Смекни!
smekni.com

Соотношение двух указанных компонентов, которые можно условно назвать «общественным счастьем» и «личным счастьем», очень разное, и зависит оно от самого человека, от условий его жизни и деятельности. Важно, однако, чтобы человек не замыкался в узком мирке своего маленького благополучия, чтобы он умел в случае необходимости подчинять личное общественному.

Счастье, как и несчастье, не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное. Счастье – это процесс, это вечная борьба за него. Счастье осуществимо лишь через борьбу противоположностей счастья и несчастья, удачи и неудачи и т.д. Об этом нужно помнить, чтобы не сидеть сложа руки в ожидании счастья, а добывать его своим трудом, чтобы, достигнув поставленной цели и ощутив радость победы, ставить перед собой новые значительные цели и двигаться к ним.

Современному человеку очень много нужно для счастья: Нужны здоровье и материальные блага, дружба и любовь, семья и коллектив, наука и искусство, радость творчества и мир на Земле и многое другое, но обязательно нужно, чтобы счастье было моральным, чтобы цели личного счастья и средства их достижения не противоречили нормам нашей нравственности. Это нужно не только обществу, но и каждому из нас, ибо опыт многих поколений учит, что отрицание принципов морали противоречит настоящему, прочному счастью.

Таким образом, нравственное самовоспитание необходимо каждому из нас, так как только через мораль, через моральное самосовершенствование лежит путь к развитию человечной личности, к раскрытию человеческого в человеке, только на этом пути находит человек свое счастье, обретает смысл жизни, достигает подлинного человеческого величия.

1.2. Этические воспитательные дела

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, док5азательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, сознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Одной из главных общечеловеческих ценностей является жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Христианская мораль на протяжении веков учила – когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты. Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, долг, честь, порядочность, доброта, бескорыстие.

В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки – свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.

Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цель нравственных поступков в жизненных ежедневных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Поступки могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

Существуют определенные методы нравственного воспитания.

1.3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания – это те пути и способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование нравственных качеств личности.

Методы воспитания определяются целями и содержанием воспитания. Цель всегда остается главным критерием ценности метода.

Методы нравственного воспитания определяются также психологической природой процесса формирования у детей нравственных качеств. Чтобы воспитать у школьника то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать поступки, действия, в которых воплощается это качество. Сильные же эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях и прежде всего в хорошо организованном коллективе. Это наиболее мощный источник эмоционального положительного опыта ребенка как необходимой почвы для развития нравственных убеждений.

Используя тот или иной метод, воспитателям необходимо точно знать, что именно может быть достигнуто благодаря нему для становления нравственного качества. Методы нравственного воспитания различаются в соответствии с тем, что именно в процессе становления нравственных качеств они преимущественно обеспечивают.

Богатейший педагогический опыт школ и данные педагогических и психологических исследований позволяют выделить две основные группы методов нравственного воспитания:

1. методы формирования у учащихся общественного поведения и опыта общественных отношений;

2. методы формирования нравственного сознания.

К первой группе методов относятся:

- метод приучения к формам общественного поведения;

- метод организации общественно полезной деятельности учащихся.

- метод использования творческой игры в организации опыта общественного поведения.

Эти методы представляют собой различные способы организации детской деятельности, поступков детей и направлены на воспитание привычек нравственного поведения. Методы данной группы органически включаются в повседневную жизнь детей, их подчас трудно выделить как специальные средства воспитания. Известно, что школьники, и чем старше, тем острее, отрицательно реагируют на всякую попытку поставить их в позицию объекта воспитания. А.С. Макаренко поэтому предупреждал, что позиция воспитателя должна быть по возможности «скрыта» от воспитанников. Методы данной группы делают незаметными и ненавязчивыми целенаправленные воздействия учителя. Обычно их называют методы приучения и упражнения, справедливо считая их основой выработки умений, навыков и привычек поведения. Это, конечно, верно, однако по своему характеру и функции методы формирования общественного поведения не укладываются в рамки этих понятий. Сущность упражнений в нравственном поведении состоит в выработке не только умений и навыков, но и прежде всего – в потребности вести себя соответствующим образом. Для этого надо, чтобы поступки, в которых воспитатель хочет упражнять ребенка, приобрели для него привлекательность и реальную ценность, чтобы эти поступки были естественным выражением его стремлений. Такое упражнение не может быть повторением определенных действий. Здесь упражнение приходится органически включать в целенаправленную деятельность детского коллектива. Тогда овладение формой поведения проникается эмоциональным отношением к содержанию и целям самой деятельности. Это и сообщает всем действиям ребенка, в которых он упражняется, определенный смысл.

Ко второй группе методов относятся:

- рассказы на этические темы;

- лекции на этические темы;

- этические беседы;

- диспуты на этические темы.

Все эти методы представляют собой пути непосредственного воздействия словом на сознание школьника с целью сформировать у него определенные нравственные представления и понятия, вызвать моральные чувства и моральные оценки.

Эти методы часто называют методами убеждения. Такое название можно принять лишь как условное. Убеждает не только слово, убеждает и тот непосредственный нравственный опыт, который приобретается ребенком. Всем этим методам чуждо насильственное давление на личность ребенка, ломка его характера.