80. Шестов П. Дерзновения и покорности.// Наше наследие.- 1988.-№5.- С.81-90
Приложение №1 Классификация и функции реминисценций в философской лирике Бродского
№ | Название произведения | Содержание реминисценции | Источник реминисценции | Функция реминисценции | Тематическая классификация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12345678910111213141516171819202122 | Песня невинности, она же опыта (II;304)POST AETATEM NOSTRAM (Империя- страна для дураков.II;245)По дороге на Скирос (II;48)Стихи о зимней кампании 1980 года (III;9)Письмо к генералу z (II;85)Зимним вечером в ЯлтеРазговор с небожтелем (II;209)Новая жизнь(III;167)Строфа (наподобье стакана…)II; 455Сретенье(II;287)Исаак и Авраам(I;268)Сретенье(II;287)Каждый раз перед Богом наг(Стихи под эпиграфом I;25)Литовский ноктюрн: Томасу Венцлову(II;322)Одной поэтессе(I;431)Там жеПисьмо в бутылке(I;362)От окраины к центру(I;27)ANNO DOMINI(«Провинция справляет Рождество…» II;65)Разговор с небожителем(II;209)Там жеPAST ACTATEM NOSTRAM(«Империя – страна для дураков…)II;245 | Песня невинности, она же опытаИ тут наместник, чье лицо подобно гноящемуся вымени, смеетсяЯ покидаю город, как Тезей-/ свой лабиринт, оставив Минотавра/ смердеть, а Ариадну – ворковать в объятьях Вакха/. Вот она, победа!В полдневный зной в долине ДагестанаНикогда до сих пор, полагаю, так / не был загажен алтарь МинервыОстановись, мгновенье! Ты не столь/ прекрасно, сколько неповторимоВ ковчег птенец / не возвратившись, доказует то, что вся вера есть не более чем почта в один конецИ если кто – нибудь спросит: «Кто ты», ответь: «кто я, я – никто», как Улисс некогда ПолифемуНехотя, из-под палки, признаешь эту власть подчиненияПарке, обожающей прястьА было поведано старцу сему / о том, что увидит он смертную тьму / не прежде чем сына увидит ГосподняБог ягненка сам найдет себе… Господб, он сам усмотритНо там не его окликали, а Бога пророчица славить уже началаКаждый раз перед Богом/ нагЖалок, наг и убог…чтоб вложить пальцы в рот – эту рану Фомы -/ и, нащупав язык, на манер Серафима переправить глаголСлуженье муз чего-то там не терпит / Зато само обычно так торопит… Я заражен нормальным классицизмомСирены не прячут прекрасных ресниц и громко со скал поют в унисон, когда весельчак капита Улисс / чистил на палубе смитвессонВот я вновь посетил / эту местностьИ на стене / орел имперский, выклевавший печень у наместника глядит нето пыремЗдесь, на земле, где я впадал в неистовость, то в ересь / где жил в чужих воспоминаньях греясь, / как мотыль в золе, где хуже мысли глатал петит родного словаряНе стану жечь / тебя глаголом исповедью, просьбойВ раскаленном на уличных щитах / «Послании властителям» известный/ известный местный кифаред, кипя негодованьем, смело выступает с призвом Императора убрать / (на следующей строчке) с медных денег | У. Блейк: «Песни невинности»; «Песни опыта»И.Гумилев «Заблудившийся трамвай»: «В красной рубашке, с лицом, как вымя, /Голову срезал налог и мне…»Тезей – персонаж греческих мифов, который теряет после убийства Минотавра свою возлюбленную Ариадну, попавшую в объятья бога ВакхаМ. Лермонтов в «Сон»В полдневный жар в долине ДагестанаМинерва римская богиня. Была отождествлена с Аджной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городовИ. Гете «Фауст»«Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремениНой – герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и сторитель ковчега. Выпущенная Ноем голубка возвращается с веткой оливы – символом примирения с БогомПолифем – кровожадный великан с одним глазом. Ослепленный Одиссеем, который назвал себя «Никто», кричит соседям циклопам что его ослепил «никто», чем приводит их в замешательствоПарки – римской мифологии богини судьбы. Отождествляются с мойрами, прядущими и отрезающими нить жизниСимеон – согласно библейской истории, человек, которому было предсказано, что он не умрет пока не увидит СпасителяАвраам – праотец еврейского народа. Библия.Бытие», Бог усмотрит себе отца для всесождения, сын мой (Бытие: 22:8)Анна – пророчица встретила младенца Иисуса при внесенииЕго в храм и прославляла Бога (Лук 2:36)Голос твой я услышал в раю, и я убоялся, потому что я наг, и скрылся (Бытие 3:10)Фома – один из 12 апостолов. Он отказался поверить в Воскресение Христа, пока сам не увит ран от гвоздей и не вложит в них перстаА.Пушкин «Пророк»: «… и вырвал грешный мой язык…»…это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя» (Исака 6:7)А.Пушкин «19 Октября». Служенье муз не терпит суеты / Прекрасное должно быть величаво…»А.К.Толстой «Сон Попова». «Иль классицизмом вы заражены?»Сирены – демонические существа, полуптицы – полуженщины, пением заманивают путников и поедают их. Одиссей, проплывая мимо их острова, привязал себя к мачте и залил уши своих товарищей воскомА.Пушкин «Вновь я посетил / Тот уголок земли…В орла превратился гнев Зевса и в таком виде клевал печень ПрометеяФ.Достоевский«Записки из под полья». Герой жалуется на неадекватность своей речи и представляется себе «обиженной, прибитой и осмеянной мыслью»а.Пушкин «Пророк» … и обходя моря и земли /глаголом жги сердца людей…»И сказал Он : «Пойди и скажи этому народу (Исакк: 6;9)А.ВознесенскийЯ не знаю, как это сделать, / но товарищи из ЦК / Уберите Ленина с денег / Так цена его высока…» | Композиционная Характерологическая, хронотопная Композиционная характерологическая, сюжетная, хронотопная КомпозиционнаяХронотопнаяКомпозиционнаяхарактерологическаяХронотопнаяХарактерологическаяХронотопнаяСюжетнаяХронотопнаяХарактерологическаяХронотопнаяСюжетнаяХарактерологическаяСюжетнаяХарактерологическаСюжетнаяХарактерологическаяКомпозиционнаяХарактерологическаяХарактерологическаяХарактерологическаяХронотопнаяКомпозиционная,характерологическаяХарактерологическаяХронотопнаяХарактерологическаяхарактерологическаяСюжетная характерологическая | Литературная Литературная Мифологическая ЛитературнаяМифологическаяЛитературнаяБиблейскаяМифологическаяМифологическаяБиблейскаяБиблейскаяБиблейскаяБиблейскаяБиблейскаяЛитературнаяЛитературнаяЛитературнаяЛитературнаяМифологическаяЛитературнаяЛитературнаяЛитературная |