Алексей (греческое) – отражающий, предотвращающий,
Анатолий (греческое) – восток, восход солнца,
Андрей (греческое) – мужественный,
Артем (греческое) – посвящённый Артемиде,
Борис (русское, болгарское) – возможно, сокращенное Борислав – бороться за славу,
Вадим (русское) – возможно, сеющий смуту, забияка,
Валерий (латинское) – здоровый, крепкий,
Василий (греческое) – царский, царственный,
Виктор (латинское) – победитель,
Виталий (латинское) – жизненный,
Владимир (славянское) – владеть миром,
Геннадий (греческое) – благородный,
Георгий (греческое) – земледелец, на русской почве это имя приобрело ещё две формы - Егор и Юрий,
Григорий (греческое) – бодрствующий,
Илья (древнееврейское) – бог мой Яхве,
Кирилл (греческое) – повелитель, владыка,
Леонид (греческое) – подобный льву,
Максим (латинское) – величайший,
Михаил (древнееврейское) – кто как бог, подобный богу,
Никита (греческое) – победитель,
Николай (греческое) – победитель народов,
Олег (скандинавское) – святой,
Павел (латинское) – малый,
Пётр (греческое) – камень,
Сергей (латинское) – возможно, высокий, высокочтимый,
Степан (греческое) – венок,
Фёдор (греческое) – божий дар.
Следует подчеркнуть, что относительно происхождения имён и первоначального смысла некоторых имён среди специалистов не существует ещё окончательного и общепризнанного мнения.
2. 3. О происхождении отчества
Выше уже было сказано, что для русских людей полное имя имеет вид трёхчленного словосочетания, которое сложилось исторически: имя + отчество + фамилия. Ныне эта формула стала паспортной. Она выполняет социальную функцию. При этом каждый из компонентов полного паспортного имегни обладает своей специфической ролью и соответственно своей сферой бытования.
Имя человека в основном служит для различения лиц в каком-то небольшом коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, в студенческой группе – одним словом, в каком-то узком кругу. Фамилия помогает отличить членов данной семьи от члеенов другой семьи. Посредством отчества выражается связь детей с отцом, человек определяется по его ближайшему родству.
У русских отчества существовали отнюдь не во все времена. Чтобы наглядно представить, когда и как они появились, обратимся к истории языка…
Если открыть пожелтевшие страницы старинных рукописей, то почти наверняка тут же можно обнаружить ряд слов, которые были образованы при помощи суффикса –ич. В своих исследованиях доктор фил. наук профессор В. И. Максимов обращает внимание на разные функции этого суффикса, он мог сочетаться как со словами мужского, так и женского рода: господинич – сын господина, княжич – сын князя, мамич – сын мамы, и т. д. Присоединяясь наименованиям животных, суффикс –ич участвовал в образовании названия их детёнышей: соколич, голубич, львич. Таким образом, мы можем заключить, что в древности суффикс –ич имел значени не отчества, как сейчас, а значение невзрослости или «детскости», если можно так сказать. Позднее, видимо в XVI веке в русском языке появился другой суффикс: -онок, -енок. Он вытеснил в названиях животных суффикс –ич.
Но суффикс –ич не исчез из употребления. Изменилась его функция: в сочетании с именами суффикс стал использоваться для образования отчеств. Первые письменные русские памятники дают нам свидетельство того, что при назывании сына по отцу суффикс –ич мог исстари присоединяться к собственным именам. Например, Сварожич – сын Сварога. Однако Сварожич было ещё нарицательным словом, таким же, как княжич, братич и т. д.. Сейчас трудно с точностью назвать время, когда образования на –ич стали употребляться как разновидность имён собственных, как отчества.
В истории случалось немало споров вокруг отчества. Например, московские государи искореняли любые проявления удельной самостоятельности. Они не могли согласиться на именование всех своих подданных отчеством. Общество было сословным, и беспрекословным авторитетом мог пользоваться только лишь царь всея Руси. Так случилось, что отчество стихийно разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы же вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество, к примеру, Пётр Осипов Васильев. Что же касается очтества, оканчивающегося на –ич, то оно весьма быстро стало противопоставляться другим именованиям по отцу. Это отчество стало как бы знаком того, что человек, его носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке.
Ну а современные русские отчества образуются при помощи суффиксов –ич, -ович, -евич, -овна, -евна, -ична, -инична., которые присоединяются к именам отцов в их официальной форме. По действующему законодательству при рождении ребёнка у матери, не состоящей в браке, отчество записывается по указанию матери.
Когда же в русском языке утвердился термин «отчество»? Не так просто ответить на этот вопрос. Лингвисты считают, что слово отчество в значении «именование по отцу» следует считать довольно поздним. Как показывают наблюдения, в памятниках письменности оно начинает встречаться практически лишь с XVII века. Тем не менее ряд фактов свидетельствует, что в этом значении слово отчество в XVII веке ещё окончательно не утвердилось.
Слово отчество начинает последовательно употребляться в нашем языке в привычном нам смысле лишь с I пол. XVIII века, со времён Петра I. Его распространению в немалой мере способствовал официально-деловой стиль речи: мы находим слово отчество прежде всего в различных документах.
2. 4. История фамилий
Представим себе на минуту следующую фантастическую ситуацию. Машина времени переносит великого князя Ивана Калиту в современную Москву. И ему приходится заполнять какую-то анкету. Как вы думаете, быстро бы он справился с анкетой? Конечно, Ивану Калите пришлось бы туговато. С вопросом «Фамилия» ему было бы явно не совладать. И отнюдь не из-за отсутствия документов, а по причине отсутствия самой фамилии!
Резонно было бы задать вопрос, а что же такое Калита, если не фамилия? Вопрос этот вполне закономерен.
Как это ни парадоксально звучит, но буквально до конца XVIII – середины XIX в. большинство населения России фамилий не имело.
Появление и распространение фамилий было сложным и очень длительным процессом, и зависел он прежде всего от степени социально-экономического развития общества. В книге В. А. Никонова написано: « В России княжеские, а за ними боярские фамилии возникали с XIV до середины XVI в., помещичьи формировались в XVI – XVII вв.; фамилии же горожан, за исключением именитого купечества, ещё не установились окончательно и в начале XIX в., даже фамилии духовенства созданы только в XVIII и первой половине XIX в., а подавляющее большинство крепостных крестьян и до середины XIX в. ещё не имели фамилий».
Действительно, поначалу фамилии возникали именно у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно-то и привело к появлению наследственных имён, то есть фамилий. Большая часть княжеских (а потом и боярских) фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу, или целиком на местность, откуда он был родом. Так возникла, к примеру фамилия бояр Шуйских (по названию реки и города Шуи).
Первые русские фамилии встречаются в старинных документах .относящихся к XV в.. Но существовать они могли и ранее.
Порй вокруг фамилий происходили жестокие сословные распри. К примеру, царь Алексей Михайлович запритил князям Ромодановским прибавлять к первой фамилии вторую, традиционную – Стародубские, поскольку вторая фамилия соответсвовала древнему уделу Ромодановских, а это не вполне отвечало идеям московских царей о централизации. Так вот после царского указа один из Ромодановских слёзно бил челом «Тишайшему» (царю – от авт.): «Умилосердись, не вели у меня старой нашей честишки отнимать!» Видите, как крепко цеплялись князья за свою родовитость.
Но у большинства населения нашей страны фамилий не было. Стоит только заглянуть в архивные документы, дошедшие до нас из XV, XVI, XVII веков, и сразу станет понятно, что помимо имён прозвища и отчества выполняли для наших предков функцию социального знака. Кстати говоря, Калита – тоже прозвище: князь Иван Данилович получил его от современников за большие богатства и умение вести денежные дела. Слово калита значило «денежный мешок», «сума», «подвесной карман».
Прозвища давались людям их родственниками, соседями, сословным и социальным окружением. Причём в прозвищах, как правило, отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку, а не другому. Закрепившись в фамилиях, эти черты и особенности наших предков дошли до сегодняшнего времени.
Когда в роси пало крепостное право, перед правительством встала серьёзная задача. Нужно было дат ьфамилии бывшим крепостным крестьянам, которые до того, как правило, их не имели. Так что периодом окончательного «офармливания» населения страны можно считать II пол. XIX века. Одним крестьянам давали фамилию их бывшего владельца, это приводило к комичным ситуациям с целыми деревнями, к примеру, Воронцовых. Другим в документы записывали «уличную» фамилию, которая у иной семьи могла быть и не одна. У третьих в фамилию превращали отчество. Но весь этот процес был весьма сложен, нередко люди продолжали обходиться без фамилий. Такое положение вызвало опубликование в сентябре 1888 года специального указа сената: «… Как обнаруживает практика, и между лицами, рождёнными в законном браке, встречается множество лиц, н еимеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения и даже иногда злоупотребления… Именоваться определённой фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
Интересна история и самого слова «фамилия». По происхождению совему оно латинское и в русский язык попало большого числа заимствований из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употребляли в значении «семья». В XVII – XVIII веках ещё бытовало слово прозвище: оно-то в те времена и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».