Смекни!
smekni.com

Традиции Гоголя в творчестве Булгакова (стр. 10 из 25)

Легкость ассоциирования - последнее в этом ряду слагаемое одаренности. Эта способность проявляется, как нами не раз уже было отмечено, в синтезе острот, и мы остановимся на этой способности более подробно, так как остроумие, юмор являются, на наш взгляд, главной особенностью проявления личности и творческой одаренности Н.В. Гоголя и М.А.Булгакова в творческой деятельности.

Люди далеко не в одинаковой мере наделены способностью разрушить привычный автоматизм восприятия и разглядеть в "нормальных" поступках и взаимоотношениях людей нелепость и алогизм. Когда писателю удается разглядеть неожиданно нелепое и потому смешное в повседневном и давно примелькавшемся, то перед ним стоит еще задача донести это смешное до аудитории, заставить читателя также разглядеть и воспринять смешное.

Способность обнаруживать алогизмы и нелепости в окружающем вызывает удовольствие и помогает ориентироваться в мире, т.е. повышает приспособляемость к жизни в обществе. Но человек делает и следующий шаг самоотражения: ему приятно сознавать свою способность к обнаружению ошибок и нелепостей. Так создается одна из предпосылок формирования чувства юмора - вкус, желание, нацеленность ("установка") на отыскание нелепого и смешного в повседневном окружении.

"Противоположенная" способность - обнаруживать закономерности и связи в кажущемся хаосе и алогичности, т.е. там, где на первый взгляд таких связей нет, - есть предпосылка остроумия.

Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного.

Кроме того чувство юмора сочетается с самокритичным умом, с уверенностью в своих силах.

Другая предпосылка чувства юмора - способность видеть вещи под неожиданным углом зрения; эта же способность является составной частью творческого мышления.

Чувство юмора нередко сочетается с важной личностной особенностью - "раскованностью" мышления, легкостью ассоциирования без боязни нежелательных последствий. Стиль этот идет именно от внутренней раскрепощенности. Он требует и уверенности в себе, и чувства собственного достоинства, и просто умения говорить с кафедры. Но важна также способность перешагнуть через привычные рамки, сковывающие мысль, а эта способность не ограничивается одной лишь наукой. Это, скорее, свойство личности, а не только особенности мышления.

О соотношении чувства юмора и остроумия отмечал З.Фрейд, который говорил, что остроту создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора). И чувство юмора и остроумие связаны как с мышлением, так и с чувственной сферой психики. Но в остроумии эмоциональный компонент - лишь фон и побуждающий мотив, само "психическое действие" происходит в интеллектуальной сфере. А в структуре чувства юмора отношения обратные. "Психическое действие" развертывается в эмоциональной сфере и заключается в реверсировании, переходе отрицательных чувств в положительные. Мыслительные операции играют роль толчка, пусковой пружины этой реакции.

Чувство юмора рассматривается А.Н. Луком и как компонент национального характера. Исследователи творчества Н.В. Гоголя не раз объясняли особенности его юмора тем, что Гоголь вырос на Украине. Н.Г. Чернышевский писал: "В русском народе много встречается шутливых юмористов, но почти всегда их юмор едок, несмотря на свою веселость; юмор малороссов простодушнее". Эти же слова можно отнести к М.А. Булгакову-малороссу и его юмору. Здесь же мы можем найти секрет общности юмора произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.

Способность к отысканию и восприятию смешного несомненно служит одним из личностных показателей.

В качестве доказательства приведем некоторые приемы остроумия, которыми пользовались в равной мере в своих произведениях и Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков. Первый прием остроумия - ложное усиление - состоит в том, что заключительная часть высказывания по форме подтверждает или даже усиливает начальную, а по существу опровергает ее. Н.В.Гоголь так описывает лошадиного барышника на Сорочинской ярмарке: "Человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, которым одна только награда есть на земле - виселица". [14,12] Тот же прием, использованный М.А. Булгаковым в "Беге": "Эх, Киев-город, красота, Марья Константиновна! Вот так Лавра пылает на горах, а Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет! Травы, сеном пахнет, склоны, долы, на Днепре черторой! И помню, какой славный бой под Киевом, прелестный бой! Тепло было, солнышко, тепло но не жарко, Марья Константиновна. И вши, конечно, были. Вошь - вот это насекомое!" [11,115]

Второй прием остроумия - доведение до абсурда. Иногда остроумные ответы строятся на доведении до абсурда мысли собеседника: вначале соглашаясь, затем краткой оговоркой уничтожают ее.

В "Мертвых душах" немало фраз вроде следующих: "Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо". [30,228] "Такой томный и длительный поцелуй, что в продолжение его можно было легко выкурить маленькую соломенную сигарку". [30,300] И булгаковские абсурды из "Зойкиной квартиры": "Не заплатит, я тебе говорю, у нее глаза некредитоспособные... Я по себе сужу, когда я пустой, я задумчив, одолевают мысли, на социализм тянет". [17,468]

"Манюшка. Ты с ножом? Говори прямо, если с ножом...

Гандзалин. Я с ножом. Предложение делать." [17,504]

И еще один прием остроумия - сравнение по неявному признаку, когда в непохожих и несравнимых предметах выделяется неожиданное свойство, которое позволяет провести сопоставление. Гоголевский Ноздрев покупая на ярмарке "хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду..." [30,198] Интересным сравнением является обращение булгаковского героя "Зойкиной квартиры" к китайцу:

"Давай, давай! Слушай ты, Сам-Пью-Чай, смотри мне в глаза!" [17,492]

Никто не рождается остроумным, и нигде не учат остроумию. Но у некоторых людей есть способность в устной речи и в художественной литературе выделять формы выражения мысли, которыми назвали приемами остроумия. Эта работа проводится подсознательно. Остроумие - свойство психики, иногда - талант. И этим талантом в равной степени обладают оба исследуемых нами писателя - Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков.

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способнос­тей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действи­тельно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Человека творческого».

Психологи говорят, что своими знаниями об особенностях творческой личности они обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх ба­рьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, обще­принятого.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отражены в многочисленных источниках. Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе твор­ческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом субли­мации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творче­ском продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточ­ности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание фе­номену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного. Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. И так далее. [40,174]

Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творче­ской личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независи­мость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива. Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, не­ конформность оценок и суждений; 2) открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; 3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; 4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. [40,175]