чтословами, жалостью,состраданием,милосердием,вниманием к
человекуможно поднятьего душу, чтобысамый последнийвор
понял:"Лучше надожить! Надо такжить... чтобысамому себя
можно...было уважать..."Таким образом,не существуетдля
Лукивопроса: "Чтолучше — истинаили сострадание?"Для него
истинното, что человечно.Тогда почемуже так безнадежно
трагиченфинал пьесы?Хотя мы слышим,что о Луке говорят,он
вдохновилСатина на пламеннуюречь о прекрасноми гордом
человеке,но тот же Сатинравнодушнобросает Актеруна его
просьбупомолитьсяза него: "Саммолись..." И ему,навсегда
уходящему,после своегострастногомонолога очеловеке кричит:
"Эй,ты, сикамбр!Куда?". Жуткойкажется егореакция насмерть
Актера:"Эх... испортилпесню... дурак!"Страшно, что
бесчеловечноеобщество убиваети калечитчеловеческиедуши. Но
главноев пьесе, на мойвзгляд, то, чтоГорький заставил
современниковеще остреепочувствоватьнесправедливость
общественногоустройства,которое уничтожаетлюдей, губитих,
заставилзадуматьсяо человеке, егосвободе. А какие
нравственныеуроки извлеклимы? Надо жить,не мирясь с
неправдой,несправедливостью,ложью, но непогубить в себе
человекас его добротой,состраданиеми милосердием.Мы чаще
нуждаемсяв утешении, нобез права говоритьправду человекне
можетбыть свободен."Человек — вотправда!" И емувыбирать.
Человекувсегда нужнареальная надежда,а не утешительная
ложь,даже если онаво спасение.
(6-5)Интерьер каксредствохарактеристикигероя. (По одному
изпроизведенийрусской литературыXIX века.)
И.С.Тургенев, какмастер слова,владеющийвысоким искусством
вобласти художественноготворчества,в романе "Отцыи дети"
широкоиспользуетразнообразныехудожественныеприёмы.
Существуетмножествоспособов раскрытиявнутреннегомира
героя:с помощьювысказыванияо нём другихперсонажей,через
егопоступки, портретноеописание, наконец,через окружающий
егопредметныймир. Наиболееярко предметныймир характеризует
героевромана И. С.Тургенева "Отцыи дети". С помощьюэтого
приёмаавтором даётсяпсихологическаяхарактеристикагероев, в
томчисле и ВасилияИвановичаБазарова, отцаглавного
персонажа.Интерьер его"домика", состоящего"из шести
крошечныхкомнат", говорито том, что переднами "маленький"
человек,очевидно, небогатый,который непретендуетна
значимость,любит уют. Такжеинтерьер помогает
охарактеризоватьделовые качестваВасилия Ивановича.И
действительно,"толстоногийстол, заваленныйпочерневшимиот
стариннойпыли, … бумагами",говорит о том,что Василий
Ивановичзанимаетсяработой, ноделает этовремя от времени.
ОтецБазарова –человек неаккуратный,за порядком,даже в
своёмкабинете неследит ("наполках в беспорядкахтеснились
книги,коробочки,птичьи чучелы,банка, пузырьки").О том, что
ВасилийИванович интересуетсяестественныминауками и
физическимиопытами, говорит"сломаннаяэлектрическаямашина",
ноэто увлечениеосталось впрошлом, таккак она до сихпор не
починена.Оружие, развешанноена стенах, говорито том, что
хозяинимел отношениек армии, к войне.И действительно,он
былвоенным врачом.Вообще, на всёминтерьере стоитпечать
времени,все вещи подержанные,старые, всё этоговорит об
уходящейжизни, времениувядания ипокоя. Но хозяинне желает
сэтим мириться.И действительно,в маленькойкомнате стоит
крупнаямебель, чтопоказываетжелание Базарова-старшего
вырватьсяиз этого маленькогомира. Здесьчитатель видит
противоречивостьхарактераВасилия Ивановича.В интерьере
кабинетадоминируетчерно-белаягамма ("вензельиз волос в
чернойрамке", "шкафиз карельскойберезы"), строгаяи вполне
сочетаемая,что говорито гармоничностивнутреннегомира
хозяина.Тот факт, чтоВасилий Ивановиччитает журнал"Друг
здравие"за 1855 год ( хотяна дворе 1859 год)свидетельствует
отом, что Базаров-старшийстарается идтив ногу со временем,
новсё-таки он нев илах угнатьсяза современностью.Интерьер
используетсяавтором такжедля сравненияперсонажей.Например,
водной из глававтором показанинтерьер показансразу двух
героев:Фенечки и ПавлаПетровичаКирсанова.Интерьер комнаты
Фенечкирезко контрастируетс интерьеромкабинета Павла
Петровича.И действительно,комната Фенечкидышит простатой,
уютом,свежестью,любовью. Читательпонимает, чтов этой
комнатеживут простые,но тем не менееискренние люди.Икона
НиколаяУгодника, портретНиколая Петровича,банки с его
любимымвареньем и сподписями"кружовник",говорят об
искреннемчувстве Фенечкик Николаю Петровичу.В отличие от
комнатыФенечки кабинетПавла Петровичапоражает своей
изысканностью,монументальностьюи вместе с темотсутствием
теплоты.В нём всё носитпечать искусственности:и библиотека
"renaissance",и бронзовыестатуэтки "на великолепном
письменномстоле", и камин,и "тяжелыезанавески окон"с
помощьюкоторых ПавелПетрович пытаетсяоградить себяот
солнечногосвета. Читателюстановится!понятно тоотчаяние, с
которымКирсанов-старший"бросился надиван". Геройосознаёт
своюнеспособностьлюбить и бытьлюбимым, исопоставление
интерьеровпомогает читателюразобратьсяв этом. В оценке
персонажанемаловажнуюроль играеттакже и детальинтерьера.
Тургеневактивно используетподробностиинтерьера,окружения
героя,показывая сих помощьюособенностиего характера.Так,
мыуже имеемопределённоепредставлениео Кукшиной,даже до её
появления."Криво прибитаявизитная карточка","толстые нумера
русскихжурналов, большеючастью неразрезанные",- всё это
указываетна "прогрессивныестремленияхозяйки", нопрогресса,
посути, не видно.Огромное желаниебыть передовойженщиной,
казатьсясовременной,делает Кукшинусмешной, неестественной,
лишеннойчувства собственногодостоинства,что сразу отмечают
иБазаров, и Аркадий.Однако в романеесть герои, укоторых
отсутствуетописание комнатвообще. Этопрежде всегоБазаров,
Аркадийи Николай ПетровичКирсанов. И этоне случайно,если у
Базаровавообще нетдома, нет своегоочага, опорыв жизни, он
дажев доме своихродителейчувствует себякак в гостях,то
описаниякомнат у Аркадияи Николая Петровичасвязано, на мой
взгляд,с мировоззрениемсамого автора.Как известно,И. С.
Тургеневотвергал крайности,однобокоеотношение кжизни,
которуютак ярко показалв образах Базароваи Павла Петровича.
Неслучайно обаэтих герояумирают: одинфизически,другой –
морально.Остаются житьполноценнойжизнью именноНиколай
Петровичи его сын. И ихдвойная свадьбаявляется нравственной
кульминациейромана. По мнениюТургенева,познать гармонию
жизниможно, лишьрастворившисьв ней, воспринявеё во всех её
проявлениях.Отсутствиеописания комнату отца и сынакак раз
говоритоб этой способности,придаёт имтипическиечерты и,
пустькосвенно, указываетна то за кем,по мнению автора,
будущиеРоссии.
(6-8)Тема человеческойсудьбы в одномиз произведенийрусской
литературы
Вянварскомномере за 2001 годопубликованрассказ В.
Астафьева"Пионер - всемупример". Датанаписаниярассказа
обозначенаавтором как"конец 50 - август2000 года". Как иво
многихпоследнихпроизведенияхизвестногорусского
писателя-современника,в данном рассказесделана попытка
оценитьдуховное здоровьенации. Проблемы,вынесенныена суд
читателя,традиционнонаходятся вцентре вниманиярусской
литературывторой половины20 века: грузисторическойпамяти
нации,связанный свойной, с периодомсталинскихрепрессий,
угасаниерусской деревни,разрушениеестественныхчеловеческих
связей,безбожие современногочеловека, проблемаэкологии.
Рассказохватываетне только длительныйвременнойпериод (от
послевоенныхлет до современности),но концентрируетвсе
тяжелоезнание, всю"гремучуюправду" о русскойжизни. Автор
намеренноснимает всепокровы, обнажаетвсе язвы советскогои
постсоветскоговремени. Пообъему заявленныхтем произведение
вполнемогло бы именоватьсяроманом. "Свойпервый червонец
АнтонАнтоновичДроздов получил,как он сам выражалсяпо этому
поводу,за пререканияс партией". Вэтой первойфразе
происходитзнакомствос главным героемрассказа, которого
авторчаще всего такуважительнои будет именовать- либо по
имении отчеству,либо по звонкойфамилии. Началоего
сознательнойжизни былоомрачено войной,но о войне автор
почтине вспоминает.Зато значительнуючасть повествования
авторотвел доблестнымрусским освободителям,которые в
послевоеннойГерманиимародерствовали,насиловали,убивали. В
тупору старшийлейтенантДроздов, командовавшийротой был еще
большепотрясен неэтим моральнымразложением,а наказанием,
котороепроизвелавласть: "Былсотворенпоказательныйсуд, на
видугорожан ковкопанномупо старинномуобычаю столбу
привязалистаршину хозвзвода,завязали емуглаза и, застрелив,
почтитрое суток неотвязывали,не хоронили."Показуха! -
ахнулкомандир роты.- Опять показуха!И какая расчетливая!"
Композицияпроизведенияфрагментарна.Рассказ состоитиз
отдельныхэпизодов многотруднойжизни Дроздова,все они
примерноравны и трудновыбрать кульминационный.Биография
Дроздовапредельнонасыщена. Нет-нет,да и появитсясомнение -