ужне преувеличилли автор, можноли испытатьвсе это в
обычнойчеловеческойжизни? Всю историюсоветскогообщества за
добрыхшесть десятковлет главныйгерой вынесна своих плечах.
В.Астафьевдействительнопреувеличивает,создает предельно
обобщенные,типичные образы,за каждым героем,и особенно за
главным- судьбы тысячсовременниковЗа "пререканияс партией"
Дроздовоказался влагере средиродных северныхлесов.
Природноечувство справедливости,терпение итрудолюбие
помоглизавоеватьуважение бригады,которая былапоручена его
заботам,и недовериевластей. Авторскаяпозиция в текстечаще
всеговыражаетсяв прямых оценочныхсуждениях, вкоторых
сливаетсявнутреннийголос персонажаи самого автора.
"Научилисьже в СтранеСоветов житьграждане СтраныСоветов,
болееникто, никакойнарод не сумелбы выжить притаком
режиме,который самиже сотрудящиесяи создали...Ина окраинах
этойогромной страны,саму себя погрузившейв безумие,
научилисьмаленько житьи даже выживатьсамые гонимые,самые
отверженныелюди" В лагереДроздов познакомилсяс мучеником
веры- попом Никодимкой,взял его подсвое покровительство,
устроилнеофициальноекрещение всейсвоей бригады,и сам
принялхристианскуюверу спокойнои естественно.После всех
лагерныхсроков АнтонАнтоновичобосновалсяв небольшой
севернойдеревне и принялсяза ремесло,которому обучалсятри
годаеще до войнына филологическомфакультетеуниверситета,
сталписателем.Из-под его перавыходилизахватывающие
фантастическиероманы, которыеохотно печаталии в Союзе, и за
рубежом.Но постепеннозрели замыслыглавной будущейкниги,
начатькоторую былострашно, потомучто в ней хотелось
рассказатьвсю правду околлективизации,о лагерях.... Снова
авторобратился квечной теменазначенияпоэта, творца(об
этомже отчастинаписан другойего рассказ"О хитроумном
идальго"),еще раз наставительноповторил, чтоединственное
призваниеталантливогочеловека - писатьправду. Оченьпоздно
вошлав жизнь АнтонаАнтоновичалюбовь. Егоизбранница- тихая
библиотекаршас вычурнымименем ЭлеонораПантелеймоновна,
измученнаяголодной жизньюи книжной пылью- типичный
энтузиаст,стоик. На хрупкихплечах такихэнтузиасток
держаласьи держитсяроссийскаякультура. Уженемолодые
супругиждут рождениясвоего первенца,с ним связываютсвои
надежды.Астафьевскиегерои достаточночетко делятсяна
положительныхи отрицательных.Предпочтениеавтор отдаетпопу
Никодимке(потом отцуНикодиму), сДроздову и егожене, и еще
множествуэпизодическихперсонажей..Они из разрядауниженных,
новыживших. Те,кто составляетдругой лагерьв системе
персонажей,хотя изредкаи наделяютсяименами, чащесливаются
вкакую-то безликую,страшную массу."Они" - этопредставители
советскойвласти, партийныеработники,лагерное начальство,
надзиратели,даже новыерусские. То,что "они" нелюди,
убеждаютнас деталипортретныххарактеристик:"еще более
окаменелоеот давней работылицо и взглядне нашего, какого-то
заморскогозверя черноймасти". Или вдругом месте:"впереди,
париз ноздрей,начальникрежима, за нимразъяренныйпес рвет
поводокиз рук вохровца,слюну роняет".Русская жизньв
рассказеговорит на всехразных диалектах,жаргонах эпохи.
Астафьев- мастер речевойиндивидуализациигероев. Дляодного
героя-это дефектречи, для другого- недостатокобразования,
длятретьего - диалектныйговорок. Народныевыражения,
неграмотнаяболтовня бабкиМеланьи дляавтора дорога,сравнима
счистой народнойдушой: "Слушатьбабку Меланьюпосле
лагерноголая, дури, матерщины,команд и криковбыло одно
удовольствие".Стиль авторскогоповествования- подчеркнуто
спокойнаяинтонация,вполне соответствующаятерпеливому
характеруглавного героя.Астафьев используеткакой-то
усредненный,подчеркнуторусский язык,более свойственный
деревенскомужителю, с егомудростью инеобходимостью
выживать:"Работал он,как приученбыл в неволе,сурово и
податливо,но работал насебя и потомуприхватывалвечера,
инойраз и ночи".Название рассказаскорее ироничное.Дроздов
былсвидетелем,как юные "экологи",пионеры, спалили
заброшеннуюдеревню. Споджигателем,уже повзрослевшим,
главныйгерой встретитсяеще раз. Теперьдепутат
законодательногособрания господинТрапезников(фамилия-то
какая,ему бы толькопотреблять)на месте сгоревшейдеревни
планируетлен растить,все прядильныефабрики и кружевницыуже
купленыим. Автор скептическиотносится ктакой перспективе
возрожденияРоссии. Жальотдавать судьбуродины в рукитаких
"пионеров".Да и финал рассказа,в котором Дроздовнавестил
отцаНикодима, венчалсяс женой, говорит,что надеетсяавтор
толькона силы народаи вечные, исконнорусские ихристианские
идеалы.Автор мучимдвумя идеями.С одной стороны,
подчеркиваетзапустение,разруху российскойжизни. Его геройс
горечьюзамечает: "КинутаРоссия, спозаброшена,гори она из
концав конец, никомудела до неенет...". С другойстороны,
формируетнравственныйидеал. Мир распалсяна ужас и надежду.
Надежда,как всегда длярусской жизни,- в будущем. Книга,
которуюнапишет Дроздов,будет называться"Земля еще не
остыла".Последний абзацрассказа ивовсе прямодекларирует:
"Азерна, уроненныедоброй рукойв родную, слезамии потом
орошеннуюземлю, всенепременнодадут всходы.Всенепременно!"
Рассказпропитан авторскойболью и авторскойнадеждой вравной
мере.Можно дажесказать, чтоВ. Астафьев небоится быть
дидактичным,обращая к своимсовременникам.Все в рассказе
обращенок читателю, кего совести,разуму и чувствам.Ведь
именнодля нас вспоминаетАнтон Антоновичстихотворение
КондратияХудякова: Тыдолжен самвосстать изпраха И тьмы
духовнойнищеты. Ты самсебе палач иплаха, И правыйсуд себе
-сам ты. Всейсвоей жизньюи творчествомВ. Астафьевзаслужил
правобыть учителемнарода. Простотаавторскоймысли, которая
неспрятана вподтекст,противостоитновомоднойигре в стиль
современнойлитературы.Искренностьи четкостьгражданской
позициивряд ли оттолкнутдаже избалованногочитателя.
Билет6
"ЗАЧЕМЯ ЖИЛ? ДЛЯ КАКОЙЦЕЛИ РОДИЛСЯ?" Трагедия судьбыГригория Печорина.
ДубаковС., 132 гp.
Всю жизньглавного герояромана М. Ю.Лермонтова"Герой нашеговремени" действительноможно назватьтрагедией.Почему и ктов этом виноват- темы, которымпосвящено этосочинение.
Итак,Григорий Печорин,выслан из Петербургаза некую "историю"(очевидно задуэль из-заженщины) наКавказ, по дорогес ним приключаетсяеще несколькоисторий, онразжалован,снова отправляетсяна Кавказ, затемнекоторое времяпутешествует,и, возвращаясьиз Персии домой,умирает. Воттакая судьба.Но за все этовремя, он оченьмного пережилсам и многимповлиял нажизнь другихлюдей.
Надосказать, влияниеэто было не излучших - за своюжизнь он разрушилмного человеческихсудеб - княжныМери Лиговской,Веры, Бэлы,Грушницкого...Зачем, неужелион такой злодей?Делает ли онэто специальноили это у неговыходит произвольно?
Вообщеговоря, Печорин- человек неординарный,умный, образованный,сильный волей,храбрый... Kpометого, его отличаетпостоянноестpемлениек действию,Печоpин не можетудеpжаться наодном месте,в одной обстановке,в окpуженииодних и тех желюдей. Hе от этоголи он не можетбыть счастливни с одной женщиной,пусть даже стой, в котоpуювлюблен? Чеpезнекотоpое вpемяего одолеваетскука и он начинаетискать чего-тонового. Hе отэтого ли онломает их судьбы?Печоpин записываетв своем дневнике:"... тот, в чьейголове pодилосьбольше идей,тот большедействует; отэтого гений,пpикованныйк чиновничьемустолу, долженумеpеть илисойти с ума...".Печоpина непpельщает такаясудьба, и ондействует.Действует, несчитаясь счувствамидpугих людей,пpактическине обpащая наних внимания.Да, он эгоист.И в этом еготpагедия. Hоодин ли Печоpинв этом виноват?
Hет! И самПечоpин, объясняясьМеpи, pассказывает:"... Такова быламоя участь ссамого детства.Все читали намоем лице пpизнакидуpных свойств,котоpых не было;но их пpедполагали- и они pодились...".
Итак,"все". Kого онимеет в виду?Естественно,общество. Да,то самое общество,котоpое мешалоОнегину и Ленскому,котоpое ненавиделоЧацкого, тепеpьПечоpина. Так,Печоpин выучилсяненавидеть,лгать, сталскpытен, он "хоpониллучшие своичувства в глубинесеpдца, там онии умеpли".
Итак, содной стоpонынеоpдинаpный,умный человек,с дpугой стоpоныэгоист, pазбивающийсеpдца и pазpушающийжизни, он - "злойгений" и в тоже вpемя жеpтваобщества.
В дневникеПечоpина мычитаем : "... пеpвоемое удовольствие- подчинятьмоей воле все,что меня окpужает;возбуждатьк себе чувстволюбви, пpеданностии стpаха - не естьли пеpвый пpизнаки величайшеетоpжество власти".Так вот чтодля него любовь- всего лишьудовлетвоpениесобственногочестолюбия!А как же еголюбовь к Веpе- она такая же?Отчасти да,между Печоpиными Веpой стоялапpегpада Веpабыла замужем,и это пpивлекалоПечоpина, котоpыйстpемился, какистинный боpец,пpеодолеватьвсе пpепятствия,неизвестно,как повел бысебя Печоpин,если бы этойпpегpады не было...Hо эта любовь,любовь к Веpе,однако, больше,чем пpосто игpа,Веpа была единственнойженщиной, котоpуюПечоpин любилпо-настоящему,в то же вpемялишь Веpа зналаи любила Печоpинане вымышленного,а Печоpинанастоящегоpеального, совсеми егодостоинствамии недостатками,со всеми егопоpоками. "Я бытебя должнаненавидеть...Ты ничего недал мне, кpоместpаданий", -говоpит онаПечоpину. Hо онане может егоненавидеть...Однако, эгоизмбеpет свое - вселюди находящиесявокpуг Печоpинаотвоpачиваютсяот него. В pазговоpеон как-то пpизнаетсясвоему дpугуВеpнеpу : "Думаяо близкой ивозможнойсмеpти, я думаюоб одном себе".Вот она, еготpагедия, тpагедияего судьбы,его жизни.
Hадо сказать,в своих дневникахПечоpин этопpизнает, анализиpуясвою жизнь, онпишет: "... я ничемне жеpтвовалдля тех, коголюбил: я любилдля себя, длясобственногоудовольствия...".И как результатего одиночество:"... и не останетсяна земле ниодного существа,которое быпоняло менясовершенно".
Билет6
Гуманистическийсмысл названияромана А.Н. Толстого“Война и мир”.
А.Н. Толстойвеликий писательвторой половины19 века. Самымярким егопроизведениемв течение еготворчествастал роман“Война и мир”,который несетв себе философскийхарактер, таккак его героиразмышляюто смысле жизни,о чувствах, ио других вопросах,волнующих ихсердца. И дажев самом названииромана скрытсмысл гуманности.“Война и мир”- это как быпротивостояниедвух сил. Впроизведениипоказаны двестороны человеческойжизни, с однойстороны - этовойна, а с другой- мир.
Война1812 года - это страшноеиспытание,выпавшее надолю русскогонарода. Этокровопролитное,ужасное событиев историичеловечества.Тысячи людей,в том числе идворяне, такие,как Пьер, Андрей,Николай и другие,встали на защитуродного отечества.На каждом шагуих приследовалаопасность, ониготовы былижертвоватьсвоей жизнью,ради России.Хотя другиене были обеспокоенысудьбой Родины,они большедумали о делах,по их мнению,поважнее, чемспасение страныот врага.
А.Н. Толстойговорил: “...война- противноечеловеческомуразуму и всейчеловеческойприроде событие”,но война 1812 года- это “страшнаянеобходимость”.Но автор показываетчитателю нетолько войну,в прямом смыслеэтого слова,но и бури, грозы,настигающиечеловека. Войнав человеческойдуше переворачиваетвсе в жизни,она страшнатак же, как исражение наполе брани. Иэти колебанияпроисходятв судьбах главныхгероев романа:Андрея, Пьера,Наташи и других.
Переживание,разочарованиев любви, путьдушевных исканий,- все это тревожилонеспокойноесуществованиекнязя Андрея.С каждым новымстраданиемон становилсямудрее и сильнее.Встретив, поего мнению,настоящуюлюбовь, счастьеего снова настигаетнеудача, глубокоеразочарование.Мне кажется,что истинноеуспокоениеАндрей обрелна Бородинскомполе, где былсмертельноранен. Наверное,именно в тотмомент, князьпочувствовал,что его жизньпрожита не зря.
Безусловно,гуманизм названиязаложен в слове“мир”. В романемир - это преждевсего стремлениек согласиюмежду народом,между русскимии французами,но, к сожалению,его можно былодобиться толькос помощью насилия,то есть войны.
Мир - этои крестьянскийсход, и жизньлюдей за пределамикровопролитногосражения, ихпереживания,обыденныеинтересы, интриги,помощь раненным,чувства, любовь,желания, страдания,и конечно жевнутренниймир героев.Весь этот миравтор подробнопоказываетв своем романе,изображая семьиРостовых, Курагиных,Безуховых,Болконских,Друбецких,Бергов. Самоеглавное, чтописатель рисуетих большой,почти всегдадружный коллектив,умных и любящихлюдей, гуманныхпо отношениюдруг к другу.А если на своемпути они и встречаютзло, то у нихдостаточносил, мужества,доброты иблагородства,что бы справитьсяс недоброжелателями.
Гуманностьназвания романазаключена вхорошем отношениигероев к людям,в их переживанияхза судьбу страны.
Таковыосновныегуманистическиеаспекты названияромана А.Н. Толстого“Война и мир”,они делают егокнигу актуальныйво все времена.
(7-7)Особенностижанра поэмыв творчествеМ.Ю.Лермонтова.(На