обозначаетновый периодидейного итворческогоразвития поэта.О «романе» соснежной Девойпоэт вскорескажет как оразвенчаннойтени. Расставаясьсо СнежнойДевой, Блокобращаетсяк реальнойжизни, пишето живых людях,своей связис природой ичеловечеством,выходит изиррациональнойстихии «Снежноймаски». Он тяготеетк точностирисунка, отказываетсяот метафоризации,импрессионистическойзыбкости предыдущегоцикла. Сатирическимзарисовкаммещанскогобыта, пошлостижизни буржуатеперь противопоставляютсяне мистическиепредвестия.ОбразностьБлока становитсяподчеркнутовещной, детализированной,меняется ритмикаблоковскогостиха. На сменунервному тоническомустиху «Снежноймаски» приходятболее спокойныеритмы.
Цикл«Родина» - вершинатретьего томалирики Блока.Образ Родины– матери, тоскующейжены, невесты– наделен поэтомчеловеческими,«портретными»штрихами («шопотливыетихие речи,запылавшиещеки твои…»).
Основноенаправлениефилософско-эстетическогоразвития Блока– в стремленииохватить мирв целом. Романтическаямечта поэтаобращена теперьк реальнойисторическойдействительности.Изменяетсяи образ лирическогогероя блоковскойпоэзии. Это нежрец, не теург,а человек своеговремени, впротиворечияхсознания которогоотражаетсянеразрывнаясвязь личногос общим, духэпохи.
Таковыосновные моментыстановленияБлока как поэта– лирика, дальнейшееего развитиеследует рассматривать,как становлениедраматурга.
Женскиеобразы в ролиобращения
Рассмотримкакие типыобращенийиспользовалА. Блок в своейлирике.
Вообщеобращения уБлока встречаютсядовольно часто.Они разнообразнытематическии обладаютразличнойстилистическойокраской.
Средивсего многообразияобращений можновыделить несколькотематическихгрупп обращений:
Обращениек женщине (героине)
Обращениек мужчине (герою)
Объектомобращенияявляются сердце,душа, жизнь
Обращениек бывшим снам
Обращениек России
Обращениек явлениямприроды
Обращениек предметамнеживой природы
Словас абстрактнымзначением вроли обращений
Обращения– города.
Рассмотримтеперь поподробнеекаждую группу
1Обращение кженщине (героине)
Этоочень многочисленннаягруппа, наверное,самая большаяиз всех остальных.В ней можновыделить 5 подгрупп:
Обращениепо степениродства:
мать
сестра
подруга– жена
любимаяженщина
в ролиобращенияназвания лицпо национальности
общепринятыеобращения кженщине с учетомнациональногои возрастногопризнака
сказочныеперсонажи вроли обращений
Рассмотримпервую подгруппу.Она состоитиз четырехподтипов.
Первыйподтип –обращение кматери. Этотподтип представлендвумя примерами:
Мать,что поют глухиеструны?
(Венеция 26августа 1909 года)
и
Нет, мать.Я задохнулсяв гробе.
(Сон 20 июня1910 года)
Какмы видели, кматери Блокобращаетсяне очень часто,причем в довольносжатой и сухойформе. В обоихслучаях присутствуетодна и та жесловоформа«мать» - этоочень строгоеобращение (немама, не мамочка);в обоих случаяходиночно, ничемне распространенно.
Впервом примеремы видим обращениев виде риторическоговопроса, которыйне предполагаетни ответа, никакого –либодиалога, т.е.четкое обращение,которое своейфункцией подчеркиваеткак бы отдаленностьобъекта обращения.
Вовтором примеремы видим чистоеобращение, непринимающеена себя другихфункций, иподчеркивающееэтим строгостьи одиночностьобращяющегосяпо отношениюобъекту обращения.В этом случае,правда, обращениене совсем одиночное,оно употребленос отрицательнойчастицей «нет»,которая своимприсутствиемеще более четкопоказываетотдаленныеи даже нескольковраждебныеотношения междуобращающимсяи объектомобращения.
Врезультатеможно сказать,что в первомподтипе (обращениек матери) мывидим два обращенияс разнымистилистическимифункциями(риторическийвопроси чистоеобращение). Нонесмотря наразличие вфункциях, обаобращенияпризваны выражатьотдаленностьчеловека, ккоторому направленообращение.
Второйподтип –обращение ксестре. Этотподтип представлентремя примерами:
Лишь ты, сестра,твердила мне…
(Когда мывстретилисьс тобой… 1910-1914)
и
Сестра,откуда в дождьи холод
Идешь с печальноютолпой?
(Предвечернеюпорой… сентябрь1906 года )
и
Сестра,сужденнаясудьбой,
(Когда мывстретилисьс тобой 1910-1914 года)
Вовсех трех примерахмы видим прямоеобращение,основной иединственнойфункцией которогоявляется –привлечениевнимания объектаобращения,сделать акцент,на том, к комуобращаетсяговорящий. Впервых двухпримерах – этоодиночное,нераспространенноеобращение.
Втретьем примереобращениераспространенообособленнымопределением,выраженнымпричастнымоборотом. Вовсех трех примерахиспользуетсяодна и та жесловоформа– сестра, т.е.само обращениене несет никакойспецифическойстилистическойнагрузки –существительноев именительномпадеже, единственномчисле, но в третьемпримере онораспространеноопределением(сужденнаясудьбой), т.е.здесь говорящийкак бы приближаетобъект обращенияк себе, выражаетродственностьих отношенийи даже показываетсвое личноеотношение кней, то как онаему дорога иблизка (сужденнаясудьбой – этокак ниспосланнаясвыше, дарованнаяему небесами).Т.о., с помощьюраспространителяговорящий можетвыразить своесубъективноеотношение кданному объекту,хотя само обращениеникакой стилистическойфункцией ненаделено, являетсяпрямым обращениемво всех трехслучаях.
Третийподтип –обращение кжене – подруге.Этот подтиппредставленсемью примерами.Обращения здесьразличаютсяпо стилистическимразновидностям.Можно выделитьдве основныефункции стилистическихобращений вданном подтипе.Во-первых, мывидим прямоеобращение:
Подруга,на вечернемпире,
Помедлиздесь, побудьсо мной.
(Дым от костраструёю сизой…август 1909 года)
и
Вспомниля старую сказку
Слушай,подругаменя.
(Вспомниля старую сказку…октябрь 1913 года)
Основнаястилистическаяфункция данныхобращений –привлечь внимание,сделать акцентна сообщаемом.В обоих случаяхобращенияодиночные,нераспространенные.К данному подтипуобращений можноотнести и следующее:
Нянюшка,о чем ты задумалась?
(Темная,бледно-зеленая…23 ноября 1903 года)
В
ероятно,нянюшка здесьупотребляетсяв значенииподруги. Нословоформанянюшка болееточно передаетотношениеговорящегок объекту обращения.Здесь выраженанекая близость,уважение илюбовь, причемавтор употребляетуменьшительно-ласкательнуюформу слованяня. С помощью- юшк – привносятем самым вобращениеласкательныенотки.Еслисопоставитьданное обращениес обращениемк матери, тонетрудно заметитьсущественнуюразницу. Наверное,она обусловленаотношениемсамого авторак этим двумженщинам.
Во-вторых,мы видим риторическиеобращения:
Помяни ж зараннею обедней,
Мила друга,светлаяжена!
(На поле Куликовом8 июля 1908 года)
и
Ты ли, подругажеланная,
Всходишько мне на крыльцо?
(Встану я вутро туманное…3 октября 1901 года)
Впервом случае,автор умышленноиспользуетриторическоеобращение, темсамым стараясьвыделить ту,к которой онобращается.Но риторическиеобращенияслужат не столькодля называнияадресата, сколькодля того, чтобывыразить отношениек тому или иномуобъекту, датьего характеристику.С помощью эпитетасветлаяавтор характеризуетобъект обращения– жену. Светлаяжена – в значениичистая, непорочная,верная. Во-второмслучае, мы встречаемобращение вриторическомвопросе. Вопросздесь ставитсяне с целью полученияответа, а длятого, чтобыакцентироватьвнимание читателяна объект обращения;этому же способствуети конструкцияобращения –предшествующееличное местоимениес частицей ли+ само обращение.
Т.о.,можно сказать,что используяв своем творчествериторическоеобращение автордает характеристикуобъекту, к которомуон обращается.
В-третьих,в данном подтипемы встречаемобращение-перифраз:
Я люблю вастайно, темнаяподруга
Юностипорочной,жизни догоревшей
(Часоваястрелка близитсяк полночи…ноябрь 1908)
Такойстилистическийприем понадобилсяавтору длятого, чтобыописать наиболеесущественныечерты объектаобращения,указать нахарактерныеего черты. Так,в данном обращенииавтор указываетна женщину несовсем чистую,честную, порядочную,женщину, котораябыла в его, давнопрошедшей,бурной и порочноймолодости.
В-четвертыхобращение-ирония:
Скажи мне,вернаяжена,
Дрожала льты заветнойдрожью,
Была ли тайновлюблена?
(Встречной.2 июня 1908 года)
Какмы видим, самообращение ненаделено некимироническимсмыслом. Новопрос, задаваемыйжене, тем болееверной, создаетироническуюокраску обращения.
Четвертыйподтип –обращение клюбимой женщине.Этот подтипдостаточнообъемный исодержит в себе22 обращения.Обращения вданном подтипенаделены различнымистилистическимиразновидностями.Здесь нет прямыхобращений, затоможно выделить5 других стилистическихразновидностей:
Во-первых,обращения –метафоры:
Ты, полныйстрасти ночнойцветок,
Полюбиламои черты.
(Стою у власти,душой одинок.14 ноября 1902 года)
или
Склонясьнизко к моейгруди,
Ты печальна,мой вешнийцвет
или
Все разлученя тобою,
Подколоднаязмея!
(Всеб тебе желатьвеселья… 7 декабря1908 года)
Изприведенныхвыше примероввидно, что объектомобращенияявляются совершенноразные женщины,одна из них –положительнаягероиня, другая - отрицательная.Интересно то,что положительнаягероиня ассоциируетсяу автора с каким-либоцветком, аотрицательнаяс представителемживотного мира.Неслучайносравнениеименно со змеей,т.к. историческиэто выражение(подколоднаязмея) употреблялоськак ругательное.
Во-вторых,обращения-метонимии;метонимия уБлока существуетна разных уровняхт.е. в связи сразными признаками,разными качествами:
Синеокая,бог тебя создалтакой.
(Через 12 лет1897-1909 годы)
обращение-метонимияпо внутреннимкачествамгероини:
Не знаю, гдеприют своейгордыне
Ты, милая,ты, нежная,нашла…
(О доблестях,о подвигах, ославе… 30 декабря1908 года)
или
Войди, своейне зная воли,
И, добрая,в глаза взгляни,
(Ушла. Но гиоцинтыждали 31 марта1908)
Изприведенныхвыше примероввидно, что авторакцентируетвнимание наположительныхкачествахгероини, нонаравне с нимисуществуюти диаметрально-противоположныекачества:
Неверная,лукавая,
Коварная– пляши !
(Заклятиеогнем и мраком9 ноября 1907 года)
или
Страстная,безбожная,пустая,
Незабвенная,простименя!
(Перед судом11 октября 1915 года)
обращения-метонимии,в которыххарактеристикапередается,посредствомотношенияговорящегок этой героине:
Ивдруг – ты,дальняя, чужая,
Сказала смолнией в глазах:
(Дух пряныймарта был втуманном круге6 марта 1910)
или
Вот, бедная,зачем тревожусьза тебя!
(Нет, никогдамоей, и ты ничьейне будешь 31 марта1914 года)
Следующаястилистическаяразновидностьданного подтипа– обращение– перифразы:
Спи ты,нежная спутницадней,
Залитыхнебывалымлучом.
(Вот он – рядгробовых ступеней…18 июня 1904 год)
или
Ты, знающаядальней цели
Путеводительныймаяк
(Под шум извон однообразный2 февраля 1909 года)
Такойстилистическийприем авториспользуетдля того, чтобыдать болееточную характеристикусвоим героиням,чтобы описатьболее подробноих основныекачества, чтобыпоказать своеотношение кэтим героиням.Несомненно,лирика Блокаприобретаетв результатебольшую поэтичностьи красочность.
Четвертаястилистическаяразновидностьданного подтипа– обращения-повторения:
Не прегражуей путь. И нескажу:
«Моя!Моя!»
(В дюнах. июль1907)
Единственнойи основнойфункцией повтора,является выражениеэкспрессии.
Пятая стилистическаяразновидность– риторическиеобращения:
Ты,красавица,верно, ко мне!
(На весеннемпути в теремок…24 апреля 1905 года)
и
Крести крещеньемогневым,
О, милаямоя!
(Заклятиеогнем и мраком26 октября 1907 года)
В
первом примеремы видим одиночноеобращение,выраженноеим. существительными характеризующеевнешний обликгероини, накоторую направленообращение.Суффикс –иц-привносит вобращениеотрицательныенотки. И мы понимаем,что говорящийс некоторымпренебрежениемотносится кобъекту обращения.Аво втором примеремы можем наблюдатьобратную ситуацию,здесь переднами распространенноеобращение.Распространитель,притяжательноеместоимение,указывает наблизость междуговорящим иего героиней.Да и само обращение(милая) означаетне стольковнешнее, скольковнутреннеекачество героини,причем положительноекачество, ведьне случайноне просто милая,а «милая моя»,т.е. милая мне.
Втораяподгруппа. Вроли обращенияназвания лицпо национальности
Этоне очень многочисленнаяподгруппа,состоящая всегоиз пяти примеров.Данную подгруппуполностью можноотнести к прямымобращениям.Все представленныеобращенияявляютсянераспространенными,что говорито том, что даннымобращениемавтор хочетобратить вниманиесобеседникана объект обращения,выделив егонациональнуюпринадлежностьи через неедать характеристикугероине.
Примеры:
«Спляши,цыганка,жизнь мою».
(когда-тогордый и надменный…,11 июля 1910 года)
или
Твои, хохлушка,поцелуи,
Твои гортанныеслова…
(через 12 лет,июль 1909 года)
Третьяподгруппа. Вроли обращенийобщепринятыеобращения кженщине с учетомнациональногои возрастногопризнака.
И, томно опустивресницы,
Вы, девушки,в стихах прочли…
(Тишина цветет,октябрь 1906 года)
и
Вы не знаетепо-русски,
Госпожамоя…
(Сквозь винныйхрусталь 9 января1907 года)
и
Что мне спетьв этот вечер,
Синьора?
(Перуджияиюль 1909 года)
и
Я люблю тебя,паннамоя.
(Утро в Москвеиюль 1909 год)
Втаких обращенияхавтор активноне реализуетсяи не проявляется.Здесь обращенияиспользуютсяв своей обычнойфункции, т.е.служат дляпривлечениявнимания кобъекту обращенияи по формепредставляютсобой не чтоиное, как устойчивоевыражение,принятое вобществе, некаянорма или дажешаблон. Здесьавтор, такимиобращениями,подчеркиваетнациональнуюособенностьлюбимой женщины.Так синьорапоявляетсяв цикле стиховоб Италии. Панна– некая возлюбленнаядавно ушедшеймолодости.
Вчетвертойподгруппе вроли обращенийиспользуютсясказочныеперсонажи. Этонебольшаяподгруппа,всего три примераи довольно-такиоднообразная:всего два персонажа– царевна ицарица.
Царица!Я плене тобою!
(Клеопатра16 дек. 1907 года)
и
Прости,царевна.Путь мой долог.
(Так окрыленно,так напевнооктябрь 1906 года)
и
И я сказал:«Смотри, царевна,»
Ты будешьплакать обомне!
(Так окрыленно,так напевнооктябрь 1906 года)
Дляобозначениягероини поэтнаходит всеновые и новыеимена и определения.Это еще одинвариант обозначениягероини, которыйприближаетнас к познаниюее сущности.
Какпишет Н.А. Кожевникова:«Диапазон ихочень широк– от Купина доподруга желанная.Вл. Соловьевгораздо скупеев этом отношении.У него в подобныхситуацияхпоявляетсядва обозначения– либо царицамоя, либо друг.»(11,стр.155)
Такимобразом, можносказать, чтообраз царицы-царевныявляется достаточнотрадиционнымдля символистови Блок если незаимствуетего у предшественников,то отдает даньтрадиции.
Пятаяи последняяподгруппа впервой группе(обращение кженщине) содержитв себе именасобственныев роли обращений.Это достаточномногочисленнаяподгруппа,состоящая из15 примеров иочень разнообразная.В данной подгруппеможно выделитьтри стилистическиеразновидностиобращения:
Во-первых,одиночныеобращения:
Не пой, нетребуй, Маргарита,
В мое ты сердцене гляди…
(Маргарита23 марта 1905 года)
или
Вон о тойзвезде далекой,
Мэри,спой.
(Мэри. 17 июля1908 года.)
или
О, Кармен,мне печальнои дивно,
(Ты как отзвукзабытого гимна…28 марта 1914 года)
Во-вторыхобращения-повторения:
Анна, Анна,сладко ль спатьв могиле ?
(Шаги Командора.Сентябрь 1910 –февраль 1912 годов)
или
Магдалина!Магдалина!
(Из хрустальноготумана… 6 октября1909 года)
или
Кричу: «эй,Фекла! Фекла!»
(Над озером1907 года)
Ив-третьих, всоставе риторическиевосклицанияи риторическийвопрос:
О, где ты,Беатриче?
(Песнь ада.31 октября 1909 года)
или
Валентина,звезда, мечтанье!
(Три послания.Февраль 1910 года)
Вданной подгруппемы выделилитри стилистистическиефункции обращений.Данные функции,несомненно,оказываютвлияние насоздание образагероини и особымобразом характеризуетее. Но основнымв созданииобраза выступаетсамо имя, которымнаделена героиня,ибо выбор егоне случаен.Здесь Блокопирается наобразы мифологиии культуры.Христианскаямифологиядополняетсялитературнымиобразами. «Кругисточников,из которыхчерпаютсясоответствияизображаемыхсюжетов и лиц,стремитсярасширитьсядо размероввсей европейскойкультуры внаиболее важныхее проявлениях.Почерпнутыеиз различныхисточников,литературныеи мифологическиеобразы многократноварьируют одини тот же кругмотивов. Так,серия женскихобразов – Беатриче,Линор, ДоннаАнна, Офелия,Маргарита –связана мотивомпервой любви.Многочисленныеженские образылитературногопроисхожденияотчасти компенсируютотсутствиеединого женскогообраза, отчастидополняют сериюженских образов,мелькающихв различныхстихотворениях.»(11 стр. 202)
Мужскиеобразы в ролиобращений
2 Группа– обращениек мужчине (герою).
В даннойгруппе можновыделить четыреподгруппы:
обращенияпо степениродства:
сын
брат
друг,товарищ, читатель
обращениек любимомумужчине
обращениепо возрастномупризнаку
обращениепо ремеслу ипрофессиональнымкачествам
обращениек неопределеннымобъектам
Рассмотримпервую подгруппу.В ней можновыделить четыреподтипа:
Первыйподтип –обращение ксыну. Этот подтиппредставленсемью примерами.Эти примерыможно разделитьна две группы,т.к. обращенияв данном подтипеимеют всегодве стилистическиефункции:
прямоеобращение:
Гадай, дитя,по картам ночи..
(Болотистым,пустыннымлугом… октябрь1912 года)
или
Мой сын,ты в жизни былсилен:
(Сон 20 июля1910 года)
или
«Святоймученик, дитятко,представился…»
(Темная,бледно-зеленая23 ноября 1903 года.)
или
Закрой глазки,мой мальчиксонненький.
(темная,бледно-зеленая23 ноября 1903 года.)
риторическоеобращение:
О, если б знали,дети,вы
Холод и мракгрядущих дней!
(Голос из хора1910-1914 года)
или
Сын, милый,где ты ? – Тишина
(Я насадилмой светлыйрай апрель 1907года)
Извыше приведенныхпримеров видно,что у авторадостаточнотрепетноеотношение ксыну. Несмотряна то, что никакойособеннойстилистическойфункцией обращенияне наделены.Она, авторскаяоценка, выражаетсяпосредствомвыбора самогообращения, аих синонимическийряд очень широк(дети, дитя, дитятко,мой сын, моймальчик сонненький).
Второйподтип –обращение кбрату. Этотподтип представленвсего однимпримером.
Милый брат!Завечерело.
Чуть слышныколокола.
(Голос изхора. 13 января1906 года)
Эториторическоеобращение. Онаслужит не столькодля называнияадресата речи,сколько длятого, чтобывыразить отношениек данному объекту,дать его характеристику,усилить выразительностьречи. Данноеобращениеявляетсяраспространенным,существительноебратраспространеносогласованнымопределениеммилый.
По-моему,и стилистическаяфункция ираспространениенаправленына то, чтобыпоказать отношениеавтора к объектуобращения. Какмы видим изпримера, характерэтих отношенийдостаточнотеплый.
Третийподтип –обращение кдругу – товарищу.Это достаточномногочисленныйподтип, состоящийиз 20 обращений.Но стилистическиефункции всегодве. Большеполовины обращенийприходитсяна первуюстилистическуюфункцию прямоеобращение:
За окном,как тогда огоньки
Милый друг,мы с тобой старики..
(Мы забыты,одни на земле…19 октября 1913 года)
или
Только стены,да книги, дадни
Милый другмой, привычныони.
(Мы забыты,одни на земле…19 октября 1913 года)
или
И ты,мой друг,
Терпи и спи.
(Вспомниля старую сказку…октябрь 1913 года)
Вовсех выше приведенныхпримерах, мывидим, что обращениераспространено.Распространеноразличнымиспособами тосогласованнымопределениеммилый, то притяжательнымместоимениеммой, то и тем идругим вместе.Распространяяобращения,автор показываетнам свое отношениек другу, нохарактеристикиего как таковойне дает.
Рассмотримдругие примерыпрямого обращения:
С тобою, другмой скромный.
(Осенний день1 января 1909 года.)
или
Уходи и ты.Довольно
Ты терпел,несчастныйдруг.
(Пляски смерти19 февраля 1912 года)
или
Приходи комне, товарищ.
(Как свершилось,как случилось!..
19 декабря1915 года )
Вданных примерахавтор даетхарактеристикутому субъекту,к которомуобращается.Здесь мы видимобразы разныхдрузей илиразные граниобраза-друга.На данных примерахлегко можнопроследитьэволюцию другаот скромного,несчастного,усталого мыприходим кхолодному икстати ничемне распространенномуобращению –товарищ.
Втораястилистическаяфункция данногоподтипа –риторическоеобращение, ,которое можетвходить в составриторическоговопроса. Здесьмы тоже встречаемразнообразныехарактеристикидруга:
Милый друг!
(Милый друг!Ты юною душою…8 февраля 1899 года)
Мятежный!
(Ты в комнатеодин сидишь…март 1909 года)
Безумныйдруг !
(Ты жил один!Друзей ты неискал… 26 августа1914 года)
Мой бедный,мой далекийдруг!
(Ты жил один!Друзей ты неискал… 26 декабря1912 года)
Вту же группуможно отнестии такие обращениякак:
Читательи друг!
(Поэты. 24 июля1908 года.)
и
Нет, милыйчитатель,мой критикслепой!
(Поэты. 24 июля1908 года.)
Изэтих примероввидно, что друг– это в то жевремя и читательи критик. И обаони: и читатель,и критик оченьдороги и милыавтору, а восклицательнаяинтонацияпредложенияеще больше этоподчеркивает.
Четвертыйподтип –обращение клюбимому состоитиз 10 примерови содержит всебе 3 стилистическиеразновидности.Несомненно,здесь имеетместо быть прямое обращение:
Мой милый,будь смелым
И будешь сомной.
(Мой милыйбудь смелым…январь 1904 года)
или
Мой любимый,мой князь, мойжених,
Ты печаленв цветистомлугу.
(Мой любимый,мой князь, мойжених… 26 марта1904 года)
Особенностьюданного подтипаявляется то,что обращенияк любимомуведутся отразных лиц,т.е. от лица женщиныи от лица мужчины.Вышеприведенныепримеры ведутсяот лица женщины,т.е. автор перевоплощаетсяв женщину, стараясьвникнуть в еепсихологию,и показываетнаш мир ее глазами.И это ему удается.
Нотакже, в лирикеБлока имеютсяпримеры обращенияк любимому отлица мужчины.
Если будешь,мой любимый,
Счастливс девушкойдругой…
(Утихаетсветлый ветер…21 августа 1905 года)
Следующаястилистическаяразновидность– риторическиеобращения:
О, любимый,мы не одни!
О, несчастный,гаси огни!
(Черная кровь.Октябрь 1909 года)
или
«Ты думаешь,милый,нас двое?
Напрасно:смотри, оглянись…»
(Жизни моегоприятеля 30 декабря1913 года)
Присутствуюти обращения– повторения:
Вот я с тобою,мой милый,мой милый…
(Перстень– страданье30 октября 1905 года)
и
Милый рыцарь,я стройна
Милый рыцарь,снежной кровью
Я была тебеверна.
(На снежномкостре 13 января1907 года)
Вообще,нужно сказать,что образ любимогои возлюбленногоочень размыти неопределен.Он характеризуетсятакими прилагательнымикак милый, любимыйи только иногдаон конкретизируется;милый рыцарь,мой князь, мойжених.
Совершенноне употребляютсяимена собственныеи вообще он неимеет никакогоимени:
Нет именитебе, мойдальний
(Нет именитебе, мой дальнийоктябрь 1906 года)
Непонятно,какой он национальности,какого звания,и какого возраста,известно лишь,что он юный:
И ты, мойюный, мой печальный,
(31 декабря1900 года)
Врезультатеможно сказать,что образ герояочень загадочныйи таинственный.О том, что оночень близоки дорог говорящему(или говорящий),свидетельствуетбесконечноповторяющеесяпритяжательноеместоимение«мой», но болееподробнойхарактеристикимы не находим.
Рассмотримвторую подгруппу– обращениепо возрастномупризнаку. Онасостоит из двухпримеров, совершеннопротивоположныхдруг другу попризнаку и постилистическойокраске.
Старик,терпи
Тяжкий недуг.
(Вспомниля старую сказку…октябрь 1913 года)
и
Эй, малый,взгляни мнев оконце!
(окна во двороктябрь 1906 года)
Обаобращенияодиночные,ничем не распространены.Их целью являетсяпривлечениевнимания ксобеседнику.Но если первоеобращениенейтральное,то второе имеетразговорнуюокраску.
Третьяподгруппасодержит в себеобращение поремесленными профессиональнымкачествам. Этонебольшаяподгруппасостоит из 5примеров. Здесь,как и в предыдущихподгруппахэтой группы,мы встречаемриторическоеобращение, ктому же этоединственнаястилистическаяразновидностьданной подгруппы:
Сегодня тына тройке звонкой
Летишь, богач,гусар,поэт,
(Сегодня тына тройке звонкой…6 августа 1910 года)
или
Тащитесь,траурные клячи!
Актеры,правьте ремесло!
(Балаган.Ноябрь 1906 года)
или
И не успетьпрочесть отходной
Тебе,пузатыйиерей!
(тропамитайными, ночными…3 июля 1907 года)
или
Что, хозяин,раздумалсяты?
(Соловьиныйсад 1915 год)
или
Сладко льспать тебе,матрос?
(Позднейосенью из гавани…14 ноября 1909 года)
Всеобращения вданной подгруппеодиночные,ничем не распространены,за исключениемобращенияпузатый иерей.Здесь очевиднаэкспрессияи авторскаяирония, можетбыть, легкоепрезрение.
Ипоследняя,четвертаяподгруппаданной группы,состоящая изобращений копределенномуобъекту. Подгруппасостоит из трехпримеров, дваиз которыхпредставляютсобой риторическоеобращение:
Ты право,пьяноечудовище!
Я знаю: истинав вине.
(Незнакомка24 апреля 1906 года)
и
Вот толькозамучит,проклятый,
Ни в чем неповинных ребят.
(Друзьям 24июля 1908 года)
Атретье – прямое,одиночноеобращение:
Бегу. Пусти,проклятый,прочь!
(Заклятиеогнем и мраком26 октября 1907 года)
Вданных примерахочень хорошопрослеживаетсяавторскаяэмоциональнаяоценка и даженекотораяхарактеристикагероя (наполненнаянегативнымотношениемк нему), хотясам герой остаетсядля нас неизвестными вообще непонятно,к кому направленоэто обращение;может быть ксамому себе? В последнихдвух примерахэто особеннозаметно, т.к.автор используетобращение –метонимию.
Первыйпример такжеочень интересен,здесь мы встречаемобращение –метафору, метафорупо - внешнемувиду. С однойстороны авторпоказываетсобеседникачудовищем, чтоговорит о негативномотношенииавтора, а с другойзаявляет: «тыправо, истинав вине.» Впрочем,такое противоречиедостаточнохарактернодля поэтикиБлока, и рассмотревданную группу,мы в этом убедились.
Неодушевленныеобразы в ролиобращений
Рассмотримтретью группу,которая в своюочередь делитсяна три тематическиеподгруппы:
сердце
душа
жизнь
Этотрадиционныеобразы символы,которые передаютпредставлениео мире данногоавтора. «В тоже время сфераупотреблениятрадиционныхмотивов и образныхпараллелейв значительноймере видоизменена.Образные параллели,характеризующиемир как таковой,передвигаютсяв иные сферыизображения,приобретаяуниверсальныйхарактер.Центральный,обобщающийсяобраз дробитсяна серию своихподобий, отнесеннымк более частными конкретнымпроявлениямжизни. Частнымявлениям, предметам,чувствам и т.п.приписываетсяобщее имя.»(11,стр. 315)
Этотпринцип прослеживаетсяв творчестверазных поэтов,в том числе иу Блока. Такразвиваетсяобраз сердца,заключенногов темницу:
В хмельнойи злой своейтемнице
Заночевало,сердце,ты
(Заклятиеогнем и мраком8 ноября 1907 года)
или
Дышит утров окошко твое,
Вдохновенноесердцемое,
(Дышит утров окошко твое…5 августа 1899 года)
Крометого, эти образыолицетворяютсяи уподобляютсячеловеку. Блокприписываетим человеческиесвойства.
Плачь, сердце,плачь…
(на поле Куликовом7 июня 1908 года)
или
Душа!Когда устанешьверить?
(Душа! Когдаустанешь верить?26 марта 1908 года)
или
Заночевало,сердце,ты
(Душа! Когдаустанешь верить?26 марта 1908 года)
Нужносказать, чтоу Блока образсердца и образдуши оченьтесно переплетаетсямежду собой,соединяясьи перевоплощаясьдруг в друга.Создаетсявпечатление,что душа находитсяв сердце. И пофункциям ониприравниваютсядруг к другу.
Например: Сердце,замолчи.
(Заклятиеогнем и мраком1 ноября 1907 года)
и
Молчи, душа.Не мучь, не трогай
(СиенскийСобор. июль1909 года)
или
О, глупоесердце,
Смеющийсямальчик,
Когда перестанешьты биться?
(Осенняялюбовь 3 октября1907 года)
и
Душа!Когда устанешьверить!
(Осенняялюбовь 3 октября1907 года)
Ноесли говоритьо каждом образев отдельности,то тоже можнонайти многоинтересныхособенностей.
Образсердца. В основномэто прямое,одиночноеобращение
О, сердце,сколько тылюбило.
(Благословляювсе что было12 января 1912 года)
Ноесть и другие,например, обращения– метафоры.
Все б тебежелать, веселья?
Сердце, золотомое!
(Благословляювсе, что было7 декабря 1908 года)
или
О, глупоесердце,
Смеющийсямальчик,
Когда перестанешьты биться ?
(Благословляювсе, что было7 декабря 1908 года)
или
Верь лишьмне, ночноесердце,
Я – поэт
(В углу дивана9 января 1907 года)
Впервом примересердце сравниваетсяс золотом, вэтом проявляетсято, как автордорожит им, какон его ценит,подчеркиваетсянеобходимостьи важностьданного образа.Этому же способствуети притяжательноеместоимение«мое», котороеподчеркиваетблизость говорящегои объекта обращения.
Вдвух другихпримерах диаметральнопротивоположнаяситуация. Здесьчувствуетсяотдаленностьи разобщенностьчеловека исердца другот друга. В одномслучае этопроявляетсяв обращении«смеющийсямальчик», а вдругом выражаетсячерез эпитет«ночное». Ночноесердце авторотделяет отдневного иговорит так,как будто этодва разныхобъекта.
Благодарятаким обращениям– метафораммы видим, насколькоразнообразени многообразенэтот образ икаким видитего автор.
Образдуши. Характеристикаэтого образасоздастся засчет распространителей– эпитетов,т.к. преобладаютраспространенныеобращения.
Прости, крылатыйдух!
Лети, бессмертныйдух!
(Покойникспать ложится..3 февраля 1909 года)
и
Весь я – память,весь я – слух,
Ты со мной,печальныйдух.
(Через 12 летиюль 1909 года)
и
А ты, душа,усталая, глухая,
О счастиитвердишь, - которыйраз?
(Миры летят.Года летят.Пустая…. 2 июня1912 года)
Оченьинтересенпоследнийэпитет (душаусталая, глухая)
Сфераупотребленияэпитета глухойпрактическиравна всемуизображаемомумиру. Эпитетглухой характеризуети конкретныепредметы, иявления внешнегомира, и внутреннесостояниечеловека, егодушу.
Такимобразом, духу Блока с однойстороны характеризуетсякак нечто эффимерное(крылатый,бессмертный),а с другой стороныприобретаетчеловеческиесвойства (печальный,усталый).
Обращенияк жизни. Этоочень маленькаягруппа, всеготри примера.
Во-первых,риторическоеобращение,которое придаетутвердительныйхарактер:
Узнаю тебя,жизнь!Принимаю!
И приветствуюзвоном щита!
(Заклятиеогнем и мраком24 октября 1907 года)
Во-вторыхобращение,образующеев тексте синтаксическиепараллелизм:
Ты ли, жизнь,мою горницускудную
Убираластепным ковылем!
Ты ли, жизнь,мою соль непробудную
Зеленымотравлялавином!
(Опустись,занавескалинялая… 30 декабря1908 года)
В-третьих,обращение-метафора:
Сгинь, цыганскаяжизнь небывалая,
(Опустись,занавескалинялая… 30 декабря1908 года)
Врезультатеперед намипредстают дверазличныеавторскиехарактеристикиданного образа.
Впервом примереочень яркаяутвердительнаяоценка. В последнемпримере явноотрицательная,причем, отрицаетсяжизнь цыганская,т.е. кочевая,бродячая, общинная.
Вовтором же примеремы видим неотрицательноеи не утвердительное,а как бы вопросительноеотношение кжизни, об этомсвидетельствуетвопросительнаячастица ли и синтаксическийпараллелизм,образованныйобращением
Рассмотримчетвертуюгруппу – обращениек высшим силам.
Блокв своей лирикеобращаетсяк трем существамиз высших сил– это Бог, Святаяи Ангел. Приобращении кБогу, а именнок нему авторбольше всегообращается,в основномиспользуютсяархаическиеобращения:
Ты дремлешь,боже,на иконе,
В дыму кадильницголубых.
(О жизни, догоревшейв хоре… ноябрь1906 года)
или
Помилуй,боже,ночные души!
(Я жду призыва,жду ответа…7 июля 1901 года)
Интересно,что само обращениеупотребляетсякак одиночноеи пишется смаленькойбуквы. Происходиткак бы снижениедонного обращения.
Обращения– повторы:
Те, кто достойней,боже, боже,
Да зрят царствиетвое!
(Рожденныев годы глухие…8 сентября 1914 года)
Повторомвыражаетсяэкспрессивнаяоценка; в повтореотражаетсякрик души, пикэмоций, и всеэто еще большеусугубляетсявосклицательнойинтонациейпредложения.
Этосвое состояниеавтор выражаети другими средствами:используетриторическоеобращение,называет Богапо имени, архаическиеформы:
Христос!Родной просторпечален!
(осенняялюбовь 3 октября1907 года)
или
И вскрикну:«Бог!Конец пустыне!»
(НевидимомуБогу 22 сентября1899 года)
или
ГосподиБоже! Ужутро клубится,
(Перстень– страдание.30 октября 1905 года)
Оченьинтересныобращения кСвятой, и оченьразнообразны.Здесь нет прямыхобращений, вовсех примерахчувствуетсяавторскаяоценка и характеристика.
Иногдаавтор так иназывает ееСвятая илиБогоматерь:
О, Святая,как ласковысвечи,
Как отраднытвои черты!
(Вхожу я втемные храмы…25 октября 1902 года)
и
Я хочу внезапновыйти
И воскликнуть:«Богоматерь!»
(Ты проходишьбез улыбки…16 апреля 1905 года)
Во-первых,обратим внимание,что обращенияс заглавнойбуквы, как признакуважения, почитанияи, наверное,любви.
Во-вторых,везде восклицательныеинтонации,придающиеторжественностьобращению.
Ив-третьих,использованиечастицы О, котораяпомогает выразитьсвое почтениеи преклонениеперед даннымобъектом обращения.
Иногдаавтор не обращаетсяпрямо, а используетперифраз илиповтор:
Ты, Держащаяморе и сушу
Неподвижнотонкой рукой!
(Вступление16 апреля 1905 года)
и
Я узнал тебя,мой верныйдруг,
Тебя, Хранительница– Дева.
(Любил я нежныеслова… 18 октября1902 года)
Посредствомтаких приемов,автор даетболее подробнуюи детальнуюхарактеристикуобъекту обращения,выражает своеотношение кнему.
Третьяфигура – ангел.У Блока мы встречаемдва ангела:хранителя ипадшего, 2 противоположныхобраза, но кобоим одинаковоеотношение.Может бытьчуточку болееблизкое к первому,но в то же времяи неотрицательноеко второму
Люблю тебя,Ангел-Хранительво мгле.
(Ангел-Хранитель17 августа 1906 года)
и
Падший ангел,был я встречен
В стане их,как юный бог.
(Как свершилось,как случилось…19 декабря 1913 года)
Итак,рассмотревданную группу,мы видим, чтопотусторонниймир, в глазахБлока представлентремя персонажами(Бог, Святая,Ангел), но всеони объединяютсяодной миссией:поддержка испасение.
Рассмотримпятую группу– обращениек России. Этагруппа состоитиз десяти примеров.Стилистическихразновидностейобращений немного (всегодва: прямое ириторическое),зато сами обращенияочень разнообразны.
Так,есть обращения,построенныепо схеме: притяжательноеместоимениемоя + собственнообращение.
Например:
Да, и такой,моя Россия,
Ты всех краевдороже мне.
(Грешитьбесстыдно,непробудно…26 августа 1914 года)
и
А ты все таже, моястрана.
(Коршун 22 марта1916 года)
Иногдапоэт используетдревнюю формуназвания страны:
И в тайне –ты почиешьРусь.
(Русь. 24 сентября1906 года)
и
Не в богатомпокоишься гробе
Ты, убогаяфинская Русь!
(Новая Америка.12 декабря 1913 года)
Впоследнемпример мы ужевидим характеристикуРуси, убогая.Эту черту –убогая, нищая– он очень частоиспользуетпри обращениик Родине.
Россия, нищаяРоссия,
(Россия. 18 октября1908 года)
Нонесмотря нато, что она убогаяи нищая, в некоторыхстихотворенияхнаблюдаетсясближениеРоссии и поэта:
Русь моя,жизнь моя,
Вместе линам маяться?
(Русь моя,жизнь моя, вместели нам маяться…28 февраля 1910 года)
или
Ты стоишьпод метелицейдикой,
Роковая,родная страна.
(новая Америка122 декабря 1913 года)
Вболее позднихстихах параллельпоет – Русьвытесняетсяпараллельюродина – женщина
Но не страшен,невеста,Россия,
Голос каменныхпесен твоих!
(Новая Америка12 декабря 1913 года)
или
О, Русьмоя! Жена моя!
(на поле Куликовом7 июня 1908 года)
или
О, нищаямоя страна,
Что ты длясердца значишь?
О беднаямоя жена,
О чем ты горькоплачешь?
(Осенний день1 января 1909 года)
Итак,мы видим, чтоавтор даетсвоей родинеочень разнообразныехарактеристики.Он показываети реальныечерты (убогая,нищая) и в тоже время выражаетсвою любовьк ней, олицетворяяее в образежены, невестыи даже своейжизни.
Рассмотримшестую группу– обращениек явлениямприроды. Этонебольшаягруппа состоящаяиз десяти обращений.
Какправило, всеобращенияупотребляютсяс восклицательнойинтонацией,можно отметитьих повышеннуюэкспрессию.Среди них естьпрямые обращения:
Комета!Я прочел в светилах
Все повестьраннюю твою.
(Твое лицобледней, чембыло… март1906 года)
или
Звезда,ушедшая отмира.
Ты над равниной– вдалеке…
(Я был смущенныйи веселый. Декабрь1906 года)
Как видноиз примера,автор обращаетсяк образам космоса,но кроме нихможно выделитьв его лирикееще один образ– образ зари.Этот образ всвою очередьделится на двасовершенноразличныхприродныхявления (закати рассвет)
Тихое, долгое,красное зарево.
(Русь моя,жизнь моя, вместель нам маяться?28 февраля 1910 года)
или
В вас ли доброетаится,
Красныймесяц, тихийшум?
(В день холодный,в день осенний.12 мая 1901 года)
или
Гасни, гаснисвет, пролейсямгла
(Шлейф, забрызганныйзвездами…сентябрь 1906 года)
В этих примерахуже автор употребляетобращения –метафоры. Метафорапо цвету. Исключениесоставляетобращение –красный месяц– это обращение,наверное, можноотнести кфольклорным.
Необходимоотметить ещеодну интереснуюособенность:одно и тожесуществительное«мгла» служитдля созданиядвух различныхобразов.
Гасни, гаснисвет, пролейсямгла.
(Шлейф, забрызганныйзвездами…сентябрь 1906 года)
и
Встань,огнедышащаямгла!
Взметнисвой огнедышащийпрах!
(Сердце преданометели. 13 января1907 года)
В первомслучае создаетсяобраз ночи,мгла в значениитемнота.
Аво втором случае,создается образвьюги, пурги,метели
Мырассмотрели,к каким небеснымобразам обращаетсяБлок, но в еголирике присутствуютобращения ик земным явлениямприроды:
Вейся, легкий,вейся пламень,
Взвивайсявокруг креста
(На снежномкостре. 13 января1907 года)
и
Дай вздохнуть,помедли, радибога,
Не хрусти,песок!
(Ветер стих…август 1914 года)
В этой группеобращениявоссоздаютдостаточнополную картинумира данногоавтора. Мы виделитечение времениот заката черезночь к рассвету.Мы видим космическийи земной мирвоплощенныйв образах кометыи пламени, звездыи песка.
Рассмотримседьмую группу– обращениек предметамнеживой природы.
Этаочень маленькаягруппа, состоящаяиз семи примеров,причем все ониочень разные,так, что нельзяпровести никакоготиповогоразграничения.В основном, этобудут символы– маска, гармоника,кровь и т.д.
Возврати,мне, маска,душу,
Горе светлоемое!
(Смятения.13 января 1907 года)
и
Гармоника,гармоника!
Эй, пой, визжии жги!
(Заклятиеогнем и мраком9 ноября 1907 года)
и
О, красныйпарус
В зеленойдали!
(Венеция. 9мая 1919 года)
и
Молчите,проклятыекниги!
(Друзьям 24июля 1908 года)
и
Зачем же вясный час торжеств
Ты злишься,мой смычоквизгливый,
(Голоса скрипокфевраль 1910 года)
Каквидно их примеров,в данной группеприсутствуютдва типа обращений:одиночные ираспространенные.Но оба они работаютна созданиеопределенногонастроения,присущего всейгруппе в целом.Настроениененависти,неприятия,озлобленности.Это настроениесоздается засчет восклицательнойинтонации ислов с повелительнымнаклонением.У одиночныхобращенийсловами (визжии жги, хлынь,обагри снега)и эпитетов,присутствующиху распространенныхобращений:таких как проклятые,визгливый.
Извыше приведенныхпримеров видно,что автор, олицетворяетпредметы неживойприроды и наделяетих негативнойоценкой, выражаяту враждебность,которую онвидит в окружающеммире. Создаетсятакое впечатление,что поэзия этосвое рода защитаот опасностейвнешнего мира.
Обратимсяк следующей,восьмой, группе,где в роли обращенийвыступают словас абстрактнымзначением. Вданной группеможно выделитьпять небольшихподгрупп,различающихсямежду собойтематически.
Перваяподгруппа –обращение кмечте.
Иногдаэто прямое,одиночноеобращение
Мечта!Что жизни сонглухой?
(Всю жизньждала. Усталаждать… 13 января1908 года)
Иногда это распространенноеобращение:
Ломайтесь,тайте и умрите,
Созданьяхрупкие мечты.
(Сусальныйангел. Январь1903 года)
Дляраспространенияавтор используетметафорическийэпитет – хрупкие.В результатеабстрактныйобраз наделяетсячертами конкретногопредмета изреального мира.Т.о., происходиткак бы снижениеабстрактностиданного образа.Он приобретаетсвойства конкретногопредмета и темсамым конкретизируетсясам.
Ив ту же группуможно отнестиследующееобращенее:
О, сон мой!Я новое вижу,
Вбреду поцелуевтвоих
(Демон 19 апреля1910 года)
Таккак сон тожесвоего родамечта, некоевидение, котороеможет никогдаи не сбыться.Причем слово«сон» здесь,наверное, употребленов метафорическомзначении, ибоиз контекставидно, что авторобращаетсяк некому видению.
Втораяподгруппа– обращениек любви.
Я знал Тебя,Любовь!
(ВладимируБестужеву 23марта 1912 года)
и
Как с жизньюстрастной я,мудрый царь,
СочетаюТебя, Любовь?
(Стою у власти,душой одинок)
Вобоих случаях– это риторическоеобращение, т.е.автор стремитсявыделить этотобраз и показатьсове отношениек нему. Интересно,что оба обращенияпостроены поодной схеме:употребленоличное местоимение(ты) и само обращение,причем обакомпонентас заглавнойбуквы. Создаетсясразу образмолодой девушки,может бытьбогини, к которойавтор испытываетуважение ипочитание.
Третьяподгруппа –обращения ктоске, печали.
О, тоска!Через тысячулет
Мы не сможемизмерить души:
(Есть игра:осторожновойти… 18 декабря1913 года)
и
О, безвыходностьпечали,
Знаю тебянаизусть!
(Флоренция.Июль 1909 года)
Данныеобращения оченьпохожи; оба всоставе риторическоговосклицания,в обоих случаях используетсяв препозициичастица О. Иблагодарятакому строению,обращение ктоске превращаетсяв крик души, вмольбу о помощи,о спасении.
Четвертаяподгруппа– обращенияс временнымзначением.
О, страшныйчас, когдаона,
Читая поруке Цуниги,
(Бушует снежнаявесна… 8 марта1914 года)
и
Испепеляющиегоды!
Безумья льв вас, надеждыль весть?
(Рожденнаяв года глухие…8 сентября 1914 года)
Нампредставленыдва образа:час, как некийкороткий миги годы, наоборот,представляющиеогромный промежутоквремени, которыйуже осталсяпозади. Обаобраза наделеныособыми свойствами,они имеют власть,они воздействуютна судьбы людей– этот подтексточень мягковыражен враспространителях,так как обаобращенияраспространеныметафорическимиэпитетами.
И,наконец, пятаяподгруппаданной группы.Здесь авторобращаетсяк разным объектам.Как правило,это образысимволы:
Грозись,грозись надголовою,
Звезды ужаснойкрасота!
(Комета. Сентябрь1910 года)
и
И склоняюсья тайно недаром
Пред тобой,молчаливаяложь!
(В эти желтыедни меж домами…6 октября 1909 года)
Впервом примермы видит оксюморон,основанныйна сочетанииантонимов.Используя такойприем, авторпоказываетсложность,двойственностьи противоречивостьданного объектаобращения.
Аво втором примере,олицетворяяабстрактныйобраз, авторзатрагиваеточень интереснуюи важную, нанаш взгляд,тему. Его пугаетне ложь какобман, какпредательство,а ложь содержащаясяв молчании, вутаении чего-либо,когда с однойстороны обманакак таковогонет, но и правдатоже не сказана.
Рассмотревданную группуобращений, мывидим, что тематикаих очень разнообразна,что все ониявляются некимиабстрактнымиобразами, онавтор различнымиспособамипытается ихолицетворитьи уконкретить.И это происходитне случайно,ведь с даннымипонятиями мывстречаемсяочень частов нашей реальнойжизни. Мечта,любовь, красота,тоска – этосуществуетв жизни каждогочеловека, ипоэтому современем внашем сознанииони как бы становятсяболее реальнымии конкретными.
Обратимсяк последней,девятой группе,где городавыступают вроли обращений.Это самая маленькаягруппа, состоитиз трех примеров.
Я вычеркнутьимел бы право
Сырой притонтоски
Искуки, мрачнаяВаршава!
(Когдамы встретилисьс тобой… 1910-1914 года)
Эториторическоеобращение,распространенноеэпитетом мрачная,с помощью которогои создаетсяобраз данногогорода. Здесьприлагательноемрачнаяупотребленов значениигрязная, порочная.И, конечно, оченьчетко прослеживаетсяавторскоенегативноеотношение.
Двадругих примерапредставляютсобой обращения– метафоры,построенныена основе сравнения.В первом случаегород сравниваетсяс младенцем:
Ты, как младенец,спишь, Равенна,
У соннойвечности вруках.
(Равенна. Май,Июль 1909 года)
Аво втором случаес цветком:
Флоренция,ты ирис нежный;
(Флоренция.Июль 1909 года)
Метафорыпозволяютавтору создатьболее полныйи более глубокийобраз города,который он такполюбил.
Егометафоры врядли построенына внешнемсходстве, скореевсего в основеих лежат личныевпечатления.
Итак,рассмотревэту группу, мывидим, что несмотряна то, что авторн так частоиспользуетгорода в качествеобъектов обращения,очень четковыражены дваполярных мнения;скорее всего,это мнениескладывалосьн столько извнешнего обликаданного города,сколько изсобытий и моментовв своей жизни,которые авторпереживал вданных городах.Естественно,если это быласчастливаяпора, то о городе,который былсвидетелемэтого счастья,останется самоеблагоприятноеи радужноевпечатление,а если наоборот,то и город будетмрачным, какВаршава. В общемв данных обращенияхмы видим нестолько города,сколько самогоавтора.
Мырассмотрелитворчестводанного автораи обнаружилиочень богатыйматериал дляанализа. Оказалось,что Блок достаточночасто прибегаетк приему обращения.Он используетобращения нетолько по ихпрямому назначению,называниеадресата, нои наделяет ихспецифическимистилистическимифункциями,посредствомкоторых даетхарактеристикуобъекту обращения.
Все многообразиеблоковскихобращений мыразделил надевять тематическихгрупп. Срединих наиболеемногочисленнойявляется перваягруппа – обращениек женщине. Кженщине поэтобращяетсячаще всего. Ноне только частотностьупотребленияхарактеризуетданною группу,эта группанаиболееразнообразнаяс точки зрениястилистическихразновидностей.Мы встречаемздесь и прямоеобращение, т.е.нейтральноес точки зрениястилистическойокраски, иобращения-метафоры,и обращения-перифразы,обращение-иронию,обращения-повторенияи риторическиеобращения. Витоге можносказать, чтоженщина занимаетведущее местов душе данногопоэта. Именноее образ и еечерты привлекаюти интересуютБлока. И этонеслучайно,так как именноженщина сопровождаетего на протяжениивсей жизни. Вдетстве этомама и няня,позднее сестраи подруги, затемлюбимая женщинаи жена.
Мужскиеобразы, а вследствиеэтого и обращенияк мужчинам,которые мырассматриваемво второй группе,встречаютсясравнительнореже. В основномэто обращенияк сыну и другу,есть конечнои другие объектыобращений, ноони очень редкии малочисленны.В данной группемы уже не встречаемтого многообразиястилистическихразновидностей,которые наблюдалипри обращениик женщине. Здесьпреобладаютпрямое и риторическоеобращение.Встречаютсяконечно и метафоры,и повторы, ноони скорееисключение,чем правило.
Эти двегруппы наиболееобъемные иразнообразные.Остальныенамного меньшепо численностии менее разнообразныстилистически,поэтому, в даннойработе они всеобъединеныв одну главу.В ней преобладаюттри стилистическиеразновидности– это прямоеобращение,риторическоеи обращения-метафоры.Такое однообразиестилистическихфункций связановероятно с тем,что сами слова-обращенияочень разнообразныи очень значимы.Чаще всего мыимеем дело ссимволами. Даи сам авторскийвыбор того илииного слова,использованногов обращении,позволяет нампонять и авторскуюоценку, и авторскуюхарактеристику,направленнуюна объект обращения.
Необходимоотметить, чтоБлок оченьредко используетпри обращенииимена собственные.В обращенияхк женщине мывстречаемтолько именаперсонажеймифологии имировойлитературы.При обращениик мужчинам Блоквообще не используетимен собственных.Из всех остальныхгрупп всегодве имеют всвоем составеимена собственные– эта группаобращений кРоссии и группаобращений кгородам. Такоеположениесвидетельствуето том, что автор,обращаясь ктому или иномуобъекту, стремитсядать его максимальнуюоценку и характеристику.
К вышесказанномунеобходимодобавить то,что Блок в своихобращенияхстремится кконкретности.Он если и используетслова с абстрактнымзначением, торазличнымиспособамипытаетсяконкретизироватьих.
В.В.Бабайцева,Л.Ю. Максимов- «СовременныйРусский язык».
ч.3. Синтаксис.Пунктуация.;М., 1987 г
А.Белый«Символизм»М.: Мусагет, 1910 г
Н.С.Валгина «Синтаксиссовременногорусского языка»М.: Высш.шк.,1991 г
В.В.Виноградов«Стилистика:тория поэтическойречи. Поэтика.»М.: 1963 г.
В.В.Виноградов«Поэтикарусской литературы»,М.: Наука, 1976 г
В.Гофман«Языксимволистов».– В книге Литературноенаследство;М. 1937 г.
А.Л.Григорьев«Мифы впоэзии и прозерусских символистов»- В книге Литератураи мифологияЛ.: 1975 г.
П.А.Громов –А. Блок. Егопредшественникии современники.;М.:, Л.:1966 г.
В.И.Даль «Толковыйсловарь живоговеликорусскогоязыка», в 4 т. М.:1978-1980 г.
10. В.М. Жирмунский,«Теория литературы.Поэтика. Стилистика».Л.: Наука, 1977 г.
11. Н.А. Кожевникова«Словоупотреблениев русской поэзиинач XXвека», М.: Наука,1987 г.
12. А.Ф. Лосев«Проблемасимвола иреалитсическоеискусство»,М.: Искусство1976 г
13. Д.Е. Максимов«Поэзия и прозаА. Блока», Л.:Сов.писатель1975 г
14. Д.Е. Максимов«о спиралеобразныхформах развитиялитературы:к вопросу обэволюции А.Блока» - В книгеКультурноенаследие ДревнейРуси; М.: Наука1976 г
15. З.Г. Минц«Блок и русскийсимволизм»М.: Наука 1980 г
16. С.И. Ожегов«Словарьрусского языка»М.: 1985 г
17. Д.Э. Розенталь«Практическаястилистикарусского языка»М.: Высшая школа1987 г
18. Словарьсовременногорусскоголитературногоязыка. В 17 т. М.: ,Л.: 1950-1965 г
19. Н.К.Соколова«Слово в русскойлирике началаXX века»Воронеж: ИздательствоВГУ 1980 г
20. Н.К.Соколова«Поэтическийстрой лирикиБлока» Воронеж:ИздательствоВГУ 1984 г
21. Ю.С. Степанов«В трехмерномпространствеязыка» М.: Наука1985 г
План
Вступление…………………………………………………1-6
ГлаваI (Женскиеобразы в ролиобращений)…………….7-18
ГлаваII (Мужскиеобразы в ролиобращений)…………..19-26
ГлаваIII (Неодушевленныепонятия в ролиобращений) ………………………………………………….…………..27-42
Заключение…………………………………………………43-44
Библиография………………………………………………45-46
ЯРОСЛАВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Им К.Д.Ушинского
На степеньбакалавра
Студентки4-го курса
Дневногоотделения
ШаховойС.Е.
Научныйруководитель:
ШустинаИ.В.