Смекни!
smekni.com

Фонетика эмоциональной речи в ее устной и письменной реализации (стр. 4 из 8)

С.И.Бернштейн, исследователь творчества А.Блока, предполагает, что растяжения ударных гласных в декламации Блока, представляя собою несомненные уклонения от норм практической речи, коренятся с одной стороны в тех речевых тенденциях, которые заложены в природе стиха, с другой- в эмоциональном стиле произнесения. Далее, С.И.Бернштейн пишет:"... эмоциональная речь в устах русских произносителей вообще склонна к нарушению установленных практической речью норм длительности."[15]

п2. Удлинение согласных.

Довольно часто в эмоциональной речи встречается удлинение согласных, хотя и несколько реже, чем гласных.

"- А Таня еще вот так плечами делает...

- [фу] " (презрение)

"[ч']орт, так горло болит" (досада)

"[ш'ъс]..." (недоверие, презрение к собеседнику, аллегровые остатки от "сейчас")

"к[л]асс, а!" (восторг)

"[с]коты, а?!" (недовольство)

"я [з]аболел, как [с]винья " (злость, досада)

"к[аз]ел!" (злость, досада)

"Дурак!" (начальный [д]- долгий, долгота которого заключается в выдержке затвора перед взрывом (чем более резко, тем передает большую эмоциональную окраску))

"[Н]ет, пожалуй не стоит" (сомнение)

"[н]у, [м]ожно... не знаю" (размышление)

"[л]учше, наверное, в парк пойти".

Удлиняются чаще всего начальные согласные. Чаще всего удлиняются щелевые, как перед гласными, так и перед другими согласными. В удлинении щелевых согласных нет ничего противоестественного. При образовании щелевых согласных активный орган лишь приближается к пассивному, образуя узкую щель. Шум при образовании щелевых получается в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки щели. Так как шум образуется при этих звуках через щель, а это прохождение может длиться больше или меньше, то щелевые согласные называют также длительными, их можно тянуть в пении.

Удлиняются и сонорные согласные, что объясняется, очевидно их артикуляционной близостью гласным, и, отсюда, легкостью их удлинения. Удлинение согласных позволяет, как пишет Иванова Е.И., "фонетическими, то есть более компактными, средствами передать максимум вложенных в них душевных сил и эмоций."[16]

п3. Нарушение единоударности слов (Скандирование).

Несколько реже, чем отражено в "Повести о Сонечке", используется в живой речи скандирование. И это можно понять. Ведь речь Сонечки- это речь актрисы, несколько более манерной, несколько более импульсивной, нервной, несколько более играющей на публику, чем мы с вами. Поэтому в ее речи чаще используются средства эмоциональной фонетики.

Суть скандирования - особенно отчетливое произношение слов для выражения значимости этих слов для говорящего и, соответственно привлечение к ним внимания слушающего.

Традиция подразумевает под скандированием:

а). нарушение единоударности слов

б). напряжение при произнесении.

- Я не же-ла-ю с тобой разговаривать!

- [Ни-чи-во] себе! Мне Паша тут такие прибамбасы показал (удивление) - Мы на "Мертвой петле" катались [Каш-мар]!

- Нет, ты не понимаешь. Давай я тебе [мед-лен-на] и три раза объясню (раздражение).

Обратимся к работам Л.В.Щербы "О разных стилях произношения..."[17] и “Фонетика французского языка.”[18] Л.В.Щерба предлагал "различать для простоты всего два стиля: один - свойственный спокойной беседе людей, другой, который мы употребляем, когда хотим сделать нашу речь особо отчетливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова; первый мы будем называть разговорным стилем, второй - полным. "Я-зы-ка-вы-е а-со-бе-нна-сти" полного стиля превращаются в " з кавы " асоб нн сти "разговорного".[19]

Полный стиль представляет собой отчетливое, тщательное, возможно даже нарочито тщательное, произношение. Полный стиль используется при чтении важных официальных сообщений, при обращениях к большой аудитории, используется при диктовке, при обучении правильному произношению и т.д. "Когда хотим привлечь внимание на то или другое слово или даже часть его, когда тянем слова в недоумении или удивлении". [20]

Для полного стиля характерна установка на стопроцентное восприятие и понимание речи. Говорение полным стилем оказывает определенное эмоциональное воздействие на слушателя. Говорение полным стилем - это своего рода искусство, которому можно и нужно учиться. В фонетическом плане артикуляция полного стиля характеризуется напряженностью произносительного аппарата, что обуславливает четкость, отчетливость произношения. Это затрагивает в первую очередь безударные гласные. Л.В.Щерба замечает в работе “О разных стилях произношения”, что “полные формы в сущности в обычной речи никогда не употребляются”.

Таким образом, в нашем случае мы сталкиваемся с использованием явлений полного, или иначе “высокого” стиля, в качестве эмоционально-экспрессивного средства (об использовании явлений “сниженного” стиля смотри ниже.§3 Использование элементов просторечия в качестве эмоционального средства).

п.4. ВЫПАДЕНИЕ ЗВУКОВ.

Явление, противоположное скандированию, - деформация и выпадение одного или нескольких звуков - может также являться средством эмоциональной фонетики.

- “Стри (=смотри), как грунт вылетел! (сильное возбуждение при просмотре гонок “Формула-1”).

- [сматри], какой у меня,

[смари], какой у меня (=смотри) (о воздушном шарике, восхищение).

-... вы [тр]щила глаза (недовольство).

“- Девицы, вы [ч’о], совсем, что ли?

- [паш‘и штъ]! (радостно).(почти что)

Итак, это может быть сильная редукция безударных гласных вплоть до нулизации; упрощение групп согласных. Все это элементы разговорной речи, однако здесь они несут еще и эмоционально-экспрессивную нагрузку.

п.5. ПРИДЫХАНИЕ.

В нормальной речи “наибольшим придыханием характеризуются звуки, стоящие в абсолютном конце слова, наименьшим в начале слова”.[21] В эмоциональной речи же придыхание может появляться в начале слова. “Одним из важных условий, способствовавших увеличению длительности придыхания, является большая воздушность и меньшая напряженность произношения. Поскольку начальные слоги слова обычно по своему положению напряжены больше, чем последние, особенно конечные, постольку согласные неначальных слогов характеризуются меньшим моментом придыхания”.[22] Итак, придыхая в начале слова, мы затрачиваем больше напряжения. Так как это противоречит норме, то, естественно, привлекает к себе внимание, чего и добивается человек в эмоциональной речи.

[каз‘ол]! (злость, раздражение) придыхание перед заднеязычным [к], который из смычных характеризуется наибольшим придыханием).

Да [к]ак ты смеешь так говорить?! (ярость) придыхание перед [к].

[пашол] ты! (недовольство) придыхание перед [п].

Иногда придыхание может появляться перед гласными (при произношении некоторых междометий).

“- На самом деле я хочу, чтобы ты что-нибудь сказала.

- [hа]!.. (понимающе)”. Придыхание перед [а].

Звук получается более сдавленный. Выдыхательный тон, необходимый для произношения звука, проходит сначала через открытую голосовую щель, которая лишь потом сужается для голосовых вибраций.[23]

Иногда перед некоторыми междометиями может появляться не придыхание, а скорее твердый приступ как в немецком языке.

[ъх] ты, гад!

Твердый приступ перед [ъ]. Само слово произносится очень коротко с большим напряжением. Твердый приступ передает большую эмоциальную окраску.

п.6. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ФОНЕМ.

а). Сверхнапряженное [и].

Иногда в речи для выражения особенно сильных эмоций используется так называемое сверхнапряженное [и].

“Куда идем мы с П[и]тачком!” (бурная радость, “телячий” восторг).

“В[и]-зёт! Нашла чему завидовать!” (сильное возмущение).

Интересно заметить, что в обоих случаях происходит перес ударения на первый слог. Видимо потому, что произносить такой [и] значительно труднее, чем обыкновенный, все напряжение и ударение переносится на него. Ну и, конечно, же для того чтобы подчеркнуть, выделить этот не совсем обычный звук. Также этот звук характеризуется еще и долготой.

С.С.Высотский говорил: “У нас есть понятие вульгарного (условно говоря) иканья - это резко напряженное иканье - в[и]сна, п[и]ры, п[и]рог. Это [и] режет слух, это иканье мы транскрибируем как не просто напряженное, а сверхнапряженное, и оно дает характерные призвуки”.[24]

Далее Высотский связывает иканье и эканье со стилем: “если что-нибудь такое серьезное - еканье; если что-то бытовое, небрежное - иканье.”[25]

б). Глухой “йот”.

Иногда в эмоциональной речи появляется щелевой срединный согласный [с] (или глухой “йот”). В таких, например, словах:

Сто[c]! Отда[c]! и т.д.

Впервые этот звук в русской речи открыт А.А.Реформатским в 1948 г.

п.7. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Хотелось бы упомянуть еще о некоторых явлениях, характерных для устных высказываний в состоянии эмоционального напряжения. Характерно колебание уровня громкости (наблюдаются резкие пики вверх, число которых возрастает по сравнению с речью в нормальном состоянии); высказывания могут прерываться смехом, и часть слов произносится во время смеха; могут наблюдаться оговорки; семантически нерелевантный повтор слов, слогов; возникновение своеобразных заиканий.

Такие своеобразные заиканья могут возникать, когда произносится достаточно длинный эмоциональный монолог, причем говорящий особенно сильно переживает какие-то эмоции. Например: