Московский институт повышения квалификации работников образования
Курсовая работа
Учителя музыки
Тема:Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
1999 год
Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература – это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»
Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление внутренних связей музыки с литературой.
Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время, когда отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой, изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга, но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение продолжение и завершение в другом». Эти слова помогут, глубже осознать задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных знаний.
Главная идея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классе четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?» Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А. Короленко.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Эти звуки – шумовые
Только есть ещё другие:
Не шуршащие, не стуки –
Музыкальные есть звуки.
О музыкальных звуках рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку, пианино.
Жила. - была девочка звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина, и спать пошла. Уснула девочка, и приснился ей удивительный сон:
Будто дома она и кошка
И сидит она у окошка.
А за спиной: «Бум, бум!»
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот–вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши – прыг!
И чудо случилось вмиг
Мурка по клавишам идет,
А пианино поёт, Мурка неслышно ступает
А пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, всё тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» –
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит,
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт –
Низким голосом пианино поёт,
А если повернёт правее –
Звуки всё Выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий
А чем толще, длиннее струна,
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поёт,
Мурка дальше идёт
Думает девочка Нина:
«Совсем нестрашное пианино,
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался: Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки» Задачи: На музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад – как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения - одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово.
Известно, насколько тема мажорный минорный лад сложна для объяснения и как трудно воспринимают её дети.
Сказка «два брата» облегчает её восприятие.
В давние – давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин – дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало сидит он на своём троне и скучает. От скуки ногами поболтает, от скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, песцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин – дон их звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется
С боку на бок перевернётся
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии два брата,
Один был весёлый, плясун – хохотун,
Другой грустный, задумчивый.
Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились,
- Здравствуй, Дин – дон, - говорят
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звуками король, -
Запевать, все изволь!
Раз, два, раз, два!
Запели звуки, кто в лес, кто по дрова
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, - Дин – дон, мы тебе поможем.
Из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон, рассчитайтесь! Звуки быстренько рассчитались.
- Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор
Звуки запели.
(Звукоряд C – dir.) Вверх и вниз.
Со словами: «Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный!»
Кончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон. Полутон рассчитайтесь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон,
Тон, тон, полутон,
Тон, тон.
- Запевай! – скомандовал Минор.
Звуки запели.
(звучит звукоряд a – moll) вверх, вниз
«Мы минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём»
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин – дон по-другому жить стал. Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних языческих образов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались плясками, музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись.
Пропетое слово звучало сильнее и выразительней, чем сказанное, оно становилось музыкой. Древняя обрядовая музыка проста и лаконична. Передавалась из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь самые яркие напевы, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор сохранил живую связь с народными традициями.