Смекни!
smekni.com

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (стр. 3 из 4)

Либретто определяет главную тему, содержания и смысл всей оперы. В основу оперных либретто кладётся известное литературное произведение. Поэтому, изучая крупные музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с либретто и с самим литературным произведением. Здесь тоже можно говорить о богатстве литературного слова в музыке.

Знакомя детей с увертюрой из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки следует сказать, что увертюрой называется большое, развернутое вступление к опере, но иногда увертюра бывает вполне самостоятельным музыкальным произведением, чаще всего с каким – либо программным названием «Торжественная», «Праздничная» и так далее.

В увертюре из оперы звучат музыкальные темы главных героев: тема Руслана, тема любви к Людмиле, тема Черномора. На этом же музыкальном примере ребята знакомятся с понятием сонатная форма в музыке.

Основным признаком сонатной формы является столкновение или сопоставление двух литературных или музыкальных образов, которые между собой контактируют, вступают в конфликт, или наоборот дополняют друг друга. Так в увертюре два основных образа дополняют друг друга в развитии, не противореча, друг другу и не вступая в конфликты (тема Руслана и любви) по принципу дополнения, (тема Руслана и тема Черномора) по принципу контраста. Слушая оперы, наблюдая за развитием и столкновением музыкальных образов, мы одновременно следим за либретто, словно читаем книгу. Связь музыки с литературой, лежащая в основе оперного искусства, несомненно, обогащает каждое из этих искусств и одновременно делает их более доступными, понятными широкому кругу слушателей и зрителей.

В своей курсовой работе я пыталась рассказать о взаимосвязи двух видов искусств: музыки и литературы.

Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни, романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинить оперу, балет) отсюда следует, что литература необходима музыке, она её обогащает.

Теперь я хочу подробно, остановится на теме: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». С темой дети знакомятся в пятом классе.

Прежде всего, если бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку. Без музыки эти стихи лишены достаточной силы для самостоятельной жизни.

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. Это, прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками. А.С. Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира. В сказке рассказывается о том, как хитрый ворон у птичек песню отнял, а охотник, который любил слушать эти песни, помог птичкам и вернул им песню. Вот содержание сказки:

В уютном гнёздышке жили три маленькие птички – три пуночки.

Пуночка мать каждый день летала за добычей, а птенчики сидели в гнездышке и пели свою песенку. Только появится солнышко, пуночки начинают петь:

Солнце, землю лучами согрей,

Чтобы птичкам весело было,

Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей

И личинок, и мошек носила.

А – я – гу – на – ля – ля!

А – я – гу – на – ля – ля!

Далеко слышна песня пуночек.

Услыхал её ворон. Подлетел к птенчикам и говорит:

- Хорошо вы поёте! Спойте-ка ещё разок да погромче!

Закрыли птенчики глазки и запели, что есть силы. Схватил тут ворон песенку клювом вырвал её у пуночек и полетел в свое гнездо на скалах. Прилетел к себе и запел:

Солнце, землю лучами согрей,

Чтобы мыши из нор выбегали,

Чтобы вороны в гнезда для черных детей,

Поскорее добычу таскали.

А – я – гу – на – кар - -кар!

А – я – гу – на – кар - -кар!

Прилетела пуночка мать к гнездышку. Видит малыши – птенчики горько плачут.

- О чем вы плачете, дети? Кто вас обидел? Спрашивает она.

- Отвечают ей птенчики сквозь слезы

- Хитрый ворон отнял у нас песенку!

- Ай – ай – ай! – огорчилась пуночка мать,

- А куда же улетел ворон?

- Вон в ту сторону, где скалы над морем.

- Не плачьте, я позову на помощь человека с луком. Он нам поможет.

Полетела пуночка к охотнику.

Прилетела, села около землянки и смотрит на дверь. Увидел её охотник и спрашивает:

- Зачем ты прилетела ко мне, маленькая пуночка?

- Добрый человек, ты все можешь сделать. Помоги нам, ворон отнял у нас песенку! Охотник подумал и сказал:

- Хороша ваша песенка. Я так любил слушать её по утрам! Укажите мне, куда улетел ворон.

- Вон на тех скалах над морем гнездо ворона, - ответила пуночка.

Взял охотник лук со стрелами и отправился к скалам. Следом за охотником полетела и пуночка. Подошел охотник к скале, а ворон сидит и поет:

Солнце, землю лучами согрей,

Чтобы мыши из нор выбегали,

Чтобы вороны в гнезда для черных детей,

Поскорее добычу таскали.

А – я – гу – на – кар - -кар!

А – я – гу – на – кар - -кар!

«Вот я тебя сейчас проучу, старый крикун!»

Подумал охотник и стал прицеливаться в ворона. А ворон ничего не видит и не слышит. Открыл клюв, выпустил язык и поёт. Песенка так и вертится на кончике вороньего языка. Натянул охотник лук и пустил стрелу. Полетела стрела и вырвала песенку из вороньего клюва вместе с кончиком языка. Начала падать песенка со скалы в море, а пуночка подхватила её налету и понесла в гнездышко к своим птенчикам. (звучит фрагмент из музыки М. Матвеева в исполнении оркестра русских народных инструментов им. В. Андреева

«Летели две птички» )

Потерял ворон песню вместе с кончиком своего языка. С тех пор и стал совсем безголосый, петь не умеет только каркает. А пуночки, чуть покажется утреннее солнышко, опять распевают:

Солнце, землю лучами согрей,

Чтобы птичкам весело было,

Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей

И личинок, и мошек носила.

А – я – гу – на – ля – ля!

А – я – гу – на – ля – ля!

Так поют они и вспоминают доброго охотника, вернувшего им песню. (фрагмент в исполнении оркестра народных инструментов им. В. Андреева «Северные пейзажи»)

Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки. Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик, которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид.

Краткое изложение фрагмента сказки.

Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри», сказал он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый – и счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже золотые, листики на них серебренные, а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

- Что это за городок? – спросил Миша.

Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронул пружинку. И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша не мог понять: он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не из часов ли? И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то в другом месте, смотрел и под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и светлее, окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот Солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже и ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки. А папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша, сам посмотри повнимательней да подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки не трогай, а иначе все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал – думал: отчего звенят колокольчики?

Между тем музыка играет и играет, вот всё тише да тише, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу… (В.Ф. Одоевский).

Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными звуками. Предлагаю детям послушать «вальс – шутку» Анатолия Константиновича Лядова. После прослушивания музыки то обсуждаем музыкальные впечатления детей. Предлагаю вопросы:

- Понравилась ли музыка?

- Чем?

- Какое настроение вызвала музыка?