Подведем итоги. Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, (или субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта) определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути. Доминирование креативности над рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени жизни. Время дороже денег, поскольку его дается человеку в обрез.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно "концентрируется на решении проблем.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу. [47,183]
Вернемся к психологическим предпосылкам творческого мышления и творческой деятельности у Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Мы указали, прежде всего, на гибкое, богатое комбинациями мышление, на умственную подвижность и определили отсюда интеллект и одаренность. Гибкость ума включает способность к вычленению существенных признаков из комплекса соподчиненных признаков и способность быстро перестраивать мышление. Творчески мыслящий человек должен владеть такими операциями, как комбинирование, варьирование, транспортирование, объединяемые обычно понятием "фантазия". Большое значение имеет способность включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание. Это требует не только гибкости ума, но одновременно и систематического образа мышления. Возможности решения проблемы должны систематически и концентрированно просматриваться. Необходимы для этого настойчивость и последовательность, что и даст возможность творческого решения.
Для творческих личностей характерно определенное "упрямство" мышления; они долго стоят на своих позициях, в то время как другие давно уже отказались или поменяли область деятельности и пути поиска решения. Они приходят к успеху, потому что верят в найденную идею. Это указывает на связанную со специфичной одаренностью мотивационную структуру их носителей. Важно, что любое творческое решение означает и преодоление противоречий (в содержании знаний, и вначале кажутся совершенно несовместимыми). Имелось ли "упрямство" мышления у Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова?
Обратимся к документам. Е.А. Земская, сестра М.А.Булгакова, пишет: "У Миши есть вера в свою правоту, а отсюда невозможность или нежелание понять окончательно другого и отнестись терпимо к его мнению". [44,71] Бескомпромиссность в суждениях у Булгакова отмечали и С.Пилявская, и Ф. Михальский. [44;256, 260]
Умственная деятельность возникает во взаимодействии познавательных процедур и статичного объема знаний. Гибкость мышления, способность комбинировать и образовывать аналогии формируется только у тех, кто располагает обширными и одновременно детальными знаниями. Творчески мыслящие личности уже в школьные годы и на уроках и вне их интенсивно занимались научными, техническими и социальными проблемами. И они учились не только потому, что это требовалось, но и потому, что были любознательны. Нередко они интересовались многими областями знаний, обладали потребностью в информации. Творчески мыслящим личностям присуща открытая позиция по отношению к окружающему миру, они не разучились удивляться происходящему в нем, они и тогда познают новое, когда это новое не сразу включается в имеющиеся представления. Они видят новые задачи, они осознают противоречия между новыми общественными требованиями и уже не соответствующими им способами производства и технологиями, между традиционными теоретическими позициями и более не соответствующими им эмпирическими результатами. Старые и известные схемы они ставят под вопрос и готовы отказаться от привычных способов мышления и труда. Поэтому им присущи наряду с гибкостью ума готовность к риску и мужество. Творческие личности отличаются и развитыми интересами, сильной мотивацией и высокой степенью понимания проблемы. Заметно, что психические предпосылки творческого мышления и деятельности касаются не только познавательной области, духовных способностей; они относятся во многом и к целенаправленности и характеру личности. Для поиска новых знаний и решений наряду с названными духовными предпосылками необходима и готовность к интенсивному и трудоемкому умственному труду. Трудные пути, которые существуют при решении сложных проблем, приходится преодолевать благодаря не только большой заинтересованности в работе, но и умению сконцентрироваться, выдержке. Новые знания или новые технологические решения часто встречают сопротивление. Необходимы большие усилия, а также готовность к борьбе, осторожность, способность завоевывать соратников и привлекать других людей. Важным базисом для этого могут быть здоровая самоуверенность и эмоциональная стабильность.
Другая предпосылка творческого мышления касается взаимодействия познавательных процедур и статичного объема знаний. Доказательство того, что Гоголь хорошо учился, мы можем найти в воспоминаниях И.С. Орлая. [31,41] Л.Я.Галинская писала о Булгакове: "... все поражались его начитанности, знанию литературы, музыки и пр." Земская, вспоминая о брате, говорила: " Он был человек всесторонне одаренный: рисовал, играл на рояле, карикатуры сочинял". [44,52] Многие, знавшие писателей, отмечали у них и такую черту творчески мыслящей личности, как любознательность. О том, что и Гоголь, и Булгаков интересовались многими областями знаний, мы уже говорили.
Следующей предпосылкой является готовность к риску и мужество. О том, что эти черты были присущи и Гоголю и Булгакову, сомневаться не приходится - за них говорят сами произведения. Чтобы написать и опубликовать в России после декабрьского восстания 1825 года " Ревизора", "Мертвые души", "Петербургские повести", Николаю Васильевичу необходимо было мужество и готовность к риску. Тоже касается и написания Булгаковым целого цикла сатирических произведений на советскую власть в годы сталинских репрессий.
Для поиска новых решений, как уже говорилось, необходима и готовность к трудоемкому умственному труду. В данном, рассматриваемом нами, случае писательская деятельность сама предполагает интенсивную работу ума, выдержку, умение сконцентрироваться. В противном, нам пришлось бы говорить о заурядных писателях, чье творчество не вызывает большого интереса и не стоит внимания.
Поэтому перейдем к следующей предпосылке - это необходимость творческой личности иметь здоровую самоуверенность. За фактами вновь обратимся к документам. О самоуверенности и предчувствии известности Н.В. Гоголь сам писал в "Авторской исповеди": "В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, и что я сделаю даже что-то для общего блага". [31,43] О той же черте у Булгакова писал Лакшин: "Булгаков смолоду смотрел на свою судьбу как на некую частицу истории.", и Земская: "Необузданная сатанинская гордость, поднимаемая сознанием собственной недюжинности..." [44,71]
Мы рассмотрели те психологические особенности личности Гоголя и Булгакова, которые характеризуют их как творчески мыслящих и действующих индивидуумов.
Если относительно ясным представляется, что интеллект и одаренность являются решающими для творческого мышления и творческой деятельности, то все много сложнее, когда в игру вступают вся личность целиком, ее направленность, черты характера и поведение. Недостаточно развивать умственные способности к творческим достижениям; одновременно надо воспитывать и личность.
Мы сознательно говорим о творческом мышлении и деятельности. В творческих процессах мышление и деятельность совпадают. Существуют периоды, в которых доминируют мыслительные процессы, в других - преобладает практическая деятельность. Мышление воздействует на деятельность, результаты практических действий вновь совершенствуют процесс мышления. Единство творческого мышления и деятельности является необходимой предпосылкой для творческих успехов.
Мы рассмотрели проблему таланта и развития способностей относительно Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, выявив схожие предпосылки для проявления таланта обоих писателей в следствии «родственного» набора способностей. Следующим, логически вытекающим фактом было установление схожести творческого мышления у Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, проявившегося в их творческой деятельности. Рассмотрев отдельные свойства личностей Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, мы установили их прямую взаимосвязь с творческой одаренностью обоих.