Смекни!
smekni.com

Фантастика и реальность в повести Булгакова Собачье Сердце (стр. 2 из 2)

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после революции. А теряет она старый мир с его устоями и нравами отнють не зверскимии и жестокими. Хозяином этой квартиры является професор Преображенский. Он светило мировой науки и занимается вопросами омаложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером , а иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Филип Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурием и хамством.Фамилия у Преображенского говорящая Преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, дествительно, автор симпатизирует Филип Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности:»Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...» «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением.» Все эти реплики помагают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный, умудрённого опытом жизни.

Помошник Преображенского- доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Барментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим людям в повести Булгаков противопаставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филип Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филип Филипович.» Делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Но вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперемент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика которая у Булгакова не лишина и сатиры.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие...Лоб поражал своеё маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая густая головная щётка.» По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

К сожалению, нет. Первые произнесёные им слова- ругань, первое отчётливое слово –буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошкамикруша всё на своём пути, играет уличные поесни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на професора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать- в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете,-вдруг плаксиво выговорил он... –Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни.У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер)всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно, же преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводи в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...»Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов.». Получив власть наш Шари и так не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обвареным боком и вспомнить то как он сочувствовал этой же машинисточке в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто данос и через два три дня к подъезду поъезжала машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следущим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, что быуйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней он был той-же собакой которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.

В повести «Собачье сердце» эксперемиентатору удалось повернуть всё вспять. Но сделать это в жизни не так уж и легко. Автор даёт нам наставление, что эксперементаторы должны сначала просчитать свой эксперимент, а затем переносить его в жизнь. В своей повести Булгаков пытался предостеречь людей от подобных экспериментов. События 1917 года представлялись им не иначе, чем эксперемент огромный помасштабам и более чем опасный. Булгаков в «Собачьем сердце» сопастовляет Преображенского и Маркса. Так же как Преображенский который осуществляет свой невиданный эксперимент. Так же и на основе теорий Маркса в России произошёл невиданный эксперемент последствия которого мы продолжаем расхлёбывать даже после более чем чем 80 лет.

А смешение фантастики и реальности делает это произведение более красочным, более наглядным. Если бы Булгаков не ввёл в рассказ элементы фантастики, то он бы не смог показать все те перемены и те последствия которые ожидают Россию в будущем. Фактически, Булгаков предсказал закат комунизма.