Смекни!
smekni.com

Фонетика эмоциональной речи в ее устной и письменной реализации (стр. 3 из 8)

1) отрицательная оценка:

а) - Словом, это бездарно, все ваше поведение с Мариной, без-дарно. И даже преступно.

б) "Я ненавижу венчаться... в штатском! Вот так взять и зайти, только зубы наспех почистив, а потом через месяц объявить: "Мы уже год как женаты" Это без-дарно."

в) " Глупо у поэта спрашивать время. Без-дарно."

2) Вызов:

" Теперь, Марина, на прощание, мои самые любимые. Я сериозно говорю. (С вызовом:) - Лю-би-ме-е ваших."

3) Убеждение:

"Еще о том как себя вести, когда, например, на улице падает чулок или что-нибудь развяжется:" С кем бы вы ни шли- спокойно отойти и не торопясь без всякой суеты, поправить, исправить непорядок... Ничего не рвать, ничего не торопить, даже не особенно прятаться: спо-койно, спо-койно..."

4) Категоричное утверждение:

"... с такой женой болеть мо-жно!"

5) Удовлетворение:

- Алечка, тебе удобно?

- Бла-женно! Я в первый раз в жизни так еду - лежа, точно царица Савская, на носилках.

6) Восхищение:

- Чу-десно, Марина! Только длинно немножко.

7) Воздействие на собеседника:

"... если вы меня когда-нибудь - хоть чу-точку! - любили, разыщите мне мою Сонечку Голлидей."

п.5. Выпадение гласных.

Еще одним средством эмоциональной фонетики является выпадение гласных. Очень художественно вместе с тем почти лингвистически точно описывает это явление Марина Цветаева:

" Я много раз давала ее протяжное: Марина...( О, Мари-ина... Ах, Мари-ина!). Но было у нее другое Марина, отрывистое, каким-то вздрагиванием верхней губы, и неизбежно предшествующее чему-нибудь смешному: "М`р`н`а ( вроде французского Marne) - а вы заметили, как он, когда вы сказали..." Мое имя, бывшее уже дрожанием смеха, уже входившее в смех, так сказать открывавшее руладу, с буквами - пузырящимися под губой. Моим именем она пела, жаловалась, каялась, томилась, им же смеялась."

§2 Средства эмоциональной фонетики, реализованные в рассказе В.Тендрякова " Донна Анна".

п.1. Специфика воинских команд.

В рассказе " Донна Анна" автор передает произношение воинских команд, естественно, пользуясь доступными ему методами.

Для подсистемы воинских команд, как и для всякой другой подсистемы характерны свои специфические лингвистические особенности. Эти особенности обусловлены как лингвистическими, так и внелингвистическими факторами, вытекающими из целенаправленного характера и задач данного вида коммуникации. Специализированные функции, присущие пласту языка воинских команд, требуют особой ясности, категоричности и лаконичности.

Здесь будет рассматриваться только плоскость обращения (апелляция, по Н.С.Трубецкому), что вытекает из характера и задач подсистемы воинских команд.

п.2. Сверхдолготы гласных и согласных и их функция.

Первостепенную роль в апеллятивной фонетике играют долготы. Трубецкой приводит в качестве примера восторженно произносимое немецкое schschöön! Здесь наблюдаются сверхдолготы гласного и согласного.

Одно и то же средство может быть использовано и для выражения других эмоций.

В подсистеме воинских команд:

- Па-а-а и-из-мен-ни-ку ро-одины-ы!..

[ па измэнику родины ] ;

- ог-гонь! [ агон'];

- быс-стра-а! Ис-с-пад земли! [ быстра ис пад з'имл'и ];

- смир-рна! [ cм'ирна];

- Кр-ру-гом!!! [ кругом];

- Р-р-рота!!! [ рота];

- Слу-уша-ай мою команду! За-а р-ро-оди-ну! За-а Ста-али-и...

[ слушаи маjу каманду, за род'ину за стали...]

Нетрудно заметить обилие сверхдолгот и гласных, и согласных. Из согласных удлиняется чаще всего сонорная [р], как наиболее звучная, но имеются и удлиненные [н],[г],[с]. Из гласных удлиняется чаще всего [а], но могут удлиняться все гласные звуки.

Трубецкой говорит, что сами по себе апеллятивные средства не имеют прямого отношения к возбуждению какой-то определенной эмоции; они содействуют появлению множества самых различных эмоций; выбор же эмоций зависит от ситуации, в которой развертывается речь, а само возбуждение эмоций достигается необозримым многообразием звуковых жестов, лишенных условного характера. [14]

Таким образом, сверхдолготы могут быть средством выражения совершенно различных эмоций. В данной ситуации они имеют задачу заставить солдат подчиняться, заставить их выполнять приказ ( что достигается также определенной эмоциональной интонацией).

п.3. Количество ударений в слове и их обусловленность.

Следующей важной особенностью фонетики воинских команд является их посложное, чеканное произношение, почти скандирование.

Каждый слог произносится четко и ясно, при этом слоги разделяются небольшой паузой. Вследствие этого создается иллюзия того, что каждый слог является ударным.

Как можно объяснить это явление? Когда человек произносит команду, необходимо, чтобы каждый слог был слышен и понятен, иначе его просто не поймут. Т.е. опять чисто апеллятивная функция, как и в случае со сверхдолготами.

Последний слог в слове все же является более сильным по сравнению с остальными. Остальные получают факультативное ударение.

[сми'р-на']

[кр'-уго'м]

[ро'-та']

[слу'-ша'и].

Почему так происходит? Начало исполнения команды - это конец ее произнесения, поэтому важен именно конец слова, и на нем акцентируется ударение, а второй и третий слоги произносятся лишь более четко по сравнению с "нормальным" произношением, создается иллюзия ударности всех слогов.

Интересен еще и тот факт, что здесь неважно, на каком слоге в "нормальном" произношении было ударение. Все равно последний слог обладает наибольшей звучностью. Происходит как бы перемещение ударения. Для сравнения:

в нормальной речи в подсистеме

[см’ирнъ] [см’ир-на]

[ротъ] [ро-та]

[слушай] [слу-шай]

п4. Отсутствие редукции гласных.

Еще одно наблюдение, которое вытекает из уже сказанного о посложном произношении команд.

Транскрипция слов по нормам, реализующим основную систему и подсистему команд:

по норме в подсистеме
1. [пъ изм’эн’ику род’ины] 1. [па изм’эн’ику род’ины]
2.[агон’] 2.[агон‘]
3. [быстръ ис-пъдз’имл’и] 3.[быстра ис-падз‘имл’и]
4.[см’ирнъ] 4.[см’ир-на]
5.[ротъ] 5.[ро-та]
6.[слушъй] 6.[слу-шай]

В подсистеме воинских команд полностью отсутствуют редуцированные. Так как все слоги произносятся сильно, то это удерживает гласные от редукции.

п.5. Выпадение слога.

Хотелось бы рассмотреть еще произношение отдельных слов: Товсь! и Пли!

В норме: [гъто'фс'ь] [пал'и]

Здесь наблюдается выпадение слога или выпадение гласного, что равнозначно. Возможно, здесь действует та же тенденция, о которой говорилось в связи с важностью именно конца команды. Так как акцентируется конец слова, то второй от конца слог просто выпадает, как ненужный. Но тогда возникает вопрос, почему слог не выпадает в таких словах как: Смирно! Кругом! и др.

Нам представляется, что такие одиночные команды как смирно! кругом! выполняются в два приема. При произношении [см'ир-] происходит подготовка к выполнению команды, при [-на]- исполнение самой команды, т.е. важны оба слога, поэтому слог не выпадает. А такие команды как Товсь! и Пли! не одиночны. Им предшествуют или за ними следуют еще и другие команды, поэтому время на подготовку и исполнение есть, и слог в этих командах выпадает.

§3. Выводы

Итак, на основе проведенных наблюдений можно сделать вывод о том, что средств для передачи эмоциональной фонетики в художественной литературе не очень много (оговоримся, для устной реализации эмоциональной фонетики средств окажется гораздо больше ), а именно:

1.Удлинение гласных.

2.Удлинение согласных.

3.Ударность всех слогов в слове, скандирование, отсутствие редукции. 4.Выпадение гласных.

Каждое из этих средств может выражать не одну эмоцию, а множество различных (как положительных, так и отрицательных). Таким образом, средства отражения фонетических эмоций полисемантичны, следовательно, сильно нагружены. Используя их в художественном произведении, автор добивается максимального приближения к разговорной речи, поскольку повышенная эмоциональность- универсальная черта разговорной речи (у М.Цветаевой), а также отражается специфика воинских команд и их произношения (у В.Тендрякова).

ГЛАВА 3. Средства эмоциональной фонетики в ее устной реализации.

§.1. Собственно эмоциональные средства.

п.1.Удлинение гласных.

Как уже было сказано выше, первостепенную роль в апеллятивной фонетике играют долготы. Одно и то же средство используется для выражения различных эмоций.

Например:

"[ ]осподи, какой кошмар!

[у]жас, Лиза!" (негодование)

"А у вас на лице написано, что вы филологи - [э] "(злорадство)

"Н[у]?!" (у переходящее в о), (нетерпение - во время просмотра футбольного матча, в напряженный момент ).

"[ои], Лизка, "Свит Хармони" здесь есть, на последнем месте!"( радость) "[ои], что это?" (удивление).

"Да, н[у], контрольная - списать лекцию и в[с'о]!" (ирония)

"Ты, [ч'о], рис[у]ешь там, что ли?" (возмущение)

"Да отвал[и] ты" (недовольство)

"Ч[о?], страдаешь?"(проявление доверительности + снисходительное отношение)

"Т[а]к, а у меня целенький!" (злорадство)

"Он назвал меня алкоголиком!"

"[хто]?" (очень огубленное [о] - возмущение)

"Смотри глазки потупила! О-о-о!" (умиление)

"Лиза, такими перцами кормили богов на Олимпе"

"О-о-о!" (всеобщий возглас восхищения).

Как видим удлиняются только ударные звуки. Неударные же звуки сокращаются в длительности, происходит ослабление интенсивности заударных гласных. Возможно полное выпадение отдельных слогов (об этом смотри ниже). Однако, утверждение о сокращении длительности неударных звуков требует экспериментальной проверки, при помощи специальных приборов, поскольку это явление было обнаружено при аудитивном анализе, а инструментальных исследований не проводилось.