Смекни!
smekni.com

Шпора на экзамен в 2002 году (стр. 14 из 38)

примереодного произведения.)


Композиционнаясложностьромана неразрывнасвязана с

психологическойсложностьюобраза главногогероя.

НеоднозначностьхарактераПечорина,противоречивостьэтого

образавыявляласьне только висследованиисамого его

духовногомира, но и всоотнесениигероя с остальными

персонажами.Именно поэтомуЛермонтов несразу нашел

композиционноерешение романа,согласно которомучитатель

постепенноприближаетсяк герою. Композицияромана подчинена

логикераскрытияобраза главногогероя. В первойчасти мы

видимПечорина глазамиМаксима Максимыча.Этот человек

искреннепривязан кПечорину, нодуховно глубокоему чужд. Их

разделяетне только разницасоциальногоположения ивозраст.

Они- люди принципиальноразличных типовсознания и дети

разныхэпох. Для штабс- капитана, старогокавказца, его

молодойприятель - явлениечужеродное, странное и

необъяснимое.Поэтому в рассказеМаксим МаксимычаПечорин

предстаеткак человекзагадочный, таинственный.Максим

Максимычнеслучайновыбран первымрассказчиком.Его образ -

одиниз важнейшихв романе , ибоэтот человеческийтип очень

характерендля Россиипервой половиныминувшего века.В

условияхвечной войныформировалсяновый тип "русского

кавказца"- чаще всегоэто были люди,подобные Ермолову,

превышевсего ставящиезакон силы ивласти , и ихподчиненные

-добрые, искренниеи нерассуждающиевоины. Такойтип и

воплощенв образе МаксимаМаксимыча.Кавказ называли"теплой

Сибирью",куда в действующуюармию ссылалинеугодных - в

частностии многих декабристов.На Кавказ ехалии молодые люди

вжажде побыватьв "настоящемделе" , тудастремилисьи как в

экзотическуюстрану чудес,в край свободы...Эти черты Кавказа

такили иначе сродниПечорину: в неместь нечто отчеркеса

(егобезумная скачкана коне по горамбез дорогипосле первом

свиданияс Верой!); онестествен вкругу княжныЛиговской.

Единственныйчеловек с кему Печорина нетничего общего,это

МаксимМаксимыч. Лапширазных поколений,разных эпохи разных

типовсознания, штабс-капитан и Печоринабсолютно чуждыдруг

другу.Потому и запомнилсяМаксиму Максимычуего давний

подчиненный,что так и несмог он понять,разгадать его.В

рассказеМаксима МаксимычаПечорин предстаетромантическим

героем,встреча с которымстала однимиз ярчайшихсобытий в

егожизни; тогдакак для Печоринаи сам штабс-капитан,и

историяс Бэлой - лишьэпизод в рядудругих. Дажепри

случайнойвстрече, когдаМаксим Максимычготов кинутьсяему в

объятия,Печорину нео чем с ним говорить:вспоминатьБэлу -

болезненно,рассказатьстарому приятелю- нечего... "Мнепора

МаксимМаксимыч." Итак,из новеллы"Бэла" (кстати,написанной

позжедругих) мы узнаемо существованиинекоего Печорина-

герояромантическойистории счеркешенкой.Зачем Печорину

понадобиласьБэла; почему,едва добившисьее любви, онскучает

итомится; отчегобросился отбиватьее у Казбича(ведь

разлюбил!);что мучило егоу постели умирающейБэлы и почему

засмеялсякогда добрейшийМаксим Максимычпопытался его

утешить?Все эти вопросыостаются безответа; в Печорине-

\'всетайна, поведениегероя читательволен объяснятьв меру

собственноговоображения.В главе "МаксимМаксимыч" завеса

тайныначинаетприподниматься.Место рассказчиказанимает

давешнийслушательштабс-капитана,путешествующийофицер. И

таинственномугерою "кавказскойновеллы" придаютсякакие-то

живыечерты, его воздушныйи загадочныйобраз начинает

обретатьплоть и кровь.Странствующийофицер не просто

описываетПечорина ондает психологическийпортрет. Он -

человектого же поколенияи близкого,вероятно, круга.Если

МаксимМаксимыч ужаснулся,услышав отПечорина отомящей его

скуке:"...жизнь моястановитсяпустее деньото дня...", то

егослушательпринял этислова без ужасакак вполне

естественные:"Я отвечал, чтомного естьлюдей, говорящихто

жесамое; что есть,вероятно, итакие, которыеговорят

правду..."И поэтому дляофицера-рассказчикаПечорин гораздо

ближеи понятнее; онмногое можетобъяснить втрое: и "разврат

столичнойжизни", и "буридушевные", и"некоторуюскрытность",

и"нервическуюслабость". Так,загадочный,ни на кого не

похожийПечорин становитсяболее или менеетипичным человеком

своеговремени, в егооблике и поведенииобнаруживаютсяобщие

закономерности.И все же загадкане исчезает,"странности"

остаются.Повествовательотметит глазаПечорин "онине

смеялись,когда он смеялся!"В них рассказчикпопытается

угадать"признак - илизлого нрава,или глубокойпосмеянной

грусти";и поразитсяих блеску: "тобыл блеск, подобныйблеску

гладкойстали, ослепительный,но холодный";и поежится от

"проницательногои тяжелого"взгляда... Именнопоэтому такрад

путешественник,заполучивзаписки Печорина:"Я схватилбумаги

ипоскорее унесих, боясь, чтобштабс-капитанне раскаялся."

Написанноеот лица повествователяпредисловиек "Журналу

Печорина"объясняет егоинтерес к этойличности. Онговорит о

бесконечнойважности изучения"истории душичеловеческой",о

необходимостипонять истинныепричины побуждений,поступков,

всегохарактерачеловек "...иможет быть, онинайдут

оправданияпоступкам, вкоторых до сихпор обвиняли..."Все

этопредисловиеподтверждаетдуховную близостьповествователя

икроя, их принадлежностьк одному поколениюи одному

человеческомутипу: вспомните,например, рассуждения

рассказчикао "коварнойнеискренностиистинногодруга",

оборачивающейся"неизъяснимойненавистью,сгорая, таясьпод

личинойдружбы, ожидаеттолько смертиили несчастиялюбимого