Смекни!
smekni.com

Эти методы широко используются в воспитательной работе. Распространенность их вполне понятна: учитель привык пользоваться словом в обучении и в воспитательной работе, у него, естественно, возникает стремление прибегнуть к объяснению нравственного смысла тех или других поступков как к главному средству достижения воспитательных целей.

Но для того чтобы слово учителя могло оказать ожидаемое воздействие, чтобы оно способствовало успешному усвоению школьниками морали, необходима опора слова на опыт, теснейшее взаимодействие методов второй и первой групп. Иначе эффективность методов убеждения и их значение в процессе нравственного воспитания школьников резко снижаются, что может привести к отрицательным результатам.

Указанные методы являются основными в формировании нравственных качеств личности. Они обеспечивают развитие у учащихся определенных стремлений и усвоение способов их осуществления в поведении.

Но в реальном процессе воспитания не всегда можно рассчитывать на оптимальное сочетание всех условий и обстоятельств. Даже вполне продуманное построение воспитательного процесса связано с бесконечной вариативностью его, с многочисленными случаями отклонения от намеченных целей, когда воздействия основных методов нравственного воспитания нуждаются в усилении и поддержке.

Для этого в повседневной практике воспитательной работы используются такие методы6

-поощрение как выражение положительной оценки поступков, действий коллектива или отдельного ребенка;

-наказание как особая форма предъявления общественных требований к личности или коллективу.

Главная функция этих методов состоит в том, чтобы сделать воздействия основных методов более энергичными, эффективными и точными.

ВЫВОД: рассматривая каждый из методов нравственного воспитания, необходимо уяснить, в чем заключается сущность его воспитательного воздействия на личность школьника; какую функцию выполняет данный метод в общем процессе формирования нравственных качеств; каковы особенности и педагогические условия успешного использования данного метода в системе воспитательной работы.

Развитие человеческой личности лежит только через мораль.

1.4. Для чего нужна мораль?

Мораль – 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего–нибудь.

3.Нравоучение, наставление.

Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке примерно то же самое, что и слово «нравственность».

Мораль воплощается в нормах и правилах, регулирующих поведение людей, их взаимоотношения, опирается на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе. Формирующаяся личность – ребенок, подросток, юноша или девушка – усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в ее поведении, мотивы которого при этом формируются следующим образом: «так принято» или «так все делают», «наши отцы и деды так поступали, и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения этого, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное призвание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добросовестность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Исторически в Библии, в трудах Конфуция, в теоретических исследованиях И.Канта обосновано знаменитое «золотое правило морали» - нравственный императив: «поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе».

О реальности названных трех «китов» или трех обоснований морали, говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром об очень плохом, аморальном человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека морально не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности («Кого честь не берет, того палка проймет», - говорит одна из пословиц).

Исследователи морали давно уже обратили внимание на то, что она является не только одним из важнейших социальных регуляторов, не только совокупностью норм и правил поведения, но и важным способом самопознания и самосовершенствования человеческой личности, способом раскрытия человеческого в человеке.

Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности.

В понятие морального сознания входят важнейшие категории этики как добро и зло.

1.5. Добро и зло

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одно из важнейших категории этики. Вместе со своей противоположностью – зло, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добро люди выражают свои общие интересы и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или социальная деятельность классов, состояние общества в целом), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродеяния (благодеяние), добродетели, справедливости и др. этика подвергает добро как понятие морального сознания теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение.

Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли и разума бога, предавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид божественного закона. По существу, тот же смысл имеют различные объективно – идеалистические теории добро, выводящие его либо из некой недоступной позиции «сущности», либо из космического закона или мировой идеи (Гегель).

Общий порок всех этих теорий заключается в том, что они рассматривали понятие добро в отрыве от социально-исторических условий жизнедеятельности людей.

В.И. Ленин пишет, что «под «добром» разумеется практика человека», т.е. что «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». В этом состоит сущность и специфика понятия добро, в котором исторические потребности социальной практики субъективно осмысливаются в моральном сознании людей и выражаются в виде требования, чтобы действительность согласовалась с этим нравственным представлением.

Противоположностью добру является зло.

Зло – категория этики и понятие морального сознания, которая служит обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое обнимает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Моральное же зло служит характеристикой общественных явлений лишь постольку, поскольку эти явления рассматриваются моральным сознанием как проявление воли определенного лица, отступление от должного.

В религиозных этических теориях зло считается фатальной неизбежностью человеческого существования (Грех), а иногда оно даже оправдывается как осуществление «высшего предначертания» бога (Теодиция). Такой же неизбежностью предстает зло в этике Канта, который считает его необходимым следствием чувственной природы человека. Просветители, напротив, рассматривают зло, как результат непонимания человеком своей подлинной природы, а преодоление зла мыслят путем распространения образования. Зло и добро сохраняется как соотносительные моральные понятия, употребляемых для положительной и отрицательной оценки явлений действительности, осознания возникающих в жизни противоречий и необходимости их преодоления. Только в этом смысле проблема Зла – «вечная проблема» человечества.

1.6. Сущность морали и нравственности

Мораль – это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность принципов, требований, норм, правил, которые регулируют поведение человека в обществе.

В морали отражается сложившиеся нормы поведения и взаимоотношения людей, закрепляются определенные понятия: добро, зло, честь, совесть и т.д.

Нравственность – это качества необходимые человеку для жизни среди людей, а так же воплощенных правил и норм общественного поведения, это форма сознания отдельной личности, это мораль каждого человека.