Смекни!
smekni.com

Трагические герои обнаруживают свою высокую человечность, несмотря на ошибки и слабости, а подчас и преступные действия. Мы можем сказать это и о Фаусте. Он отнюдь не небезупречный герой. Нам известна роковая роль, которую он сыграл в судьбе Маргариты. Но сколько в нем величия, силы духа, страсти, хотя построить счастье свое и любимой женщины он не мог.

Трагедия Гете волнует именно потому, что показывает нам жизнь людей, не достигших счастья. Она возбуждает мысли читателей: как избежать горестных последствий страстей? Что необходимо для того, чтобы беды, подобные тем, какие произошли с героями, не случались бы в жизни? Искусство, несомненно, имеет право предлагать свои решения жизненных проблем, но задача трагедии в первую очередь – выявлять противоречия действительности, мешающие человеческому счастью. Художник стремится возбудить мысль читателей, подтолкнуть их к действительному решению того, что мешает человеческому благополучию в реальном мире. Именно такую благородную роль и играет трагическое у Гете.

Первая часть «Фауста» - художественно завершенное произведение. Это трагедия ученого, разочаровавшегося в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего счастья в любви, в печальном конце, который он сам невольно оказался виноват. Но на этом судьба героя не заканчивается, Гете продолжил изображение ее во второй части «Фауста».

Между обеими частями есть существенное различие в художественной форме. Первая часть, несмотря на наличие в ней фантастики, в целом достаточно правдоподобна. И духовные метания Фауста, и его трагическая любовь глубоко задевают чувства читателей. Вторая часть написана в иной манере. Здесь почти нет психологических мотивов, отсутствует изображение страстей. Ее содержание носит более общий характер. Нет здесь того романтического элемента, который так волнует в трагической истории любви Фауста и Гретхен. Персонажи здесь не столько жизненные характеры, сколько обобщенные фигуры (Император, Канцлер, Филемон и Бавкида и другие). Образы второй части не претендуют на полную жизненную достоверность, они – поэтические символы определенных идей и понятий.

Вторая часть «Фауста» - один из образцов литературы идей. В символической форме Гете изображает здесь кризис феодальной монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества.

Затронув во второй части главные формы жизнедеятельности, Гете вместе с тем выходит за пределы непосредственного жизненного опыта людей и, продолжая в этом отношении линию первой части, ставит больше философские проблемы.

Отношение личности к обществу Гете рассматривает как художник, отражающий буржуазную стадию общественного развития. Мир, обрисованный им, состоит из индивидов-атомов. Каждый живет сам по себе в круге личных отношений. Герой Гете стремится преодолеть эту замкнутость, посвящая себя труду на благо других. В нем пробуждается дух социальности, но даже свою гуманную идею Фауст осуществляет как подвиг отдельной выдающейся личности, действующей, в сущности, в одиночку.

Во второй части Фауст менее активен, чем в первой. Временами он совсем исчезает из поля зрения читателя, и на первом месте оказываются Мефистофель и другие персонажи. Гете намеренно переносит внимание с личности героя на окружающий мир. Натура Фауста уже не представляет для читателя загадки.

Во второй части Гете больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.

Таков вопрос о главном законе развития жизни. Во втором акте среди прочего представлен спор философов Фалеса и Анаксагора. Первый утверждает, что источник жизни – вода, второй – защищает идею «вулканизма», развитие путем скачков и катастроф. В этой части спора, которая касалась естественнонаучной проблемы строения и развития земной поверхности. Гете согласился признать, что «вулканисты» были отчасти правы. Но в качестве закона мирового развития он отвергал принцип катастроф и резких переворотов.

Идея развития проходит через все произведение. Во второй части Гете выдвигает мысль о постепенной эволюции живописных видов, вершиной которой является человек. Принцип развития вносится поэтом-мыслителем и в характеристику духовной жизни. Гете верит в идею прогресса, на развитие человеческой истории не представляется им как ровный и спокойный путь. Борьба и сложные противоречия неизбежны в процессе развития человечества.

Глубоко убежденный в материальности мира, Гете вместе с тем, считал, что движение жизни определяется духовными силами. Одними физическими причинами невозможно, считал он, объяснить жизнь, включая природу. Разные воплощения духовности обильно представлены в символических образах второй части.

Затрагивая самые разнообразные вопросы, Гете, однако, не стремился при этом к единству в развитии сюжета. Если в первой части две главные темы: Фауст и наука, любовь Фауста, то во второй части тем гораздо больше, и соответственно более разнообразно действие. Гете разделил его на пять актов, но они мало связаны между собой. Каждый составляет замкнутую часть со своей темой.

Глубоко перестрадав трагическую гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы видим его на государственном поприще. Гете изображает феодальную империю, находящуюся в состоянии полного развала. Мрачную картину этого государства рисует в своем докладе канцлер страны. Все люди одержимы эгоистическими стремлениями: «В горячке своеволья больное царство мечется в бреду». Он обращает внимание императора на то, что весь строй жизни извращен.

Императору, однако, безразлично, что творится со страной и как живет народ. Его заботит только одно – как наполнить опустевшую казну, чтобы пуститься в новые траты, не обременяя себя тревогой о неблагополучии в государстве. При помощи Мефистофеля проблема решается – дьявол предлагает выпускать бумажные деньги (тогда это было нововведением). Изображение верхов феодальной монархии дано Гете остро сатирически.

Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредством магии образ Елены Прекрасной возбуждает в нем желание увидеть ее воочию. Это не есть, однако, повторение любовной истории героя. Античная красавица давно умерла, и желание вызвать ее снова к жизни имеет отнюдь не реальный, а символический смысл, и вот какой.

Отношение Фауста к феодальной монархии отражало личный опыт Гете, который став приближенным герцога Ваймарского, пытался провести реформы в этом маленьком государстве, но убедился в том, что частные улучшения ничего не изменяет. Беда, однако, была в том, что германский народ в силу своей разобщенности и подавленности был не в состоянии сделать хоть что-нибудь в защиту своих человеческих прав.

Тогда Гете с великим поэтом Фридрихом Шиллером пришли к выводу, что надо духовно воспитывать народ, и он созреет для борьбы за лучшую жизнь. Эстетическим идеалом для Гете и Шиллера были искусство и поэзия Древней Греции. По мнению мыслителей XVIII века Винкельмана и Лессинга, древние греки оказались способны создать человеческое и прекрасное искусство потому, что творители в условиях свободы. Гете и Шиллер надеялись, что им удастся совершить обратное: воспитать чувство красоты, и оно возбудит в людях стремление к свободе.

Елена Прекрасная служит Гете символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создает целый акт трагедий, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции постепенно рождалась понятие о прекрасном. В замысле Гете эта часть, классическая Вальпургиева ночь, имеет важное идейное значение. Мрачной фантастике Вальпургиевой ночи первой части, проникнутой духом средневековья с его чудовищами и уродами, здесь противопоставляется рождение светлой и жизнерадостной красоты античности.

Параллельно возникает новая тема. Книжный ученик Вагнер, знакомый читателям по первой части, создает в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда, как Фауст достигает цели – находит возрожденную к жизни Елену Прекрасную.

Третий акт второй части изображает их союз, который не следует понимать как новый «роман» героя. Фауст и Елена воплощают два начала: она – символ идеальной античной красоты, он – воплощение беспокойного «романтического» духа. От символического образа Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей: гармоническую красоту и беспокойный дух. Но такому существу не дано жить в этом мире. Он слишком идеален для него и разбивается насмерть в своем порыве. С его гибелью исчезает и Елена. Фаусту остается только одежда. Смысл этого в том, что древний идеал красоты невозможно возродить, ибо дух прошлого не восстановить, и человечеству осталось только внешние формы античной красоты.

Иначе говоря, весь этот опыт Фауста оканчивается новым разочарованием, и в переживаниях героя отражен реальный символический опыт Гете и тех, кто вместе с ним надеялся, что, создавая произведение, следующее лучшим образцам прекрасного, можно найти решение противоречий действительности. Гете отнюдь не отрицает значение искусства, но не в нем, а в жизни надо добиться осуществления идеала, - и герой возвращается в реальный мир. А в мире бушуют реалистические страсти, идет борьба за власть не на жизнь, а на смерть. Фауст оказывает помощь императору против его врагов и в награду получает обширную, но непригодную для жизни территорию, ибо ей постоянно угрожают набеги воин. Фауст загорается желанием превратить этот участок земли в красивую и безопасную местность, где спокойно бы трудился народ.