Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет с читателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущности человеческого бытия. Мы чувствуем постоянное незримое присутствие автора, страстно желающего изменить жизнь на земле и верящего, что царство добра и разума наступит. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.
Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования.
В сущности, перед нами переосмысленный сюжет притчи о блудном сыне, в котором заблудшие взрослые люди внимают словам ребенка.
Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.
Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!
Экзюпери как бы заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.
« — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
— А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…»
Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
План.
1. Особенности творчества А. Де Сент-Экзюпери.
а) мировоззрение автора.
б) «Маленький принц» - философский итог творчества писателя.
2. Жанровые особенности произведения.
а) жанр притчи.
б) жанр сказки.
3. Романтические традиции и философская тематика сказки.
4. Анализ текста.
5. Особенности композиции, языка и повествовательной манеры автора.
6. Заключение.
а) «Маленький принц» как произведение, вошедшее в круг детского чтения.
б) вывод.
Библиография.
1. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М. : Московский лицей, 1999.
2. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983.
3. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л.: Просвещение, 1973.
4. Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М.: Советский писатель, 1968.
5. Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение,1964.
6. Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1963.
7. Моруа А. Сент-Экзюпери. // Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс,1970.
8. Губман Б.Л. «Истина для человека – это то, что делает его человеком». [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.
9. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. [Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
10. Лунгина Л.З. Живое чудо сказки. [Предисл.] // Родари Дж. Приключение Чиполлино и др. Минск: Наука и техника, 1986.
11. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. «Зорко одно лишь сердце». // Литература в школе, 1992, №1.
12. Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31.
13. Зверев А. Поэзия и жестокость испытания. // Книжное обозрение, 1997, 4 марта.
14. Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку. // Первое сентября, 1995, 11 марта.
15. Соломно Н. …И Маленький принц приручил Лиса. // Пионер, 1983, №2.