Читаясцены, происходящиена пикнике в"Двенадцатидубах",
пони-; маешь, что всеюжане одобряютКонфедерациюи все,
происходящеев ней, считаяэто добром,северян же онисчитают
злом.Совесть - сознаниенравственнойответственностиза свое
поведение.Почти все южанеуверены, что,воюя с северянами,
онивыполняют то,что должныделать, выполняютсвой долг.
Честь- достойныеуважения игордости моральныеи этические
принципыличности. Новедь так онои есть. Уважаютсялюди,
борющиесяза свободуКонфедерации,а люди, выступающиепротив
илидаже сомневающиеся,встречают непонимание, апрезрение. У
северянже совершеннодругая системаценностей, номожно также
легкодоказать, чтои они обладаютчестью и совестью.Главные
жегерои стоятнесколькоособняком нафоне остальных,и такие
понятия,как честь исовесть, к нимнеприменимы.И Ретт
Батлер,и Скарлеттнемного опередилисвою эпоху...Но
Гражданскаявойна в Америкепрошла, южанеи северянетакже
ушлив историю. Пришлановая эпоха,замечательноописанная
ТеодоромДрайзером. Моелюбимое литературноепроизведение-
трилогияТеодора Драйзера"Трилогияжелания", иособенно ее
перваячасть "Финансист".Читая этопроизведение,невольно
убеждаешься,что совестьи честь у людейотходят дажене на
второйплан, а куда-тоочень-оченьдалеко. Действиялюдей, в
особенностиФрэнка Каупервуда,диктуютсяпрежде всегосвоими
желаниями,сложившейсяситуацией,симпатией,неприязнью,да
чемугодно, тольконе совестьюи честью. Ведьне совесть же
подсказалаФрэнку "ограбить"городскоеказначейство!Конечно,
невсе люди былитакими, какглавный герой,Фрэнк Каупервуд
являлсявсе-таки воплощениемАмерики тоговремени. Так
получилось,что в своемсочинении яиспользовалтолько
зарубежнуюлитературу,но сейчас япопробую исправитьэтот
недостаток.Надо сказать,что наша странав своем развитиишла
посовершеннодругому пути,поэтому и понятиячести и совести
былисовсем другими.Это очень хорошовидно на примереодного
измоих любимыхпроизведенийрусской литературы"Судьба
человека",написанногоМихаилом Шолоховым.Главный герой
рассказаАндрей Соколовпредстает передчитателемчеловеком
бесконечнойволи, чести исовести. Развемог бы тот жеФрэнк
Каупервудили Ретт Батлерперенестииспытания,выпавшие на
долюпростого русскогосолдата? Развемогли бы они
пожертвоватьлучшими годамисвоей жизни,здоровьем,семьей
радисвой родины?Вряд ли! Да никогда,потому что небыло у
нихникогда ничести, ни совести.Именно честьи совесть
помоглиглавному героюперенести весьужас войны ивыжить.
Нашастрана всегдабудет оставатьсясамой богатой,самой
сильной,самой-самой,потому чтонигде вы невстретите таких
людей,как АндрейСоколов! Пустьв России и сталипоявляться
люди,которые готовыплевать начесть и совесть,их число
всегдабудет небольшимпо сравнениюс числом порядочныхлюдей,
которымчесть и совестьне чужды. Такможно размышлятьдо
бесконечности.Сейчас, перечитав.написанное,я понял, что
понятиячести и совестиочень условны,очень субъективны.Они
зависятот системыценностей,принятой вкакой-либостране, в
каком-либокругу. В разныхстранах, у разныхлюдей совестьи
честьимеют совершеннонеодинаковыетолкования,значения. И
оченьхочется надеяться,что когда-нибудьв будущем понятия
честии совести вовсем мире будутодинаковыми,объединяющими
вразных странахсейчас и тех,которые былираньше, но не
дошлидо нашего времени.И очень хочется,чтобы как можно
большелюдей обладалитакими достоинствами,как честь и
совесть.
(5-2)"Затерятьсяв самой нутрянойРоссии". (Порассказу
А.И.Солженицына"Матренин двор")
ФигураСолженицыназаметно выделяетсяна фоне литературной
историиХХ века. Этотписатель занялв духовнойкультуре
современнойРоссии особоеместо. В 1960-е -1980-егг. именно
Солженицынвоспринималсяв России каквоплощениесовести
нации,как нравственныйвысший авторитетдля современников.
Подобнаяавторитетностьв сознаниирусского человекаиздавна
связываласьс независимостьюпо отношениюк властям и сособым
"праведническим"поведением- смелым обличениемобщественных
пороков,готовностьюгарантироватьправдивостьсвоей
"проповеди"собственнойбиографией,серьёзнейшимижертва-ми,
приносимымиво имя торжестваистины. Однимсловом, Солженицын
относитсяк тому редкомув ХХ веке типуписателей,который
сложилсяв русской литературепрежнего века- к типу писателя
-проповедника,писателя - пророка,писателя -исследователя
русскогохарактерачеловека. Егоинтересуетсам народный
характери его существование" в самой нутрянойРоссии - если
такаягде-то была,жила", в тойсамой России,которую ищет
повествовательв рассказе"Матрёнин двор".В этом рассказе
авторскаяцель реализуетсяв разработкедвух образов-
рассказчикаи главной героини.Сюжет концентрируетсявокруг
события,происшедшего"На сто восемьдесятчетвертомкилометре
отМосквы по ветке,что идет к Муромуи Казани". Оностало
настолькозаметным, что"с добрых полгодапосле того все
поездазамедляли свойход", потомучто "машинистызнали и
помнили".Помнил его ирассказчик,повествованиео судьбе
которогоявляется важнойсоставнойчастью сюжета.Он прошёл
путьк "Матрёниномудвору" "изпыльной горячейпустыни", где
"задержался…годиков надесять". Осуществитьсвою мечту
вернутьсяв "нутряную"Россию емуудаётся, когдав стране
начало"что-то… страгиваться".Долгие годыиспытаний не
поселилив душе рассказчикаобиды на Россию,не оставилив ней
злогоследа. Его влечётв "тихий уголок",где "ниоткудане
слышнорадио и всё вмире молчит",и потому можнорасслышать
слова,"те самые, закоторыми потянула…тоска из Азии",от
смыслакоторых "веселеладуша" и становилосьясно, что нужно
делать,чтобы было "необидно бы житьи умереть".Поиски его
ведутв глубинку, "подальше отжелезной дороги",где за
"лихими","дремучими,непрохожимилесами" могласохраниться
исконнаярусская душа.Но и по этойдревней стороне
прокатилосьбезжалостноеколесо истории,сравнявшеес землей
"иpрядногектаров леса",изуродовавшеерусский языки
деревенскийуклад быта.Веря в то, что"успокоение",
"просветление"надо искатьв "кондовойРоссии", рассказчик
готовотправитьсяещё "подале".В прямом смысле- найти
деревню"поглуше", впереносном- заглянуть вглубины
народногосознания. Судьбаего приводитк "одинокойженщине
летшестидесяти", бедной и измотанной"чёрным недугом",у
которойон по волеобстоятельстввынужден сниматькомнату.
Своёсогласие стаким "жребием"рассказчикобъясняет нетолько
желаннойтишиной в "темноватойизбе", но и тойособой жизнью,
которуюон почувствовалв ней. Наблюдаяза повседневной
нищенской,непритязательнойжизнью МатрёныВасильевны,
рассказчиквидит её несоответствиедуховномунастрою героини.
Каки у него самого,"много былоу Матрёны обид",с ней
"навороченобыло многонесправедливостей".Год за годом,
многиегоды, ниоткудане зарабатывалаона ни рубля.Пенсию ей
неплатили. А вколхозе онаработала неза деньги - за
"палочки".Едой ей служила"картовьнеоблупленная",или суп
"картонный",или каша ячневая.Но, привыкнув"не в еде
находитьсмысл…существования",она остаётся"простодушной",
"доброжелательной","лучезарной","просветлённой".Главным в
еёхарактереявляется доброта,побеждающаяв её душе все
тяготыи заботы. Никакие"враги" не моглина-долго "омрачить"
еёнастроение."Верным средствомвернуть" внутреннийсвет была
длянеё работа,ощущение, чтоеё жизнь включенав общий
"закономерныйпорядок" земныхдел. Созвучиемировой гармонии-
источникнезависимостиот людской"суеты",! закоторую часто
"какбудто ей былосовестно".Однако при этом"свой черёддел
"она готова былапрервать радиколхоза, к которому"теперь не
присоединена","любой родственницыдальней илипросто
соседки".Всё это онаделала бескорыстно("Не берёт она
денег"),"без тени зависти",хотя, когда кней "врывалась…
тяжёлаянемочь", и она"сутками лежалапластом", помогатьей
похозяйствуприходилатолько её давняяподруга. Героиня
находитсякак бы вне общества,сливаясь сприродой, сохраняя
исконнорусский укладбыта. Темнота,необразованность,
суевериясоединяютсяв ней с искреннейрелигиозностью,
смирение,боязнь показаться"барыней" - сосказочной силойи
удалью.Все эти качествабыли не разпровереныжизнью, о чём
"неподозревал"рассказчик,видя "Матрёнусегодняшнюю,
потеряннуюстаруху". Когдаон и его хозяйка"привыкли"друг к
другу,героиня становитсяоткровенней,и перед "постояльцем"
оживаетеё прошлое:"неяркая","убогая" жизньвспыхиваетцелым
спектромкрасок: юность,любовь, разлука,война,
"перевернувшийся"от двух революцийсвет, замужествои
возвращениепервого жениха,смерть шестерыхдетей, другая
война,отнявшая мужа,воспитаниеКиры, младшейдочери бывшего
суженого.Умиротворенностьоказываетсязыбкой, и вскоре
внешние,"видимые"механизмы жизниприходят вдвижение.
Родственники,опережая события,начинают делить"добро"
Матрёны,разбирая "отдельныйсруб горницы""по рёбрышкам",