Смекни!
smekni.com

Традиции Гоголя в творчестве Булгакова (стр. 3 из 25)

"Среди примеров, иллюстрирующих взаимодополнительность психоаналитической вербализации и творческой образной переработки, цензурируемых левым полушарием... комплексов, приведу биографичес­кую предысторию "Степного волка" Германа Гессе... Гессе, несколько лет страдавший тяжелейшей депрессией, сразу после окончания первой войны начал проходить курс психоанализа. Его жизненная ситуация все отягощалась, облегчение не наступало, невроз усиливался. В трагической и художественно выкристаллизовавшейся форме этот круг депрессивных переживаний выражен у Гессе в позднее опубликованном стихотворении "Степной волк". Но только художественная сублимация в замечательном одноименном романе принесла Гессе освобождение от страданий. Тогда и возникает тот просветленный взгляд на мир, который присущ позднему Гессе. Творчество оказалось завершением процесса лечения, начатого психоанализом».[62,52]

Следующее исследование – Л.Салямон «О физиологии эмоционально-эстетических процессов» (1968г.). Исследователь поднимает важную для нас проблему соотношения физиологии и литературоведения (так как физиология является основой психологии для нас ее интеграция с литературой так же представляет интерес). Л.Салямон отмечает, что «физиологические и эстети­ческие явления упоминаются вместе, обычно для их противопоставления». И "порой высказываются опасения, что физиологический анализ худо­жественного творчества" либо "может "убить" самое искусство", либо "может привести к вульгарной биологизации гуманитарных наук". [62,215]

Говоря о необоснованности этих опасений, автор утверждает: «Никогда еще анализ явления не устранял самого явления. Исследование механизмов мышечного сокращения не отразилось на походке людей... Творчество не исчезнет от того, что его физиологические механизмы станут специалистам более понятны».[62,215 ]

Кроме того, Л.Салямон подчеркивает, что "физиология не имеет также претензий (и, конечно, возможностей) поглотить или подменить литературоведение". Это же мы можем сказать и в отношении психологии: используя ее данные, ее научные достижения, мы не стремимся заменить психологическим анализом литературоведческий анализ содержания произведений. Но без ее помощи мы не смогли бы полноценно раскрыть механизмы творческого процесса, сущность формирования личности писателя.

Последняя монография, к которой мы обратимся, это «Психофизиологические аспекты изучения творчества» В.С.Ротенберга (1982г.), где предлагается оригинальная трактовка творчеств. Исследователь считает, что «…творчество - это разновидность поисковой активности, под которой нами понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности».[62,570]

По мнению автора, когда человек отказывается от поисковой активности в ситуации, которая его не удовлетворяет, он становится более уязвимым к вредным воздействиям, что может даже привести к его гибели. На основании этого В.С.Ротенберг делает вывод, что "с биологической точки зрения наличие или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная оценка ситуации".[62,571]

Далее исследователь говорит, что "творчество... одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Разу­меется, мы учитываем существование наряду с ней других мотивов творчества - потребности в самоутверждении, признании со стороны других членов общества и т.д." И при этом "для людей творчески одаренных сам поиск нового... приносит гораздо большее удовлет­ворение, чем достигнутый результат и тем более - его материаль­ные плоды". [62,572]

В противовес сторонникам психоанализа В.С.Ротенберг утверждает, что "в процессе творчества, когда единственной целью и главной радостью является постижение или созидание, никакие неудачи не являются настолько психотравмирующими, чтобы заставить прекратить поиск, ибо отрицательный результат - это тоже результат, и он означает только, что необходимо расширить зону поиска. Нo если в это время в центре внимания оказываются собственные переживания, если неудачи воспринимаются не с точки зрения их значения для дальнейшей деятельности, а только как угроза престижу, тогда они становятся психотравмирующими и могут вести к внутреннему конфликту и активизации недостаточно изжитых комплексов".[62,573] Неврозы, которые отрицательно сказываются на творческой продуктивности, по мнению В.С.Ротенберга, также являются проявлением отказа от поиска.

Сравнивая свой подход к понятию творчества с психоаналитическим представлением о творчестве как о сублимации нереализованных потребностей, исследователь приходит к следующим выводам. "Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, если за счет этого зона поисковой активности поневоле оказывается суженной, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Нo в принципе не менее вероятна и другая возможность - вынужденный отказ от поиска способов удовлетворения важных потребностей может оказаться столь травмирующим, что поведение по типу отказа распространиться и на другие виды активности, в том числе и на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем не обязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество. Вот почему нет и не может быть однозначной связи между фрустацией и творческой активно­стью, и концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной". [62,574]

Второй аспект, затрагиваемый В.С.Ротенбергом в работе -это роль межполушарной асимметрии, изучение которой он считает одним из наиболее перспективных направлений в исследовании психофи­зиологии творчества. «Можно сказать, что в основе любого творчества (и художествен­ного, и научного) лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления», (которые связаны с функциями левого и правого полушария). «Действительно, для творческого акта необходимо видеть действительность во всей ее сложности и многогранности, воспринимать ее такой, какая она есть, что и достигается благодаря возмож­ностям пространственно-образного мышления. Однако это только первый этап творческого процесса, этап инсайта. Для того чтобы результаты деятельности пространственно-образного мышления превратить из "вещи в себе" в вещь для нас, их необходимо проанализировать, критически оценить и организовать в некоторую систему. Этот этап уже не возможен без участия логико-вербального мышления. Оно обеспечивает направление творческой активности и ограничивает ее потенциальную хаотичность».[62,578]

"В. настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления, создающего специфический пространственно-образный контекст. Показано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества".[62,580]

На этом этапе исследования В.С.Ротенберг делает вывод: "творческая деятельность, следовательно, является защитной для здоровья субъекта не только потому, что это оптимальный способ реализации поисковой активности, но и потому, что при этой деятельности создаются условия для наиболее полного использования особенностей правополушарного мышления".[62,586]

И еще один аспект, который затрагивает исследователь, это отношения между сновидением и творчеством. "Исследований, посвя­щенных влиянию быстрого сна и сновидений на процессы творчества, - отмечает автор, - относительно немного. Установлено, что у лиц с высоким творческим потенциалом в сновидениях более выражены первичные процессы мышления (т.е. более активно невербальное образное мышление) по сравнению с контролем".[62,588]

Теоретические аргументы этого вопроса сводятся к следующему. Выше уже говорилось, что образное мышление играет определенную роль на этапе созревания творческого решения и на этапе инсайта, "озарения". Но «заключительным этапом любого творческого акта является организация, критический анализ и приведение в упорядоченную систему результатов активности образного мышления. Без этого этапа творческий акт останется, что называется "вещью в себе", будет представлять хаотическое разнонаправленное движение отрывочных идей и образов и, соответственно, не будет иметь почти никакого социального значения. Для этого последнего этапа творчества решающим является взаимодействие вербального и невербального мышления.

В сновидениях нарушены условия для такого взаимодействия. Особенность сновидно измененного сознания заключается в его своеоб­разной диссоциации».[62,589]

«Признавая, что в сновидениях есть определенные предпосылки к творческому решению, - В.С.Ротенберг вынужден одновременно констатировать, - что эти предпосылки часто нейтрализуются другими свойствами сновидно измененного сознания. Следовательно, свершение творческого акта не может относиться к числу основных функций сновидения". [62,591]