Смекни!
smekni.com

Традиции Гоголя в творчестве Булгакова (стр. 8 из 25)

Совокупность врожденных способностей при условии их постоянной и упорной тренировке допускает развитее способности человека в различных направлениях. Но правомерно при этом, на наш взгляд, учесть существующее мнение о том, что на способности человека влияют род его деятельности и окружающая среда: относящиеся к процессу деятельности и формирующиеся в течение всей жизни умения, навыки, опытность, компетентность, жизненные позиции и цели, мотивы, интересы, склонности, отношение к работе, привычки, все, что человек делает, думает и чувствует. Развитее способностей зависит от соответствующего уровня развития индивидуальных качеств личности и от объективных условий, при которых протекает ее деятельность.

Таким образом, способности являются результатом индивидуального развития личности. Наиболее ясно они проявляются в непосредственной деятельности человека в той области, где он как раз и располагает этими способностями. Как правило, дарования человека основываются не только на его врожденных качествах.

Остановимся на выводах немецких ученых Мелхорнов - Герлинды и Ханса-Георга о необходимости развития способностей с раннего детства. [55,60-120]

Большинство [МН1] известных людей, отличавшихся в различных областях науки и искусства, уже в раннем детстве получили очень основательное образование, которое много раньше, чем это принято тогда и сегодня, привело их к поступлению в университеты и другие высшие учебные заведения. Факты биографии Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова подтверждают это наблюдение. В девятилетнем возрасте Н.В. Гоголь поступил в высшее отделение Полтавского повитового училища, а через три года был принят в Нежинскую гимназию высших наук. М.А.Булгаков в 1909 г. окончил Киевскую первую гимназию, а в 1916 г. - Киевский университет по медицинскому факультету (год рождения 1891).

О нелегком и не сразу дающем желаемые результаты воспитании людей, известно немного. Занятия с раннего детства, раннее развитее умственных способностей, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо - все это, в совокупности с великим искусством все время будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию, и есть сформулированные в краткой форме основные моменты, которые мы постоянно встречаем в биографиях выдающихся ученых, деятелей искусств и изобретателей.

Выше уже высказывалось, что для формирования высокого уровня развития у всего населения общественные условия более значимы, чем педагогические, и что педагогические условия всегда должны рассматриваться в связи с общественными. Далее Мелхорны указывают на некоторые тенденции развития, которые возникли на основе изменившихся общественных условий и на некоторые назревшие проблемы.

Одна из основных рассматриваемых тенденций в развитии способностей - роль социального происхождения.

Изучения социальных условий жизни особо выдающихся деятелей искусства, ученых и инженеров свидетельствует о том, что в большинстве случаев они принадлежали к высшим социальным слоям современного им общества. Лишь небольшая их часть - дети рабочих и крестьян.

Но причина этих различий кроется в том, что в конкретных исторических условиях классового общества детям из высших социальных слоев, как правило, лучше удавалось выполнение задач, требовавших больших умственных затрат. И в условиях общественного разделения труда они выполняли те функции, для осуществления которых в большей степени были необходимы развитые умственные способности. Это не было случайностью и не было обусловлено генетически. Вся стратегия воспитания в родительском доме и специально созданная общественная система образования с ее конкретно-историческими различиями работали на достижение этой цели.

Следующий фактор, на котором стоит остановить внимание - это роль братьев и сестер. Начиная с Гальтона, все исследователи отмечали, что большинство выдающихся людей были первыми детьми в семье. Этот факт не может быть объяснен с помощью какой-либо генетической теории и обусловлен исключительно влиянием окружающей среды.

Французские ученые (Р. Гилле и др.) установили, при наличии в семье, например, семи детей коэффициент интеллектуальности их постоянно снижается и разница в этом коэффициенте между первым и седьмым ребенком составляет примерно 10 баллов. [55,70]

Для истолкования этих результатов разработали так называемую "конфлюэнц-модель". Она позволяет сделать вывод, что качество внимания, которое получает ребенок в процессе обучения с другими членами семьи, является важным фактором, позволяющим понять причину различий в коэффициентах интеллектуальности в многодетных семьях. Единственными членами семьи для первенца являются двое взрослых, уже достаточно зрелых людей. Влияние родителей на второго ребенка значительно ослаблено из-за присутствия первого, который неизбежно менее развит, чем его родители. Это значит, что общий возраст интеллекта семьи для второго ребенка ниже. [55,71]

Что касается исследуемых писателей, то и этот вывод Мелхорнова подтверждается - оба были первыми детьми в семье. Николай Васильевич Гоголь был старшим ребенком (1809 г.), далее шли: брат Иван (1810 г.), сестры - Марья (1811 г.), Анна (1821 г.), Елизавета (1823 г.), Ольга (1825 г.). Михаил Афанасьевич так же был в семье первенцем (всего у Булгаковых было семеро детей: четыре сестры и три брата).

На данном этапе нашего исследования можно подвести некоторые итоги: у обоих писателей были одинаковые предпосылки для проявления таланта и развития способностей.

Далее следует рассмотреть, какие физические предпосылки для творческого мышления и деятельности существовали у Н.В.Гоголя и М.А. Булгакова.

Процессы творческого мышления нельзя назвать ни редкими, ни случайными, ни недетерминированными. Это процессы, которые имеют собственные закономерности и могут быть поняты.

Мы рассмотрели источник творческого мышления, теперь перейдем к более сложным феноменам, таким, как интеллект и одаренность.

Интеллект человека формируется индивидуальной системой его умственных способностей. Эти способности возникают в ходе умственной деятельности. Скорость и качество развития способностей зависят от суммы уже имеющихся умственных способностей и их сочетания. Поэтому можно сказать, что уровень интеллекта определяется совокупностью способностей и, как следствие, их комплексной способностью к организации частичных функций процесса познания.

Творческое мышление и творческая деятельность должны таким образом рассматриваться в неразрывной взаимосвязи с интеллектом человека. Эта функция интеллекта. Подвижность и комбинационная способность являются важными признаками творческого мышления и деятельности.

Рассмотрим с этой точки зрения проблему способностей. Выше мы уже определили, что уровень интеллекта определяется совокупностью способностей. Обратимся к индивидуальной системе умственных способностей писателей Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, которая была установлена на основе метода контент-анализа:

Способности Н.В. Гоголя М.А. Булгакова
1 актерское мастерство 2 превосходное чтение 3 увлекательный рассказчик 4 перевоплощение 5 комичность 6 сатиричность 7 талант драматурга 8 богатая фантазия 9 лирический дар 10 умение "читать" в чужой душе 11 наблюдательность М М М М М М М М 2 2 2 М М М М М М М М 2 2 2

(М - на данную способность указывают многие,

2 - встречается в двух источниках).

Данная схема наглядно доказывает наличие сходных систем умственных способностей у Гоголя и Булгакова. Отсюда можно сделать вывод: так как интеллект человека, который формируется индивидуальной системой умственных способностей, находится в неразрывной взаимосвязи с творческим мышлением и творческой деятельностью, то, имея одинаковую комбинацию способностей писателей, следует ожидать и сходства в их творческом мышлении и творческой деятельности.

Мы изучили проблему развития общих способностей далее перейдем к проблеме собственно креативности.

В настоящее время существуют три теории творческих способностей.

Первая утверждает, что как таковых творческих, способностей нет. Интеллектуальная одарен­ность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творче­ской активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведе­ния играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствитель­ность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д.Б.Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активно­стью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Кре­ативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям. [40,168]

Вторая теория: творческая способность (креативность) является самостоятель­ным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Гру­бер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют еди­ный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. [40,168]