откинуто.И отражениеэто происходилоне путем логической
мысли,а другим таинственным,непосредственнымпутем". В этом
иесть сущностьсемейных отношений:в обретениисебя, в
нахождениидля себя смыслажизни, в обретениипокоя и счастья,
возникшеготак вдруг,всеобъемлющегосчастья, заставляющего
смотретьна мир другимиглазами. Ввозможностипонимать себяи
своюполовину, возможностиделать счастливымисвоих детейи
супруга.Семья представляетсобой результатисканий героев,
результатобретения ине того, к чемуони стремилисьвсю
жизнь,к тем идеалам,которые онисмогли найтитолько в семье.
Билет7
Что такоесемья? Это ячейкаобщества, группалюдей, связанныхродственнымиузами или жеэто нечто гораздобольшее: любовь,нежность,привязанность,уважение? Длякаждого из нассемья – это нетолько родные,но и простоблизкие люди.Ведь бывает,что некоторыхродственниковпросто нельзяназвать семьёй.
В русскойхудожественнойлитературедевятнадцатоговека тема семьираскрываетсямногими авторами:Тургеневым,Достоевским,Толстым… ВРомане-эпопее«Война и мир»эта тема такженашла своёотражение.Автор показалжизнь Россиина протяжениицелой историческойэпохи, и, мнекажется, этогонельзя былосделать безизображениясемей тоговремени. Впроизведениинаиболее яркопредставленыдве семьи –династии Болконскихи Курагиных.
Начнёмс последних.Глава семьиКурагиных –князь Василий.У него естьдети: Элен, Анатольи Ипполит. ВасилийКурагин – типичныйпредставительсветскогоПетербурга:умён, галантен,одет по последнеймоде. Но за всейэтой яркостьюи красотойскрываетсячеловек насквозьфальшивый,неестественный,алчный, грубый.Князь Василийживёт в атмосферелжи, светскихинтриг и сплетен.Самое главноев его жизни –деньги и положениев обществе. Онготов даже напреступлениеради денег.Это подтверждаетсяего поведениемв день смертистарого графаБезухова. КнязьВасилий дотовна всё, лишьбы получитьнаследство.Он относитсяк Пьеру с презрением,граничащимс ненавистью,но стоит Безуховуполучить наследство,как всё меняется.Пьер становитсявыгодной партиейдля Элен, потомучто может оплатитьдолги князяВасилия. Знаяэто, Курагинпускается налюбые уловки,лишь бы приблизитьк себе богатого,но неопытногонаследника.
Перейдёмтеперь к ЭленКурагиной. Всвете всевосхищаютсяеё статностью,красотой,вызывающиминарядами ибогатыми украшениями.Она одна изсамых завидныхневест Петербурга.Но за этой красотойи блескомбриллиантовнет души. Онапуста, черстваи бессердечна.Для Элен семейноесчастье состоитне в любви мужаили детей, а втрате денегсупруга, вустраиваниибалов и салонов.Стоит лишьПьеру завестиразговор опотомстве, какона грубо смеётсяему в лицо.
Анатольи Ипполит ничемне уступаютни отцу, ни сестре.Первый проводитжизнь в гулянияхи кутежах, вкарточныхиграх и разногорода развлечениях.Князь Василийпризнаётся,что «этот Анатольстоит сороктысяч в год».Второй его сынглуп и циничен.Князь Василийговорит, чтоон «беспокойныйдурак».
Авторне скрываетсвоего отвращенияк этой «семье».В ней нет местадобрым побуждениями стремлениям.Мир Курагиных– это мир «светскойчерни», грязии разврата.Царящие тамэгоизм, корыстьи низменныеинстинкты непозволяютназывать этихлюдей полноценнойсемьёй. Главныеих пороки –это беззаботность,эгоизм и неуёмнаяжажда денег.
Абсолютнодругую картинупредставляетсобой семьяБолконских.Толстой показываеттри поколенияэтого рода:старый князьНиколай Андреевич,его дети Андрейи Марья и внукНиколенька.Из поколенияв поколениев этой династиипередаютсялучшие человеческиекачества: чувстводолга, понятиечести, благородство,патриотизм.
Старшийкнязь Болконский,считающий, что«на свете естьтолько дведобродетели– деятельностьи ум», всегдаследует своимубеждениям.Он много временитрудится: топишет новыйвоенный устав,то работаетна станке, тозанимаетсяс дочерью. Онне представляетсебе жизнь вбездействии.Для него важнеевсего понятиядолга и чести.Николай Андреевичбесконечнолюбит своегосына и вряд липереживёт егосмерть, но вто же времяему лучше видетьсына мёртвым,чем обесчещенными замаравшимдоброе имяБолконских.Старик такжесильно любитМарью, но всяческискрывает своичувства, поройдаже грубообращаетсяс ней.
КнязьАндрей являетсядостойнымсыном своегоотца. Честь,благородство,пытливый ум– все эти чертыон унаследовалот НиколаяАндреевича.Он очень любитРоссию, готовсовершитьподвиг во имяродины. Во времявойны 1812 года,несмотря нато, что он далслово не участвоватьв боях послесобытий 1805-1807 годов,он снова становитсяв строй, воюетна передовой,а не отсиживаетсяв штабе, хотяи имеет такуювозможность.Такие поступкиАндрея обусловленыего происхождениеми воспитанием,которое онполучил в своейсемье. Возможно,единственныйнедостатоккнязя – этовысокое самомнениеи чувство своейисключительности.
Несколькоотличаетсяот брата княжнаМарья. Она мягка,душевна, набожна,скрытна и замкнута.В чём же причина?На мой взгляд,причина кроетсяв излишнейстрогости отцаи в отсутствииматеринскойласки, ведьжена НиколаяАндреевичарано умерла,оставив мужуна воспитаниедвух маленькихдетей. Строгостьотца зачастуюотталкивалаот него дочь,Марья дажеиспытываетстрах при занятияхс ним. Противоречиямежду страхоми дочернимдолгом оченьсильны в душекняжны, несмотряна это она считаетвсе поступкиотца праведными.Даже когдакнязь увлекаетсяслужанкойБурьен, онаоправдываетего и молчастрадает.
В семьеБолконскихлучшие качествапередаютсяпо наследству.«Хочу славы,хочу быть известнымлюдям, хочубыть любимымими»,– думаеткнязь Андрейперед Аустерлицем.Через многолет его сындаёт себе клятву:«Все узнаютменя, все полюбят,все восхитятсямною». И емуможно верить,ведь он – достойныйпотомок своегоотца, и, мнекажется, Николенькадобьётся успехаи признанияв жизни.
Казалосьбы, при всёмблагородствеБолконскихв их семье недолжно бытьнедостатков,но они всегдаесть. У этогодома главный– слишком позднееосознаниеочевидныхвещей. КнязьАндрей слишкомпоздно понял,как он любилсвою жену, толькопосле её смерти.Старший князьБолконскийслишком поздноощутил своюлюбовь к дочери.
Еслив семье Курагиныхмного пороков,изжить которыемогут лишь онисами, то понятиячести и долгав семье Болконскихдостойны восхищения,хотя эта семьяне идеальна.Я надеюсь, чтосовременныесемьи будутследоватьпримеру Болконских,а не Курагиных.
(8-4)СтихотворениеА.С.Пушкина"Погасло дневноесветило..."
(Восприятие,истолкование,оценка.)
Нетолько поэмы,но и лирикаПушкина южногопериода носила
романтическийхарактер. Однимиз первых южныхромантических
стихотворенийПушкина былаэлегия "Погаслодневное светило…"
Оннаписал этостихотворениеночью на корабле.Южный период
ещеназываютбайроническимпериодом творчестваПушкина, так
какнекоторымичертами стихотворенийего поэзиянапоминает
поэзиюБайрона. Нонельзя сказать,что Пушкинподражает
Байрону,хотя в то жевремя, стремлениепоэта "к пределам
дальним",его разочарованность,лирическоеобращение кморю –
всеэто было характернодля байроническойпоэзии. Ссылка,
пребываниев неведомыхкраях, близостьморя, постоянныйпорыв
ксвободе заставляливспоминатьо Байроне. Обэтом вспоминал
какчитатель, таки сам Пушкин,узнавая в пушкинском
стихотворениибайроническиемотивы. ЭлегияПушкина наполнена
тоскойи печалью: Ичувствую: вочах родилисьслезы вновь;
Душакипит и замирает;Мечта знакомаявокруг менялетает; Я
вспомнилпрежних летбезумную любовь,И всё, чем я страдал,и
всё,что сердцумило, Желанийи надежд томительныйобман... В
этихстроках он супоением вспоминаетбылое, хотя
петербургскаяжизнь былаполна горечи,он помнит все:и
"прежнихлет безумнуюлюбовь", и все,чем страдал,и "все, что
сердцумило". В будущемПушкин хотелвоскреситьвсе то доброе,
чтобыло. Поэтомуи торопит онкорабль: Шуми,шуми, послушное
ветрило,Волнуйся подомной, угрюмыйокеан. Лети,корабль,
несименя к пределамдальним Погрозной прихотиобманчивых
морей…Это стихотворениеможно сравнитьс русской народной
песней…Уже началостихотворенияговорит обэтом: На море
синеевечерний палтуман. Можносравнить: Ужкак пал туманна
синеморе. ОбразПетербургас элегии соединяетреальностьи
русскиенародные мотивы.Петербург сосвоим промозглым
климатомблизок к песеннымпереживаниям:Лети, корабль,неси
меняк пределамдальним Погрозной прихотиобманчивыхморей,
Нотолько не кбрегам печальнымТуманной родинымоей… Еще
однойособенностью,которая даетнам ощущениенародной песни,
являетсясочетаниеперекрестнойи кольцевойрифм: светило–
туман– ветрило –океан (перекрестнаярифма) отдаленный– края
–я– упоенный(кольцеваярифма). В этойэлегии Пушкин
используеттакие словаи словосочетания,которые характерны
длярусских народныхсказок: дневноесветило, послушное
ветрило,угрюмый океан,волшебные края,дальние пределы,
обманчивыеморя, брегапечальные.Подобно русскойпесне Пушкин
пользуетсяприемом повторения,как будто припев:Волнуйся подо
мной,угрюмый океан...Использованиеолицетворенийеще больше
усиливаетощущение сказочностистихотворения:"шуми, шуми,
послушноеветрило", "волнуйсяподо мной, угрюмыйокеан",